Самообразование по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада
рабочая программа (подготовительная группа)

Чегаровская Екатерина Евгеньевна

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов:  «Математика приводит в порядок  ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samob-e_20-21.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Полянка»

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

Ф.И.О. педагога: Чегаровская Екатерина Евгеньевна

Образование: средне - специальное

Специальность: воспитатель

Стаж педагогической работы: 10 лет

Квалификационная категория: высшая

Курсы повышения квалификации: «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях

введения  ФГОС ДО»

         

 Тема: "Формирование математических представлений посредством плоскостного ориентирования и пособия Геометрик".

Дата начала работы над темой: октябрь 2020г

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г

Цель: развитие логического мышления,  смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
  • создание условий для познавательной деятельности детей;
  • организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • изучение методик, технологий по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе.

Пояснительная записка

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов:  «Математика приводит в порядок  ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст –  самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте –  школе. Математическое развитие ребенка –  это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача –  развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.  Помня о том, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая деятельность, я пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей и лучшей подготовки их к школе, нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений формирование математических представлений.  

Также для детей 6-7-летнего возраста одной из актуальных проблем является подготовка  к обучению в школе.  Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе. Рисование графических фигур – это замечательная тренировка в ориентировании в пространстве (на плоскости листа), а кроме того отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

Именно поэтому на занятиях математического кружка я включаю рисование по клеточкам, графические диктанты – это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения: «верх», «низ», «право», «лево», «диагональ», мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, умение отсчитывать необходимое количество клеточек, развития способности слухового и зрительного анализа. Выполняются они в тетрадях в клеточку.  

В ходе занятий математического кружка используются различные дидактические пособия, одно из основных – математический планшет Геометрик.  

Работа в математическом кружке позволит приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

На занятиях математического кружка используются дидактические игры и задания на развитие математических представлений (Приложение №1), упражнения с математическим планшетом Геометрик (схемы представлены в приложении №2), игры со счетными палочками (Приложение №3), графические диктанты (Приложение №4), задачи-шутки, математические загадки.  

Активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

План самообразования по теме: "Формирование математических представлений посредством дидактических игр и пособия Геометрик.  Подготовка детей к школе"

Виды деятельности

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Изучение методической литературы

Программа «От рождения до школы»

Медиоресурсы интернета

«МААМ.ru», «Почемучка.r» и т.д.

Помораева  И.А., Позина  В.А. «Занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012

Носова Е.А. "Логика и математика". СПб., Детство-ПРЕСС,2002

Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи.   -    ПРЕСС, 2001

ПетерсонЛ.Г.  «Раз ступенька, два ступенька».

Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007

Е.В.Колесникова «Программа математические ступеньки»

Методическое обеспечение (ПРС, карточек и т.д.)

Подбор методического материала по теме

Подбор и изучение материала с использованием интернет ресурсов. ФГОС

Перспективный план

Составление картотеки дидактических игр по формированию элементарных представлений

Подбор и составление картотеки схем для работы с математическим планшетом Геометриком

Подбор и составление картотеки игр со счетными палочками и графических диктантов

Изготовление папки – передвижки «Математичес-кие игры»

Консультация для педагогов

«Значение логико – математичес-ких игр в развитии мышления детей подготовитель-ной группы»

Работа педагога с родителями

Анкетиро-вание

для родителей

 Консультация

 «Зачем детям математика»,

Беседа 

«Веселые занятия дома по ФЭМП»

Консультация

«Развитие у детей интереса к математиче-ской деятель-ности»

Папка передвижка для родителей

«Логические упражнения и задачи-средства занимательной математики»

Консультация для родителей  «Роль д/и по фэмп для детей»

 Информация для родителей в родительский уголок «Зани-мательная математика»

Родительское собрание "Математика - царица всех наук"

Консультация «Математичес-кие игры»

Работа педагога с детьми

1) Д/игра  «Матрешки».  

Д/игра «Подбери фигуру».  

Игра с Геометрик «Домик».

2)  Д/игра «Живые числа».  

 Д/игра «Художники».  

 Д/игра «Когда это бывает».  

 Игра со счетными палочками «Молоток», «Морковь», «Лопата».

3) Д/игра  «Сосчитай правильно».  

Д/игра «Какой сегодня день?»   Игра с Геометрик «Коврик».

4) Д/игра «Угадайте, какое число пропущено?».    Д/игра «Разложи по порядку».  

Графический диктант «Квадрат».

1) Д/игра «Незнайка в гостях».   Д/игра «Кто больше увидит».  Игра со счетными палочками «Кошка»,  «Гриб».  

2) Д/игра «Сколько разных игрушек?». Д/игра «Времена года». Графический диктант «Сердечко».

3) Д/игра «Веселые соседи». Д/игра «Назови скорей».  

Д/игра «Линии и точки».  Игра «Сложи из спичек».

4) Д/игра «Угадай, какой по счету цветок».   Д/игра «Кто какого роста?».  

Игра с Геометрик «Звезда».

1)  Д/игра «Освободим принцессу».  

Д/игра «Найди парную картинку».    Графический диктант «Собачка».

2) Д/игра «Что звучит и сколько».  Д/игра «Сломанная машина».   Математические загадки-шутки.  

Игры со счетными палочками «Листок», «Жук» и «Волк».

3)  Д/игра «Заполни квадрат».  

Работа с математическими раскрасками.

4)  Д/игра «Поможем Элли вернуться домой».  Д/игра «Сравни между собой». Игра с Геометрик «Новогодняя снежинка».

1) Д/игра «Сколько?» Д/игра «Тик-так».     Графический диктант «Кенгуру».

2) Д/игра«Яблоня и яблоки».  

Математические загадки.  

 Д/игра «Посадим ели».  

Работа в тетради в крупную клетку «Повтори узор».

3) Игра «Соедини по цифрам» - «Трактор» и «Поезд».  

Игра с Геометрик «Ракета».

4)  Д/игра «Назови части суток».  Д/игра «Куда бросим мяч?».   Игра с Геометрик «Решаем примеры».

1)  Д/игра «Веселые соседи».  Д/игра «Решаем задачи бабушки Загадушки».  

Графический диктант «Олень».

2) Д/игра «Успей вовремя».

Д/игра «Сравни по весу».  

Работа с математическими раскрасками.

3) Д/игра «Угадай, какое число пропущено».  Д/игра  «Кто больше увидит».  

Игры со счетными палочками «Танк», «Корабль».

4) Д/игра «Яблоки и перцы».  

Д/игра «Сравни и заполни».  

Игра с Геометрик «Слон».

1) Д/игра «Бумеранг».   Математические логические задачи.  Д/игра «Мастерим геометрические фигуры».

2) Игра «Соедини цифры» - «Подводная лодка» и «Собака».   Д/игра «Выбери фигуру».   Графический диктант «Цветок».

3)  Д/игра «Угадайте, какое число пропущено?».  Д/игра  «Сложи фигуру».  

 Игра с Геометрик -  «Утёнок».

4) Д/игра «Числовые домики».  

Д/игра «Волшебная линейка».  

Д/игра «Чародеи».

1)  Д/игра «Продолжи считать».  

Д/игра «Сложи фигуру».  

Работа в тетради в крупную клетку «Повтори и продолжи узор».

2) Д/игра «Найди неправильную цифру».  

Д/игра  «Путешествие».  

Д/игра «Работа с геометрическим конструктором» - «Краб» и «Бабочка». 

3) Д/игра «Веселые соседи».  

«Успей вовремя».  

Игра с Геометрик «Рыбка».

4) Д/игра «Выходные-будни».  

Д/игра «Клад».  

Графический диктант «Верблюд» и «Белочка».

1) Д/игра «На зарядку становись».  

Д/игра «12 месяцев».  

Игра «Сложи из спичек» - «Пароход». Игра-головоломка из спичек «Поверни оленя».

2) Д/игра «Дополни число».  

Д/игра «Зазеркалье».  

Игра с Геометрик «Летающая тарелка» и «Меч».

3) Д/игра «Скажи последующее/предыдущее число».  

Д/игра «Сосчитай и построй».    Графический диктант «Крокодил».

Практические выходы:

1. Оформление картотеки:  дидактические игры по формированию элементарных представлений; схемы для работы с математическим планшетом Геометриком; игр со счетными палочками и графических диктантов,

2. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема:   «Формирование математических представлений посредством дидактических игр и пособия Геометрик»

3. Консультация для педагогов.

                 Тема: «Значение логико – математических игр в развитии мышления детей подготовительной группы»

4. Итоговое открытое занятие "Чему мы научились"

Список использованных источников:

  1. Носова Е.А. "Логика и математика". СПб., Детство-ПРЕСС,2002
  2. Помораева  И.А., Позина  В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  3.  Панова Е.Н.  «Дидактические  игры и занятия  в  ДОУ»
  4. ПетерсонЛ.Г.  «Раз  - ступенька, два - ступенька».
  5. Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи.   -    ПРЕСС, 2001.
  6. Светлова И. "Сравни и измерь". М., 2001.
  7. Арапова-Пискарева Н.А. "Формирование элементарных математических представлений". Мозаика – Синтез, 2010.
  8. Алябьева Е.А. "Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
  9. Зайцев В.В. "Математика для дошкольников". Волгоград, Учитель 2003.
  10. Колесникова Е.В. "Математика для дошкольников 5–6 лет". М.: ГНОМ и Д, 2001..
  11. Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
  12. Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада

Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....

Конспект НОД по ФЭМП (ОО «Познавательное развитие») в подготовительной к школе группе детского сада в форме квеста: «Случай в Простоквашино или в поисках пропавших цифр".

Представлен конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе в форме КВЕСТА, с использованием системно-деятельностного подхода....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе детского сада "Мир профессий, или какую дверь открыть?", посвященное вопросам ранней детской профориентации

В течение последних лет в нашей стране уделяется особое внимание профориентации детей. Проблематика профориентации дошкольников  отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте д...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада

Подготовительная часть занятия по плаванию в детском саду может иметь разную ориентацию и направленность, в зависимости от задач, решаемых в основной части занятия. Однако, так или иначе, подготовител...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Часы и история их возникновения», познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект «Часы и  история их возникновения» способствует знакомству  детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения....