диагностика готовности ребенка к школе
статья

Белоусова Лилия Алексеевна

 

Диагностика  готовности ребёнка к школе

«Интеллектуальная, мотивационная готовность ребенка к школе и сформированности его  языковых средств общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sbornika_ppodiagnostika_gotovnosti_detey_k_shkole.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Белоусова Лилия Алексеевна

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Колобок» города Новоалтайска

Диагностика  готовности ребёнка к школе

«Интеллектуальная, мотивационная готовность ребенка к школе и сформированности его  языковых средств общения»

Готовность ребенка к школе включает интеллектуальную, мотивационную готовность и сформированность его  языковых средств общения, проявляющихся в следующих умениях: воспринимать, правильно определять звуковой состав слова, использовать грамматические конструкции в соответствии с правилами, ручную умелость.

С учетом данного толкования  разработана диагностическая система по выявлению  критериев, показателей уровня готовности ребёнка к школе, включающая компоненты: интеллектуально-регулятивный, мотивационный, речевой, моторный, что отражено в Таблице 1

Таблица 1 - Критерии, показатели уровня сформированности готовности ребёнка к школе

№п/п

Критерии

Показатели

Методы измерения

1

Интеллектуально-регулятивный

Умение выявлять закономерности,  понимание скрытого смысла текста, способность к обобщению

Регуляция поведения, способность выполнять инструкцию

Методика исследования обучаемости

(А. Ивановой),

Методика «Да и Нет»

2

Мотивацион-ный

Положительное отношение к учению, к школе (учителю, сверстникам),

стремление к познанию нового

Методика по определению доминирующего мотива учения;

Беседа «Что ты знаешь о школе»

3

Речевой, моторный

Фонематическое восприятие, зрительно-двигательные координации, ручная умелось

Методика

«Звуковые прятки»

Методика «Составь рассказ»

Методика «Езда по дорожкам»

 

        

Таблица 2 - Уровни готовности ребёнка к школе

Уровни

Проявления уровней

Высокий 

Умеет выявлять закономерности,  понимает скрытый смысл текста, способен к обобщению.

Регулирует поведение, способен выполнять инструкцию и действовать согласно правилам.

Положительно относится к учению, к школе (учителю, сверстникам), стремится к познанию нового.

Правильно воспринимает, определять звуковой состав слова, использует грамматические конструкции в соответствии с правилами (составляет рассказ по картинке и серии сюжетных картин), достаточная зрительно-двигательная координация, способен воспроизвести рисунок.

Средний 

Не всегда выявляет закономерности,  понимает скрытый смысл текста, отвечает на вопросы по содержанию,  чаще самостоятельно способен к обобщению.

Регулирует поведение, но иногда нуждается в организующей помощи, чаще способен выполнять инструкцию и действовать согласно правилам.

Положительно относится к учению, к школе (учителю, сверстникам), проявляет познавательный интерес, но иногда нуждается в стимуляции.

Правильно воспринимает, различает  звуковой состав слова, умеет использовать грамматические конструкции в соответствии с правилами, однако иногда  составляет рассказ по картинке и серии сюжетных картин с помощью наводящих вопросов. Чаще проявляет уверенные  зрительно-двигательные координации (сила нажима, ровные линии, точность рисунка)

Низкий 

С трудом выявляет закономерности,  понимает скрытый смысл текста, с помощью наводящих вопросов, не способен самостоятельно к обобщению.

Проявляет трудности сосредоточения, проявления волевых усилий, способен выполнять инструкцию и действовать согласно правилам с помощью взрослого.

Чаще отказывается от трудоемких учебных заданий, негативное к школе (учителю, сверстникам), отсутствует познавательный интерес.

Не способен воспринимать, определять звуковой состав слова, не умеет использовать грамматические конструкции в соответствии с правилами (не может составить рассказ по картинке и серии сюжетных картин), слабые зрительно-двигательные координации (сила нажима, ровные линии, точность рисунка)

Изучив средства диагностики, проводился  первый констатирующий эксперимент, целью которого было выявить исходный уровень готовности детей к обучению в школе.Эксперимент проводился в подготовительной группе дошкольного учреждения. Для эксперимента были взяты дети  в   количестве  25 человек. Констатирующий эксперимент проводился с использованием  диагностических методик,  Методика исследования обучаемости (А. Ивановой), Методика «Да и Нет» Методика «Звуковые прятки»,Методика «Составь рассказ» Методика «Езда по дорожкам» Методика по определению доминирующего мотива учения;

Беседа «Что ты знаешь о школе»

Таблица 3 - Уровни готовности ребёнка к школе (исходный констатирующий эксперимент)

ЭГ-1  (n=25 чел.)

Уровни

кол-во уч-ся

%

Высокий

2

8

Средний

10

40

Низкий

13

52

   Выявив средние показатели готовности дошкольников к обучению в школе, мы получили следующие данные. В группе высокий уровень готовности к школе - у 8% детей; средний уровень - 40 %; низкий уровень - 52%  Полученные данные представлены на Диаграмме (рис. 1).

 Рис 1. Диаграмма уровней готовности ребёнка к школе

Анализ Диаграммы (рис. 1) позволяет утверждать, что результаты проведенного исходного констатирующего эксперимента выявили низкий уровень готовности детей 6-7 лет к школе по трем выделенным критериям. Результаты первого констатирующего эксперимента подтверждают необходимость проведения формирующей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...

Диагностика готовности ребенка к школе.

Вот и пришло время отдавать вашего ребёнка в школу. Но готов ли малыш к новому периоду своей жизни? Это можно легко проверить, ведь существуют критерии психологической готовности ребёнка к школе....

Диагностика готовности ребенка к школе (27 мая 2019)

Диагностика готовности ребенка к школе...

Диагностика готовности ребенка к школе.

Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека...

Программа диагностики готовности ребенка к школе

Программа диагностики готовности ребенка к школе...

Диагностика готовности ребенка к школе

Самостоятельная работа по дисциплине: «Организация, контроль и оценка образовательной деятельности»...