Проект Богатство русского народного творчества для детей старшей группы
проект (старшая группа)

Садова Виктория Олеговна

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.

Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества. Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_starshey_gruppy.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект для детей старшей группы:

«Богатство русского народного творчества»

Паспорт проекта

Руководители проекта: Садова В.О. Шихова О.Ф.

Участники: воспитанники старшей  группы, воспитатели, родители.

Вид проекта:

  • По количеству участников: групповой;
  • По приоритету метода: творческий;
  • По контингенту участников: дети 5-6 лет;
  • По продолжительности: долгосрочный (октябрь 2020- апрель 2021гг).

Актуальность проекта

Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.

Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества. Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Проектировочный компонент

Проблема: Необходимость развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».

Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре. 

Задачи: 

  • Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
  • Продолжать знакомство  детей с народным декоративно- прикладным искусством.
  • Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
  • Создать условия для активации  творческого мышления детей.
  • Способствовать развитию памяти детей  дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
  • Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы. 
  • Расширять сотрудничество с родителями.
  • Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

Интеграция образовательных областей:

  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие. 

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный

2 этап- основной

3 этап- итоговый

Ожидаемый результат проекта

  • Обогащённая среда в группе;
  • Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
  • Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
  • Активизация творческих способностей детей;
  • Активное участие родителей в жизни группы;
  • Создание мини- музея « Дивная роспись»;

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Рисование и лепка на тему народного творчества;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций с элементами народного творчества;

  Подготовительный этап:

  • Разработка стратегии реализации проекта.
  • Включение в календарно – тематическое планирование мероприятий по реализации проекта. 
  • Изучение методической литературы.
  • Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек  для детей 5-6 лет.
  • Изготовление атрибутов к спектаклю .
  • Создание условий для самостоятельной деятельности: альбомы «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», настольные игры: «Собери сказку» и т.п , стенды с изделиями народных промыслов.
  • приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, пластилин);
  • Подбор дидактических игр;
  • Консультации для родителей;

Основной этап

Перспективно – тематический план :

Октябрь:

«Русские народные посиделки»

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству,  прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия; прививать любовь к русскому народному фольклору.

Беседа : « Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель:  знакомство детей с русской народной культурой (дымковская игрушка).

Рисование  с использованием узоров  дымковских элементов.

Цель : формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек , умение создавать узоры по собственному замыслу.

Ноябрь:

«Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

«Хохломские чудеса»

Цель: способствовать закреплению знаний о народных промыслах (хохломской посуде).

Рисование с использованием узоров хохломской росписи.

Цель: вызвать желание овладеть  навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи.

Декабрь :

«Знакомство с Гжельской росписью»

Цель : знакомство детей с Гжельской росписью.

«Сочинение сказки о гжельской розе»

Цель: формировать  умение у детей придумывать сюжет сказки, сохраняя ее структуру.

Пластилинография  « Сказочная гжель»

Цель:  знакомство детей с гжельской росписью, закрепления приемов рисования пластилином в технике мазка.

Январь :

Дидактические игры :

«Подбери узор к игрушке»

«Одень куклу в русский народный костюм»

Цель: формировать умение выделять основные характерные признаки предметов и явлений , сравнивать,сопоставлять их.

Рисование и лепка:

 На свободную тему по пройденному материалу

Цель: закрепления пройденного материала по теме : «Дымковская игрушка».

Февраль:

Презентация  проекта « Чудо дивное»

Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры. Порадовать детей.

Рисование и лепка:

На свободную тему по пройденному материалу

Цель: закрепление пройденного материала  по теме : « Хохломская роспись»

Март :

Тематическая беседа на тему «Масленица»

Цель:  знакомить детей с народными праздниками и традициями их празднования.

Рисование « Масленица»

Цель: закреплять умение рисовать человеческую фигуру в пропорциях. Продолжать знакомить детей с жанровой живописью, создание рисунков по замыслу на тему : « Масленица».

Лепка и рисование:

Свободная тема по пройденному материалу

Цель: закрепление пройденного материала по теме: « Гжель»

Апрель:

Беседа « Городецкая роспись»

Цель: знакомство с городецкой росписью.

Рисование и лепка:

Цель: продолжаем формировать умение рисовать и лепить элементы росписи.

Физическое развитие:

Подвижные игры:

  • «Уголки»;
  • «Ключи»;
  • «Два Мороза»;
  • «Гуси-лебеди».

Физкультминутки:

«Шепоток», « Молчание».

Социально-коммуникативное развитие 

Сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры: 

  • «Узнай из какой  сказки это выражение»;
  • «Одень куклу в русский народный костюм»;
  • «Подбери узор к игрушке»; 
  • «Помоги Машеньке найти корзинку»;
  • «Определи и назови промысел»;

Речевое развитие:

  • Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним; 
  • Знакомство  с произведени   малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.);
  • Заучивание наизусть понравившихся произведений;
  • Чтение былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»;
  • Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Царевна- лягушка»

Художественно- эстетическое развитие:

Рисование:

  • посуда «Хохломская роспись» (раскраски);
  • « Дымковская красавица» (раскраски);
  •  рисование узоров « Золотая хохлома» (гуашь);
  • рисование узоров «Гжель»;
  • досочка в стиле « Городецкая роспись»;
  • роспись посуды  в стиле « Гжель», «Хохломские узоры»;
  • рисование «Укрась матрешку сказочным узором».

Лепка:

  • «Дымковская игрушка»- конь;
  • Аппликация:
  •  посуда из бумаги (папье-маше);
  • аппликация «Дымковская барышня».
  • конструирование:
  • «Дома в старину»;

Взаимодействие с семьей:

Творчеству детей способствует тесный контакт воспитателя с родителями, где родители становятся активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.

Формы работы с родителями:

Для проведения эффективной работы по реализации нашего проекта в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде :

  • оформление папок – передвижек, памяток; 
  • -привлечение родителей  в создании экспонатов для мини-музея по народному  творчеству  вместе с детьми ;
  • -консультация «Русская народная игру

Итоговый этап ( заключительный)

Создания мини- музея «Дивная роспись».

«Русские народные посиделки»

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству,  прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия; прививать любовь к русскому народному фольклору.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодияВ горницу входят дети

Воспитатель (хозяюшка) в русском сарафане встречает гостей.

Хозяюшка. Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Давно вас поджидаю, праздник без вас не начинаю. Как полагается, по русскому обычаю отведайте хлеба-соли, гости дорогие! Уши слушают – все слышат. Глаза смотрят – и всё видят. Ноги – руки не мешают. А как звать вас я не знаю.

Чтоб запомнить вас, друзья,

Есть хорошая игра,

С детства мне она родна,

Каравай — принимай,

Своё имя – называй. (Дети угощаются хлебом – солью, называют свои имена).

Проходите, садитесь, будьте как дома (дети садятся на лавочки). Удобно ли Вам? Посидим рядком, да поговорим ладком. У меня для каждого найдется и местечко, и приветливое словечко. Располагайтесь поудобнее – «кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит» – не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая гостей в горницу. Вспомним обычаи старины далекой. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! Русские посиделки! Ребята, как вы думаете, что такое посиделки(ответы детей). Давайте вспомним, как это было раньше

Рассказ воспитателя в сопровождении мультимедийной презентации.

Хозяюшка. Так и было в старину, темными зимними вечерами, люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали шутки-прибаутки и, конечно же, занимали себя разными работами: пряли, вязали, вышивали, плели, вырезали из дерева разные предметы. Вот такие вечера и назывались посиделками.

Как я уже сказала, на посиделках женщины пряли пряжу. Ребята, а вы знаете, как это делается? (ответы детей). Я вам сейчас расскажу.

Рассказ воспитателя в сопровождении мультимедийной презентации.

Дети. Не учись безделью,

Учись рукоделью.

Где весело прядется,

Там весело и поется!

Хозяюшка. Эй, девчата-хохотушки!

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

Девочки исполняют частушки.

Эх, пятка-носок

Выковыривай песок.

Уж и так я попляшу

Всю Вам избу распашу.

Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке.

Подою я подою

Белую коровушку

Молочко телёночку,

А сливочки милёночку.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре!

Хозяюшка. Ах, частушки хороши!

Словом, эти посиделки,

Были праздником души!

Ребята, посмотрите какие прекрасные работы сделаны искусными мастерицами (воспитатель приглашает детей к столу, где размещены вышитые работы). Какими инструментами пользовались мастерицы? (ответы детей). Давайте рассмотрим эти работы.

Дети рассматривают изделия и инструменты, необходимые для вышивания.

Хозяюшка. Чтобы создать такую красоту требовалось много времени, терпения, усидчивости. А чтобы работа спорилась, народ развлекал себя шутками-прибаутками.

Хозяюшка. На посиделках трудились не только женщины, но и мужчины – они делали из дерева разные предметы быта. Как вы думаете, что это за предметы? (ответы детей).

Рассказ воспитателя в сопровождении мультимедийной презентации.

Хозяюшка. А у меня как раз есть ложки расписные. Скажите, ребята, что делают ложками? (ответы детей). Вот вам ложки. Подходите, выбирайте, для забавы поиграйте!

Хозяюшка. Как мы уже знаем, на посиделках каждый взрослый был занят занимательным делом, а что же в это время делали дети? (ответы детей). А дети тоже не сидели сложа руки – девочки учились вышивать, вязать, мальчики – вырезать деревянные изделия, плести лапти и корзинки и как могли, помогали взрослым. Например, сматывать шерстяные нитки в клубочки. И сейчас я предлагаю вам показать свои умения и сноровку в этом деле?

Проводиться игра «Смотай клубочек».

Демонстрация слайдов с изображением березы в разное время года, последний слайд с изображением лаптей, корзинки, шкатулки.

Хозяюшка. Ребята, из чего сделаны лапти, корзинки, шкатулки? (ответы детей). Правильно из коры березы. Как вы думаете, почему для изготовления этих предметов использовалась кора? (ответы детей).

Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы, украшения. Из дерева могли сделать вот такой сундук, в котором хранили праздничную, нарядную одежду.

Хозяюшка. Пожелаю вам любить свою родину, народ и не забывать традиции. Русские люди всегда славились гостеприимством и любили угощать гостей пирогами, пряниками, баранками. Вот и я для вас баранки испекла. Сами покушаете и друзей угостите. Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Воспитатель. Вот мы и побывали на русских посиделках. Скажите, ребята, а чем отличаются посиделки наши сегодняшние от посиделок, которые устраивали наши прадедушки и прабабушки?

Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.

Продуктивная деятельность:

  • -Рисование   с элементами «Городецкая роспись»;
  • -Рисование «Предметы русского быта»

«Народные  художественные  промыслы».

Цель: Познакомить детей с народными художественными промыслами, развить чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Задачи:

  • Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. 
  • Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память,  чувство света, эстетическое восприятие.
  • Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий  дымковских, гжельских и хохломских мастеров (каждый промысел на отдельном стенде), рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование:

Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки. 

Ход занятия

Воспитатель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, , послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята,  сегодня на занятии я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.

В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Дети подходят к первому стенду.  ( Гжель)

Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы,  средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Чашка эта голубая 

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает

Не расстает синий луг. 

Рассветают на морозе 

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фасьянсе!

Неужели, неужели

В Вашем доме нету Гжели?

Дети подходят ко второму стенду. ( Хохлома)

Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда. 

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется,  кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Я перечислила  элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Молодцы ребята! Послушайте  стихотворение о Хохломе.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, —

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Дети подходят  к стенду с Дымковской  игрушкой.

Воспитатель: Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня ,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор? 

А сейчас  послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.

Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины,  смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Ребята, интересная экскурсия у нас  получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас  на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.

 

Лепка «Дымковская лошадка».

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Показать пластичность передачи движения в лепке. Продолжать учить лепке из целого куска пластилина по типу народных глиняных игрушек.

Задачи: 

  • Способствовать развитию эстетического вкуса,
  • Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
  • Учить видеть выразительность формы игрушки.
  • Лепить пластическим способом, путем оттягивания глины от общего куска, стекой намечая детали, украшать игрушку налепами.

 Предварительная работа: рассматривание  открыток, альбомов, слайдов,   дымковских глиняных игрушек, знакомство и работ с глиной.

Материалы  и оборудование: дымковские глиняные игрушки ,глина, стеки, салфетки, дощечки, вода.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу, как в селе Дымково мастера-художники делают из глины красивые и веселые игрушки и разрисовывают их яркими красками. Это нарядные девицы, расписные лошадки, олени с ветвистыми рогами, уточки с утятами. Вылепленные из глины игрушки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их покрывают белой краской и украшают нарядными узорами. Мастер берет кисточку и расписывает игрушку малиновыми, желтыми, оранжевыми, синими красками.

Особое внимание воспитатель обращает на лошадку, на разнообразие налепов, их расположение, цветовую гамму.

Воспитатель напоминает, как из куска глины овальной формы можно оттянуть шею, голову, хвостик, объясняет, что лошадки могут быть вылеплены с высоко поднятой головой, красиво изогнутой, вытянутой шеей. 

Самостоятельная деятельность детей.

Оказывать детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Подводится итог занятия и детям предлагается рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

Продуктивная деятельность: 

Лепка «Дымковская игрушка»;

«Хохломские чудеса»

Цель: способствовать закреплению знаний о народных промыслах:хохломской посуде.

Задачи: 

  • Учить рисовать концом кисти волнистые линии, короткие завитки, травинки, ягоды.
  • Учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи
  • Способствовать развитию интереса к искусству хохломских мастеров.

Предварительная работа:рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий  хохломских мастеров, рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование: Предметы художественных промыслов: Хохломская посуда; посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики.  Гуашь, кисти № 1, 2, палитры, салфетки, баночки с водой. 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. А мы ведь с вами говорили о том, что наша Россия давно славится добрыми мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Воспитатель: Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.

Предложить детям поиграть в игру “Путаница”.

Поочередно доставать из сундука по одному предмету, стараясь запутать детей называйте неправильно художественный промысел (достаёте Дымковскую игрушку называете ее Хохломской — дети исправляют и т.д.)

Дойдя до Хохломской посуды сказать:

Воспитатель:А что это за тарелка?

Дети отвечают, что эта деревянная посуда и есть Хохломская.

Воспитатель:Спасибо дети. Что помогли разобраться с народными промыслами. Вот и нашла я подарок своему гостю – Золотую Хохлому.

А ведь мы с вами можем сами можем сделать посуду и расписать Хохломскую посуду.

Давайте вспомним особенности Хохломского промысла.  Вместе с детьми вспоминаем особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.

Фон (красный, черный, золотой, желтый).

Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).

Ягодно-травный орнамент.

Виды ягод: ( рябина, малина, клубника).

Воспитатель:Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете делать и расписывать, и пройдите к столам. Посуду мы будем делать и бумаги.Техника называется «Папье-маше».Когда посуда высохнет мы с вами ее распишем.

Детям предлагается на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов,   предложить посуду на которой уже есть нарисованные элементы травы и завитков , нужно только дорисовать ягоды и  цветы.

Воспитатель: С чего надо начинать рисовать?

– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)

– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)

Дать указания к работе:

– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии).

– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.

– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Оказывать детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.

Подвести детей к окончанию работы, прочитав стихотворение:

Воспитатель: Роспись Хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И ни где на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

После окончания рисования подводится итог занятия и предлагается  детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

Продуктивная деятельность:

  • -Аппликация «Предметы русского быта» (Папье-маше);
  • -Роспись посуды в стиле «Гжель», «Хохлома».

«Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Задачи:

  • Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.
  • Учить определять жанр произведения.
  • Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
  • Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход занятия

Воспитатель: О чем-то скрипит половица, 

И спице опять не спится, 

Присев на кровати, подушки 

Уже навострили ушки… 

И сразу меняются лица, 

Меняются звуки и краски. 

Тихонько скрипит половица, 

По комнате ходит сказка

 Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.

Воспитатель: А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).

Воспитатель: Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. назовите сказки которые вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)

Воспитатель: А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила. (ответы детей)

Воспитатель: В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. (ответы детей).

Физкультминутка «Красавец-петушок»

 Ах, красавец-петушок, 

На макушке гребешок, 

Под клювом бородка, 

Очень гордая походка. 

Лапы кверху поднимает. 

Важно головой кивает. 

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет: Ку-ка-ре-ку! 

Воспитатель: Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)

— А чему учит сказка «Хаврошечка» ? (ответы детей)

— У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…

Воспитатель: Ребята, читая сказки, мы должны научится всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

— А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

— Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д.)

Воспитатель: Есть еще одна игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят поговорить, тихо шепчут имя каждого из нас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка – норушка, Русалочка, Баба –Яга, Илья Муромец…)

— Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?

— Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая.(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная.(«Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает.)

Воспитатель: Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

Воспитатель: Ребята, попробуйте придумать сказку.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

 С какими русскими народными сказками мы познакомились? 

Чему учат эти сказки?

Каким героем из этих сказок вы хотели бы быть?

А вам хотелось бы продолжить знакомство с другими русскими народными сказками? 

Позднее мы поиграем в  сказку и нарисуем теремок. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.

Театрализованная деятельность «В гостях у народной сказки».

Продуктивная деятельность:

-Аппликация «Дымковская барышня»;

-рисование «Укрась матрешку сказочным узором».

Презентация проекта

«Чудо – чудное, диво – дивное».

Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры. Порадовать детей.

(Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходят два скомороха.)

1-й скоморох

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

2-й скоморох

Вас много интересного ждет: 

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

1-й скоморох

Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок.

Сели-посидели,

Песенки запели.

2-й скоморох

Услыхали ложки,

Вытянули ножки.

Услыхали калачи

И попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

В игры шумные играть.

Воспитатель : Кто желает с нами поиграть? Выходите смелые, становитесь в круг.

(русская народная игра «Горшки». Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок – «хозяин» («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».)

Водящий. Нет ли продажных горшков?

Хозяин. Нет продажных.

(Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.)

Хозяин. Купи! Что дашь?

Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотнище.

Хозяин. Ладно, по рукам!

(Оба ударяют по рукам и бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится «хозяином», а опоздавший водящим.)

1-й скоморох. Славно мы позабавились да потешелись!

А теперь отгадайте наши загадки.

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

 (печь)

Сидит бычок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

 (самовар)

В брюхе – баня,

В носу – решето,

На голове – пупок,

Одна рука, и та – на спине. (чайник)

Всегда во рту, а не проглотишь.

 (язык)

2-й скоморох. Загадки вы, ребятушки, умеете отгадывать. А знаете ли вы пословицы и поговорки русские?

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека – труд.

1-й скоморох. Хотите слово услышать смешное? Хотите позабавлю вас?

По поднебесью, братцы, медведь летит!

Медведь летит, хвостом вертит!

Свинья на ели гнездо свила!

Гнездо свила, деток вывела!

Милых деточек, поросяточек!

Поросятки по сучкам весят…

По сучкам весят, полететь хотят!..

2-й скоморох

Расступись, народ чесной!

Идет медведюшка со мной!

 (Входит «медведь», кланяется.)

 Много знает он потех,

Будут шутки, будет смех!

 (Обращается к «медведю»)

 Покажи всем, как Дуняша

В круг заходит, лихо пляшет!

 («Медведь» надевает на голову платок, берет его за концы. «Медведь» пляшет под русскую народную мелодию.)

1-й скоморох.Уморился ? Отдохни, да немножко вздремни!

(«Медведь» ложится.)

Воспитатель: на Руси всегда было много лесов. Взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы поиграем с Михаилом Потапычем. Берите корзинки, лукошки, пойдемте в лес.

(Игра «У медведя во бору».)

2-й скоморох. Ох, и разыгрались ребятушки наши! Ох, и раскричались! Медведя испугались.

Игра «Молчанка»

Первенчики, первенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашка, орешки,

Медок, сахарок,-

Молчек!

 (Дети замолкают.)

1-й скоморох. Вы послушайте сказочку мою, ребятушки.

Серый волчище

С мухи шкуры содрал,

Полусапожки себе сшил,

В полусапожках щеголял,

Оскользнулся и упал.

В сине море он попал,

Сине море все повыгорело,

Бела рыба вся повылетила.

А на печке мужик

Осетра – рыбу поймал,

А в пламене другой

Быстро щуку схватил.

Как пошло на чудеса,

Где море – там леса…

2-й скоморох. Ну, потешил! Ну, наврал! Прям с три короба!!!

1-й скоморох

Не веришь? Не верь!

Открой лучше дверь.

Там к нам гостья пришла,

Подарки принесла!..

(Появляется бабушка – сказительница.)

Сказительница. Здравствуйте, ребятушки! Долго я к вам шла, целую корзину сказок принесла.

(Сказительница рассказывает короткую русскую народную сказку. После этого спрашивает детей, какие народные сказки они знают, и дарит в книжный уголок толстую книгу русских народных сказок.)

2-й скоморох. Выходи, народ, играть в хоровод!

(Дети становятся в круг.)

Игра «В цапки»

Водящий вытягивает вперед руки ладонями вниз. Каждый участник ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба…

Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры. 

1-й скоморох

Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

(Дети выходят в рассыпную и танцуют под русскую народную мелодию, повторяют знакомые движения русских народных танцев, импровизируют.)

Вывод: После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанное в саду своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять  виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини музея «Русское народное творчество» для детей старшего дошкольного возраста

Проектмини музея «Русское народное творчество»для детей старшего дошкольного возраста  Цель проекта:развивать у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к ...

проект " Богатство русского народного творчества"

совметсный проект детей, родитей и воспитателей о народных традициях....

Творческий проект «Богатство русского народного творчества»

Паспорт проектаРуководители проекта: Садова В.О. Шихова О.Ф.Участники: воспитанники старшей  группы, воспитатели, родители.Вид проекта:По количеству участников: групповой;По приори...

Проект "Богатство русского народного творчества" для подготовительной группы

Цель проекта: формирование начал национальной культуры             детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям ...

Хрестоматия «Русское народное творчество для детей» в группе среднего возраста

Данная хрестоматия знакомит детей с русским народным творчеством. Способствует развитию речи ребёнка, памяти, воображения, мышления. Активизирует познавательное развитие....