Методические рекомендации. Организация диагностики готовности ребенка к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации.
учебно-методический материал на тему

Ефремова Татьяна Викторовна

 

При составлении программы и организации исследования немаловажную роль играет учет условий проведения. Мы более подробно остановимся на особенностях организации диагностического исследования в условиях дошкольной образовательной организации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В условиях сельской дошкольной образовательной организации  организация диагностики готовности к школе должна строиться с учетом основных нормативных актов, таких как: Федеральный закон от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО, письмо Минобрнауки РФ «О Методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» от 27 января 2009 года , постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 года .

В частности, в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 27.01.2009 N 03-132 "О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста", задачей психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста является получение более полной информации об индивидуальных особенностях развития детей. На основании полученной диагностической информации могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования .

В п. 3.2.3. ФГОС дошкольного образования указывается, что в процессе реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей .

На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп .

Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики.

Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Специальные методы оценки используются специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом.

При организации психодиагностического исследования в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать ряд условий, среди которых особенности организации деятельности в дошкольной организации, режим для детей и возрастные особенности  дошкольников.

Так режим для старших групп регламентирован Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 года. Постановление определяет временные границы групповых занятий для каждой категории дошкольников. Расписание и тип конкретного типа занятий определяется каждой дошкольной организацией самостоятельно, но предполагает наличие санитарно-эпидемиологического заключения . Учет режима дня дошкольников необходим для определения времени, в которое возможно максимально продуктивно организовать психодиагностическое исследование, не допустив переутомления детей. Желательно проводить диагностическое обследование в первой половине дня. Кроме того, переход к психодиагностическому исследованию должен быть естественным в рамках деятельности ребенка. Нельзя прерывать деятельность ребенка, отрывать его от интересного занятия или вести на диагностику против воли .

Длительность работы с детьми не должна превышать 20 минут. При этом, задания необходимо формировать как строго формализованные, так и неформализованные, чтобы обеспечить переключаемость ребенка с одного вида деятельности на другой. Необходимо внимательно отслеживать состояние ребенка. В случае проявления признаков переутомления, нужно сменить деятельность или прекратить исследование .

Помимо нормативных актов, которыми необходимо руководствоваться при проведении диагностики, существует ряд требований и условий которые нужно соблюдать при обследовании детей.

Работа с дошкольниками должна проводиться в спокойной и привычной для ребенка обстановке. Наиболее оптимальной является работа в группе, так как  проведение исследования в отдельном классе или кабинете может создать дискомфорт, и ребенок не сможет раскрыться в полной мере. Перед началом исследования необходимо дать ребенку возможность привыкнуть к экспериментатору, а также установить доброжелательные отношения. Сделать это можно как включением ребенка в интересное для него совместное занятие, так и предоставлением возможности спокойно осмотреться и привыкнуть к условиям исследования .

Важным условием работы с детьми дошкольного возраста является приспособление к их темпам работы. При проведении исследования нельзя торопить ребенка с ответом или подсказывать ему слишком быстро, это может существенно исказить результаты диагностики.

В зависимости от целей, выдвигаемых исследователем на начало проведения психодиагностического исследования, работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. При этом, группа детей не должна превышать количество шести человек. Такой количественный показатель обусловлен необходимостью включения неформализованных методов исследования, основным из которых является наблюдение. Организовать объективное и продуктивное наблюдение за большим количеством детей сложнее, таким образом, работа будет более продуктивной. Считается целесообразным, если работу со всеми детьми проводит один специалист. Это вызывает меньше дискомфорта со стороны детей и минимизирует расхождения в оценках, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия разных исследователей .

Работа с детьми проводится с обязательного согласия родителей. Присутствие родителей на самом исследовании решается в индивидуальном порядке и обусловлено, в том числе, задачами психодиагностического исследования . Присутствие родителей может существенно искажать результаты, так как ребенок будет стремиться сделать лучше, чем мог бы, или же отказаться от выполнения задания, если в условиях домашней обстановки родители выполняют за него все задания. Кроме того, существует вероятность прямого вмешательства родителей в процесс исследования, что также исказит его результаты.

Проводить обследование должен специалист владеющий:

  • технологиями проведения диагностического обследования;
  • процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;
  • процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
  • методами интерпретации данных обследования;
  • методами составления заключения по результатам обследования;
  • методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

При формировании батареи методик необходимо учитывать следующие условия (требования):

  • сочетание высоко и низко формализованных методов;
  • экономичность обследования, достигаемая за счет использования методик, позволяющих получить необходимый объем информации при минимальном количестве заданий;
  • чередование легких и сложных заданий.

Место работы исследователя должно быть подготовлено заранее. При этом, все необходимые принадлежности должны находиться вне зоны видимости ребенка, чтобы он не отвлекался от выполнения основного задания .

Помимо качества выполнения ребенком представленных заданий необходимо отслеживать его эмоциональное состояние и реакцию на предлагаемые задания. Учет эмоциональной реакции, которая может варьироваться от восторженности до плача, позволит понять типичное поведение ребенка в стрессовых ситуациях и его ориентированность на решение задач или ожидание помощи. Естественным для детей этого возраста является небольшое волнение, которое не существенно отражается на качестве деятельности.

Интерпретация полученных результатов осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также прогнозированием его «зоны ближайшего развития» .

В сельской местности ситуация складывается таким образом, что нет организации, в которую родители могли бы направить запрос о проведении диагностики готовности ребенка к школе. Таким образом, родители часто обращаются в дошкольную образовательную организацию с просьбой о проведении диагностики готовности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...

О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс   формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе (Г. Вицлак, Н.И. Гуткина, Т.А. Нежнова)

Диагностика психологической готовности дошкольников 5,5-7 лет к школьному обучению, определение уровня умственного развития....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИо сопровождении ранней профориентациив условиях дошкольной образовательной организации...

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе.

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Актуальнос...

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...