Выступление на родительском собрании
консультация (младшая группа)

Егорова Светлана Николаевна

Тема: «Значение устного народного творчества в развитии речи ребенка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Тема: «Значение устного народного творчества в развитии речи ребенка»

Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К.Д. Ушинский

Ни для кого не секрет что детям логопедических групп свойственны проблемы недостаточного  уровня развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас. В решении этой проблемы нам поможет устное народное творчество, так как оно – важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, сказки  помогут  почувствовать красоту  русского языка, обогатят  речь детей и  разовьют ее образность.

Средствами устного народного творчества  мы хотим пополнить словарный запас детей,  научить детей использовать в речи выразительные средства языка, средства образности, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширить представление о добре, правде, красоте.

Мы с детьми выучили коротенький  стишок – закличку «Осень». Закличка  – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

Дети познакомились  с пословицей: «Здоровье дороже богатства». К.Д.Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Скороговорки –  игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.

Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении,

Таким образом, чистоговорки развивают и совершенствуют речевой слух, развивают фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.

Считалки – это  способ осуществления объективной справедливости – как бы судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Считалки тесно связаны с играми.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Загадки всякому известны; Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи

Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.

Сказка А.С. Пушкин писал о сказке: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями

Таким образом, изучение с детьми  произведений  устного народного творчества  позволят устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатят словарь детей, расширят  знания, кругозор.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение детский сад «РОДНИЧОК»

комбинированного вида

«Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями»

Воспитатели:

Захарова Е.Ю.

Егорова С.Н.

Пыть-Ях 2013г.

2 слайд

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

3 слайд

Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, и осуществляется с помощью общения. Мы стремимся к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим совершенствуются формы и методы сотрудничества с семьей во всестороннем развитии ребенка.

4 слайд

Цель нашей работы - установить сотруднические отношения между педагогами и семьями воспитанников по воспитанию и развитию детей.

5 слайд

Перед собой мы ставим следующие задачи взаимодействия с родителями:

  • Приобщать родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ребенка.
  •  Повышать уровень компетентности родителей в области педагогики и детской психологии.
  •  Вовлечь детей и взрослых в познавательно-развивающий и творческий педагогический процесс.

6 слайд

В организации работы с родителями мы используем традиционные и нетрадиционные формы общения.Традиционные формы  взаимодействия с семьей представлены:

  • коллективными (групповые родительские собрания);
  • индивидуальными (педагогические беседы с родителями);
  • наглядно-информационными (аудио-видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотовыставки, стенды, ширмы, папки-передвижки).

7 слайд

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, и мы в своей деятельности активно используем их, так как в них реализуется принцип партнерства, диалога. 

К инновационным формам взаимодействия с семьей относятся:

  • информационно-аналитические формы (фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников);
  • досуговые формы (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках вовлечение в конкурсы, оздоровительные праздники тематические досуги в рамках календарного планирования);
  • познавательные (оформление мини - музея; участие в проектах, участие в акциях, семинар-практикум, педагогическая гостиная, видео презентации, коллекционирование, проведение собраний, в нетрадиционной форме);
  • наглядно-информационные (информационные буклеты для родителей, выпуск газет, организация мини-библиотек).

8 слайд

Наша старшая логопедическая группа была сформирована в сентябре 2012года, в нее вошли дети с нарушением речи из двух средних групп. В начале учебного года мы знакомились с детьми и родителями. С целью изучения семей воспитанников, выявления отношении в семье к ребенку, запросах родителей в психолого-педагогической информации, родителями были заполнены социальные карты, мы проводили анкетирования, фронтальные и индивидуальные опросы родителей.

9 слайд

Первое родительское собрание мы провели в нетрадиционной форме – семейная гостиная «Давайте познакомимся», в которой приняли участие родители и дети. Были приглашены логопед и музыкальный руководитель. Мы познакомили родителей с целями и задачами работы в старшей группе. Логопед рассказала о специфике логопедической группы. Совместно с детьми и родителями мы поиграли в пальчиковые игры, водили хороводы, рассказывали стихи и заклички. Цель этого мероприятия – установление доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми.

10 слайд

В рамках реализации технологии «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» были проведены посиделки «Сядем рядком, поговорим ладком». Цель посиделок - установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми. Приобщить родителей и детей к русской национальной культуре, привить им интерес к русскому народному фольклору.

11слайд

На посиделках мы совместно с родителями рассматривали горницу, отгадывали загадки о предметах русского народного быта, вспоминали любимые русские народные сказки и пословицы, проговаривали скороговорки, потешки, инсценировали прибаутки, водили хоровод, играли в игры. Повеселились очень дружно, а потом за столы садились, сладким чаем угостились.

12 слайд

В середине года мы провели семинар – практикум «Учусь говорить правильно». Цель семинара - повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

13 слайд

В ходе семинара были представлены видеопрезентации:

  • «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Логопедический массаж»;
  • Познакомили родителей с различными способами развития мелкой моторики;
  • Поиграли в игры по развитию грамматического строя речи, звукового анализа слова;
  • Обучили методам и приемам развития связной речи;
  • Родители представили дидактические пособия, игры по логопедии, изготовленные своими руками.

14 слайд

В рамках тематической недели «Мы здоровью скажем да» было проведено совместно с родителями спортивное развлечение.

15,16 слайд

Ко дню семьи мы совместно с детьми и родителями реализовали проект «Моя счастливая семья». На итоговом празднике родители презентовали продукт проекта – генеалогическое древо семьи.

17 слайд

На тематической неделе «Народная культура и традиции» в нашей группе с активным участием родителей был создан и действовал мини – музей «Русская изба», который с удовольствием посещали дети других групп.

18 слайд

Родители принимали участие в подготовке детей к городскому фестивалю «Театральный дебют».

19 слайд

К открытому городскому литературному конкурсу чтецов «Дружат дети всей земли». Казанбиева Наида на конкурсе заняла первое место.

20 слайд

На базе детского сада родители и дети приняли участие в конкурсах: «Новогодняя игрушка», «Мини – огород на окне», «Чудеса из мусора», на которых заняли призовые места.

21 слайд

В своей деятельности мы использовали такую форму работу как акция: «Накорми птиц», «Посади дерево», «Укрась сад цветами».

22 слайд

Выпускали газеты, материал для которых был предоставлен родителями.

23 слайд

Еще одной формой работы с родителями нашей группы являются домашние задания на выходные. Мы завели специальные тетради, в которые в конце недели записывали, то, что мы выучили за неделю и что нужно повторить с детьми дома. В конце учебного года мы в индивидуальных беседах с родителями ознакомили их с успехами детей за год, изготовили буклеты с результатами мониторинга, обратили внимание родителей на те вопросы, которые нужно закрепить с детьми дома летом.

24 слайд

В конце года трое детей из нашей группы выпускались в школу и их родители самостоятельно организовали и провели для детей праздник «До свидания, детский сад», это свидетельствует, что цель нашей работы – установить сотруднические отношения между педагогами и семьями воспитанников была достигнута.

25 слайд

Также родители активно участвовали в создании развивающей среды группы: изготавливали пособия для развития мелкой моторики руки, пополнили физкультурный уголок спортивным оборудованием, оформляли альбомы по лексическим темам.

В заключение хочется отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

  • Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • Родители уверены в том, что им всегда помогут в решении педагогических проблем, будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком;
  • Педагоги в свою очередь найдут понимание со стороны родителей в большинстве проблем;
  • А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании

конспект выступления на родительском собрании  Социальная успешность ребенка...

Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...