Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Часы и история их возникновения», познавательное развитие (ФЭМП)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Бышева Елена

Конспект «Часы и  история их возникновения» способствует знакомству  детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy_i_istoriya_ih_vozniknoveniya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе детского сада

«Часы и  история их возникновения»,

познавательное развитие (ФЭМП)

Цель: Познакомить детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения.

Задачи:

  1.  Образовательные -

         - познакомить детей с различными видами часов и историей их  появления;

       - расширить знания детей об умениях людей ориентироваться во  времени с древних времен и по сей день;

        -  упражнять детей  в определении времени по часам с точностью до часа;

              - расширять активный словарь детей по теме «Время»: Часы, час, минута, секунда, клепсидры…

  1.  Развивающие –

- развивать познавательные способности и познавательную активность детей;

  1.  Воспитательные -

     - воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели.

Использование современных образовательных технологий:

- ИКТ - технология (презентация «Виды часов»);

- Музейная педагогика (создание мини - музея «Часы»);

- Проблемно-игровая технология (проблемные ситуации – проблемные вопросы)

- Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Часы для совы»

Оборудование:

- ноутбук;

- проектор и экран;

- иллюстрации -  различные виды часов;

- наглядные пособия, представленные в мини – музее «Часы»:  песочные, настенные, настольные, наручные часы различных видов;

- круглые картонные модели часов с часовой и минутной стрелкой (по количеству детей);  

- рабочие листы с заданиями для самостоятельной деятельности детей.

Предварительная совместная деятельность:

- Дидактические игры и упражнения для знакомства детей с временным отрезком «час»;

-  Дидактические игры и упражнения  для определения времени по часам с точностью до часа.

-  Дидактические игры и упражнения  для развития чувства времени с помощью песочных часов (1 минута, 2 минуты, 5 минут),

-  Изготовление новогодних часов с движущимися стрелками (модель часов),

-  Заучивание наизусть стихотворения И.Гуриной «Стрелки»:

Стрелки водят хоровод:

Вот минутная идёт,

Длинная и стройная,

Очень беспокойная.

Вдоль по кругу пролетает,

Все минуты сосчитает.

 

Часовая – покороче,

Тоже ходит дни и ночи.

Эта стрелка чуть дыша

Проползает не спеша,

Очень медленно для нас

Отмеряет каждый час.

Ход совместной образовательной деятельности:

Часть 1 – организационная

      Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель загадывает детям загадку:

Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

- Как вы думаете, что это? Правильно, это часы! (Слайд 1)

Часть 2 – основная. Совместная образовательная деятельность  сопровождается демонстрацией различных видов часов и  иллюстраций различных видов часов.

- А что такое часы?

Часы́  — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов.

- Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди раньше определяли время, когда не было часов? (ответы детей)

Давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Взошло солнце – пора вставать, темнеет – пора спать.

Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов движутся по кругу, становятся длиннее и короче, в зависимости от положения солнца на небе. Так человек придумал солнечные часы - самые древние часы (Слайд 2). Родина этих часов - Вавилон. Циферблат часов устанавливался на открытое, хорошо освещенное солнцем пространство. Вместо стрелки ставили в серединке стерженёк, который отбрасывал тень. Солнце всходило, и тень от стерженька начинала двигаться вокруг него. Но был у этих часов один недостаток.

- Как вы думаете какой? (ответы детей)

Правильно, часы были всем хороши, но без солнца они не работали.

Тогда люди изобрели водяные часы (Слайд 3). Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько вытекло воды, определяли, сколько прошло времени. Такие часы назывались клепсидрами и использовались они очень долго. 

- Какой же недостаток, по-вашему,  был у них? (ответы детей)

В них нужно было все время подливать воду. 

- Из древности к нам пришли и другие часы – песочные (Слайд 4).  Они состояли из 2-х стеклянных конусов, соединенных вместе, внутри был насыпан песок. Объем песка указывал на определенный промежуток времени. Они сохранились до нашего времени: ими до сих пор пользуются в медицине, если нужно отмерить временные отрезки небольшой длины: 1 минуту, 2 минуты, 5 минут. Эти часы были очень точными, но был и у них недостаток.

- Как вы думаете какой? (ответы детей)

Правильно, их нужно постоянно переворачивать.

Когда-то были и огневые часы (Слайд 5). На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали иголку с привязанным грузом. Свеча догорала до иголки, груз падал. Это означало, что прошел определенный промежуток времени.

Безопасны ли были такие часы? (ответы детей)

Свеча может упасть и случится пожар.

Существовали и живые, природные часы. Какие, как вы думаете? (ответы детей)

- Петух – поет с восходом солнца (Слайд 6);

- Цветы – часы (Слайд 7), бутоны которых раскрываются и закрываются с заходом солнца. Есть цветы, которые раскрываются ночью, а закрываются днем.

Но все эти часы не точны, или  неудобно ими пользоваться.

- И со временем люди изобрели механические часы (в которых используется механизм) (Слайд 8), затем электрические (работают от электричества), электронные (на батарейках) (Слайд 9).

Пальчиковая гимнастика "Часы для совы"

Соблюдается совой

Сжимают и разжимают

Распорядок часовой

кулачки на обеих руках

Ночью в час по распорядку

Показывает один палец

Совы делают зарядку

Руки на поясе, наклоны влево и вправо

Циферблат покажет два

Показывают два пальца

В магазин спешит сова

Шагают на месте

В три - готовит суп

Показывают три пальца и "варят"

В четыре

Показывают четыре пальца

Вытирает пыль в квартире

Делают вид, что вытирают пыль

В пять сова идет читать

Показывают пять пальцев и "читают книгу"

В шесть она садится есть

Показывают шесть пальцев и "кушают"

Семь показывают стрелки

Показывают семь пальцев

В гости к ней приходят белки

Прыгают на месте, руки перед грудью

Не поздней восьми часов

Показывают восемь пальцев

Совещание у сов

"Совещаются" между собой

Но как только девять бьет

Показывают девять пальцев

В лес сова идет гулять

Шагают на месте

В десять у нее - вязанье

Показывают десять пальцев и "вяжут"

А в одиннадцать - купанье

Показывают сначала десять пальцев, затем

еще один палец и "плавают"

Как двенадцать бьет часов

Показывают сначала десять пальцев, затем

еще два пальца

Двери в доме на засов

"Закрывают дверь на ключик"

В полдень ей пора в кровать

Потягиваются и зевают

Любит днем сова поспать

Руки под щеку и "спят"

Дальше все по распорядку

В час  встает и - на зарядку     

Сжимают и разжимают кулачки

на обеих руках

- А вы знаете,  как устроены часы? (Слайд 10) (Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).

- Сколько стрелок может быть у часов?

Как правило -  2 или 3:

- Толстая короткая, которая движется очень медленно и показывает часы.

- Толстая длинная, движется быстрее и показывает минуты.

- Тоненькая длинная, быстробегущая – секундная.

Из секунд складываются минуты, из минут – часы. В минуте 60 секунд, а в часе 60 минут.

Из часов складываются дни, из дней – недели, из неделей – месяцы, из месяцев – год и т. д.

Если минутная стрелка совершает круг вокруг циферблата, то проходит час, короткая при этом передвигается на одну цифру. Между цифрами есть деления, одно деление равно 1 минуте. Когда секундная стрелка проходит круг – минутная передвигается на 1 деление. При перемещении минутной стрелки от одной цифры до другой проходит 5 минут. (Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов).

Давайте мы с вами поиграем (детям раздаются модели часов, сделанные из картона).

Для определения времени нужно посмотреть, как расположены стрелки.

-  Поставьте на своих часах обе стрелки, часовую и минутную,  на цифру 12, как на моих часах. Когда обе стрелки и минутная и часовая находятся на 12, значит ровно 12 часов. А теперь передвиньте короткую (часовую) стрелку на цифру 1. Если часовую стрелку передвинуть на 1, то будет 1 час.

- Сколько времени сейчас на ваших часах? (1 час)

А теперь передвинем короткую стрелку на цифру 2, длинная стрелка по-прежнему остается на 12.

- Сколько теперь времени на ваших часах? (2 часа) и т. д.

А теперь поставьте стрелки на ваших часах так, чтобы они показывали 6 часов.

- Как расположены стрелки на ваших часах? (большая на 12, маленькая на 6)

- Чем же отличаются часы друг от друга?  (формой, цветом, размером, материалом корпуса, местом положения).

- А как же называют часы, которые: (Слайд 11)

Находятся на башне - … башенные (Слайд 12),

Висят на стене – настенные (Слайд 13),

Стоят на полу - … напольные (Слайд 14),

Носят на руке - … наручные (Слайд 15),

Лежат в кармане - … карманные (Слайд 16),

Стоят на камине - … каминные (Слайд 17),

Стоят на столе - …настольные (Слайд 18).

- А чем же все часы похожи?  (они все показывают время).

Давайте теперь посмотрим, какие же самые известные, красивые и необычные часы изобрели люди (рассматривание слайдов 19-26). 

Часть 3 –заключительная.

- Мы с вами хорошо сегодня постарались, вы много нового и интересного узнали. Расскажите, что же больше всего вас заинтересовало, удивило, что понравилось?

- Может у кого-то возникли сложности во время выполнения заданий?

- Может что-то осталось непонятным для вас?  (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Волшебные свойства воды» -

Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности «Золушка» на тему: «Военная пилотка» по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: формирование представлений детей о защитниках Отечества.Основные задачи. Образовательные задачи:- дать представления о защитниках Отечества; об истории возникновения военного приветствия в Росси...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Экскурсия в музей доблести и славы воинов русской земли» (Образовательная область – познавательное развитие)

Цель:Воспитание духовно – нравственных качеств дошкольников через былинный эпосЗадачи:Образовательные:закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;расширять словарный запа...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...