Картотека дидактических игр по экологии
картотека (младшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_ekologii.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по экологии

(младшая группа)

Игры по ознакомлению с растительным миром

Деревья, кусты

  1. «Дерево, куст, трава»

Дидактические задачи:

- учить узнавать и называть растения, изображенные на карточке (дерево, трава, куст);

- развивать внимание, мышление, речь.

Материал: карточки с изображением различных деревьев, кустов, травы.

Игровые действия: внимательно рассмотреть растение, изображенное на карточке, назвать что это и объяснить почему так думаешь. (Игру можно проводить на прогулке с природными объектами участка).

  1. «Где что растет?»

Дидактические задачи:

- упражнять детей объединять растения по месту их произрастания;

- закреплять знания о деревьях, цветах, овощах и фруктах.

Материал: большие игровые карты «Парк», «Сад», «Огород», «Клумба» и наборы мелких карточек – деревья, овощи, фрукты, цветы.

Игровые действия: разложить маленькие карточки на большие игровые поля по месту их произрастания (деревья – парк, овощи – огород, цветы – клумба, фрукты – сад) и объяснить почему так разложил.

  1. «Найди листочек»

Дидактические задачи:

- закреплять умение различать и называть листья знакомых деревьев;

- закреплять в речи названия 3-4 деревьев.

Материал: букеты из 3-4 листочков (клен, дуб, береза, тополь) на каждого ребенка, один букет у воспитателя.

Игровые действия: по показу воспитателя дети находят нужный листок и называют дерево, на котором он растет.

  1. «С какой ветки эти детки?»

Дидактические задачи:

- учить соотносить изображение ветки дерева с его плодами;

- развивать исследовательские способности.

Материал: карточки с изображением веток деревьев с плодами (рябина, дуб, ель, клен), муляжи, картинки или натуральные плоды этих деревьев (ягоды рябины, желуди, еловые шишки, крылатки клена).

Игровые действия: по указанию взрослого ребенок должен найти и положить на картинку плод нужного дерева, объяснив почему так.

  1. «Путаница»

Дидактические задачи:

- закрепить знания о растениях, их внешнем виде, особенностях.

Материал: набор карточек с изображением разных деревьев, кустов, цветов, травы.

Игровые действия:

1 вариант – дети должны разобрать картинки по видам (дерево, куст, цветок, трава) и объяснить по каким признакам они это сделали.

2 вариант – взрослый предлагает найти растения по описанию (высокое, толстый ствол, много веток, на ветках много листьев).

Цветы

  1. «Что сначала, что потом?»

Дидактические задачи:

- закрепить знания детей о стадийности и цикличности процесса роста растений;

- учить называть стадии развития растения в определенной последовательности;

- вызвать интерес к жизни объектов природы.

Материал: карточки – схемы с изображением стадии развития растений

Игровые действия: с помощью игровой ситуации (например, пришел Незнайка) детям предлагается разложить карточки последовательно и рассказать процесс развития объекта: семечко – росток – листок – взрослое растение)

  1. «Найди такой же»

Дидактические задачи:

- закреплять умение находить комнатное растение по сходству;

- развивать зрительное восприятие, память.

Материал: комнатные растения (по два одинаковых растения 3-4 видов) расставлены на двух столах.

Игровые действия: взрослый показывает растение на одном из столов, описывает его характерные особенности, а затем предлагает найти такое же растение на другом столе.

  1. «Где растет?»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о комнатных, садовых и луговых цветах;

- учить группировать растения по видам.

Материал: карточки с изображением садовых, луговых и комнатных растений.

Игровые действия: карточки раскладываются на столе. Дети должны собрать растения в группы (луговые, садовые, комнатные), называя каждое растение.

(Детей можно разделить на 3 группы и дать задание каждой группе собрать свой вид или выполнять задание поочередно каждому ребенку).

  1. «Где спряталась матрешка?»

Дидактические задачи:

- закреплять знания комнатных растений групповой комнаты;

- учить находить растение по перечисленным признакам.

Материал: 4 знакомых детям комнатных растения, игрушка маленькая матрешка.

Игровые действия: Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Дети закрывают глаза, взрослый прячет игрушку за какое-нибудь растение, а потом дети открывают глаза и взрослый рассказывает об этом растении. По описанию малыши находят растение и матрешку за ним.

  1. «Цветочный магазин»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о растениях (комнатных, садовых, луговых);

- учить описывать цветок, отмечая его характерные особенности и место произрастания;

- закреплять умение находить нужный цветок по описанию.

Материал: карточки с изображением растений луга, сада, знакомых детям и настоящие комнатные растения группы.

Игровые действия: Дети – покупатели должны так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

Овощи, фрукты, ягоды

  1. «Овощи и фрукты»

Дидактические задачи:

- закреплять умение детей находить названные овощи и фрукты;

- развивать внимание, память.

Материал: натуральные овощи и фрукты или их муляжи.

Игровые действия: ведущий (взрослый или ребенок) называет тот или иной овощ или фрукт и просит любого ребенка найти его и показать.

  1. «Почтальон принес посылку»

Дидактические задачи:

- закреплять представления детей об овощах и фруктах;

- учить описывать предмет и узнавать предмет по описанию.

Материал: почтовая посылка, в которой находятся бумажные пакеты по количеству детей. В каждом пакете муляж овоща или фрукта.

Игровые действия: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает пакеты каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Остальные дети отгадывают.

  1. «Съедобное – не съедобное»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах;

- развивать память, мышление.

Игровые действия: Ведущий называет заданные (овощ, фрукт, ягоду) или любой предмет. Если называет заданный (съедобный) предмет, дети хлопают, а если не съедобный – тишина.

  1. «Соберем урожай»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах;

- закреплять знания о месте произрастания ягод, фруктов и овощей;

- развивать мышление, память.

Материал: корзинки с моделями (овощи, фрукты, ягоды), муляжи или карточки с изображением овощей, фруктов и ягод.

Игровые действия: В разных местах группе ставятся картинки – «Огород», «Сад» и там же муляжи или картинки овощей, фруктов, ягод. Детей можно разделить на три команды. По сигналу ведущего команды собирают «урожай» в свою корзинку. Правильность выполнения проверяется в конце игры.

  1. «Отгадай на вкус»

Дидактические задачи:

- учить детей различать фрукты и овощи по вкусу;

- развивать внимание, память.

Материал: тарелка с кусочками разных фруктов и овощей, накрытая салфеткой.

Игровые действия: дети с закрытыми глазами пробуют на вкус фрукты и овощи, отгадывают что это, называют овощ это или фрукт.

Игры по ознакомлению с животным миром

Звери

  1. «Угадай по описанию»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о животных;

- развивать внимание, память, речь.

Материал: карточки с изображением диких и домашних животных по числу участников игры.

Игровые действия: детям раздаются карточки. Их задача, не показывая карточку, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен на его карточке. Можно использовать загадки.

  1. «Кто где живет?»

Дидактические задачи:

- закреплять названия домашних и диких животных;

- развивать умение классифицировать животных;

- развивать память, внимание.

Материал: наборы игрушек «Домашние животные», «Дикие животные», макет-панорама «Лес», «Дом»

Игровые действия: предлагается игровая ситуация (например, помочь Незнайке) расселить животных по своим домам. Дети выбирают животное, правильно называют его и объясняют, куда его нужно поселить и почему.

  1. «Четвертый лишний»

Дидактические задачи:

- закрепить умение детей классифицировать животных по виду (домашние, дикие);

- развивать логическое мышление, память, речь.

Материал: игрушки или карточки с изображением домашних и диких животных.

Игровые действия: на стол (если это игрушки) или на фланелеграф (если карточки) выставляются три объекта одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно.

  1. «Зоопарк»

Дидактические задачи:

- формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных;

- воспитывать интерес и заботливое отношение к ним.

Материал: карточки с изображением разных животных, продуктов питания, овощей и фруктов.

Игровые действия: детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проводится по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания. Игрок, которому нужна эта карточка объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

  1. «Мамы, папы, малыши»

Дидактические задачи:

- закреплять умение находить и называть «родителей» детенышей животных;

- развивать память, мышление;

- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Материал: серия картинок «Животные и их детеныши»

Игровые действия: игровая ситуация – детеныши животных потерялись. Воспитатель предлагает помочь малышам, найти своих «родителей». Он показывает карточку с изображением детеныша, дети должны найти карточку с изображением взрослого животного и назвать маму и папу малыша.

Птицы

  1. «Узнай по описанию»

Дидактические задачи:

- закреплять умение детей узнавать и называть птиц;

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Материал: картинки с изображением знакомых детям птиц.

Игровые действия: взрослый описывает внешние признаки птицы. Дети должны узнать птицу и назвать ее. Кто правильно отгадал получает картинку с изображением этой птицы.

  1. «Кто как голос подает?»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о птицах;

- развивать слуховое и зрительное восприятие.

Игровые действия: Воспитатель называет знакомых детям птиц (петух, воробей, кукушка, ворона, утка, гусь). Дети воспроизводят звуки, которые издает названная птица.

  1. «Какой птицы не стало?»

Дидактические задачи:

- продолжать учить детей узнавать и называть птиц;

- развивать зрительную память, внимание.

Материал: карточки с изображением знакомых детям птиц, наборное полотно

Игровые действия: воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать всех птиц. После этого дети закрывают глаза, а взрослый убирает одну птичку. Дети отгадывают какой птицы не стало.

  1. «Сложи птицу из частей»

Дидактические задачи:

- закреплять знания о птицах;

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Материал: картинки (разрезные) с изображением знакомых детям птиц (4-5 шт.)

Игровые действия: Воспитатель показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица и сложить ее. (показывать по одной птице).

  1. «Птичья столовая»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о зимующих птицах (названия, предпочтения в еде);

- развивать память, внимание.

Материал: изображение кормушки, изображения зимующих птиц, знакомых детям, карточки с изображением птичьего корма (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, хлебные крошки)

Игровые действия: воспитатель предлагает рассмотреть птиц, которые «прилетели» на кормушку и назвать их, а затем предлагает покормить птичек, выбрав картинки с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц. Если ребенок дал правильный ответ, забирает птичку себе.

Насекомые

  1. «Узнай по описанию»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о насекомых;

- развивать умение определять насекомого по названным признакам.

Материал: картинки с изображением насекомых, знакомых детям.

Игровые действия: воспитатель описывает насекомого, называя его характерные особенности. Дети должны отгадать что это за насекомое. Кто назвал правильно получает карточку с его изображением.

  1. «Угадай, кого не стало»

Дидактические задачи:

- закрепить название насекомых;

- развивать зрительное восприятие, память.

Материал: картинки с изображением насекомых, известных детям.

Игровые действия: разложить и рассмотреть картинки (5-6 шт.). Предложить детям закрыть глаза и убрать одну картинку. Дети открывают глаза и определяют, какого насекомого нет.

  1. «Кто лишний?»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о насекомых;

- развивать внимание, мышление, речь.

Материал: картинки с изображением насекомых и животных.

Игровые действия: на доску выкладываются три карточки с изображением насекомых и одна с изображением животного. Дети должны выбрать лишнюю карточку и объяснить свой выбор.

  1. «Цветочная поляна»

Дидактические задачи:

- расширять знания детей о насекомых;

- закреплять в речи детей названия насекомых.

Материал: лист ватмана с изображением цветочной поляны, карточки с изображением насекомых на двухстороннем скотче.

Игровые действия: детям раздаются карточки с изображением насекомого. Воспитатель произносит слова: раз, два, три, четыре, пять – кузнечик (бабочка, божья коровка и т.п.) вышел погулять. Дети, у кого в руках картинка с соответствующим насекомым, сажают его на цветочную полянку.

  1. «Собери насекомое из частей»

Дидактические задачи:

- формировать представления детей о насекомых;

- упражнять в умении складывать целое изображение из нескольких частей;

- развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук.

Материал: силуэты насекомых (бабочка, гусеница, пчела, божья коровка), части насекомых (туловище, крылья, лапки, элементы узоров туловища).

Игровые действия: дети рассматривают силуэт и называют части, из которых состоит данное насекомое, а потом собирают это насекомое из частей.

Игры на закрепление знаний о временах года

  1. «Что зима (весна, осень, лето) нам принесла?»

Дидактические задачи:

- закрепить знания детей о явлениях природы в разное время года;

- учить подбирать картинки с изображением явления природы или природного объекта в соответствии с названием времени года.

Материал: большие карты с изображение какого-либо времени года, маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Игровые действия: детям предлагается внимательно рассмотреть большие картинки, узнать и назвать время года и разложить маленькие картинки по временам года, к которым они подходят.

  1. «Рассеянная Маша»

Дидактические задачи:

- совершенствовать представления детей о связи между временами года и одеждой людей;

- развивать логическое мышление и смекалку.

Материал: кукла Маша, набор кукольной одежды соответственно времени года и несколько предметов одежды, относящиеся к другому сезону.

Игровые действия: взрослый предлагает детям игровую ситуацию – помочь кукле Маше собраться на прогулку.

  1. «Что к чему?»

Дидактические задачи:

- развивать представления детей о связи между явлениями живой и неживой природы;

- учить соотносить предмет и элементы его составляющие;

- развивать умение пояснять свой выбор.

Материал: большие предметные картинки (туча, клумба, дерево, снеговик и т.п.) маленькие карточки (капелька, листок, снежинка, цветок и т.п.)

Игровые действия: воспитатель предлагает для рассматривания все картинки, а потом предлагает подумать, что к чему подходит и разложить картинки соответственно.

  1. «Отгадай по описанию»

Дидактические задачи:

- учить детей узнавать и называть время года по признакам;

- развивать мышление, внимание, речь.

Материал: картинки с изображением разных времен года.

Игровые действия: воспитатель описывает время года (например, в это время года, дети катаются на санках, лепят снеговиков и т.п.). Дети должны отгадать какое это время года и показать картинку.

  1. «Наведи порядок»

Дидактические задачи:

- закреплять знание времен года;

- развивать навык классифицирования.

Материал: большие карты с изображением четырех времен года и набор маленьких карточек с изображение предметов, имеющих отношение к разным временам года.

Игровые действия: воспитатель предлагает детям «навести порядок», разобрать картинки по временам года, объяснить для какого времени года они подходят и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы

Я разработала  серию  дидактические игры для  детей 2 младшей группы по экологии...

картотека дидактических игр по экологии

для экологического развития ребенка...

Картотека дидактических игр по экологии

Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...

Картотека дидактических игр по экологии

Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...

картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...