Консультация для педагогов ДОУ "Как разработать программу для работы с родителями"
консультация

Воспитатель работает с семьями детей, чтобы развитие детей протекало благополучно. Общение будет эффективным, если начнете с планирования. Разработайте четкую программу работы с родителями воспитанников и придерживайтесь ее. Составить программу поможет пошаговая инструкция из этой лекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Как разработать программу работы с родителями»

Подготовил: старший воспитатель

МБДОУ ДСКВ № 17 с.Воронцовка МО Ейский район

Бут Олеся Сергеевна

с.Воронцовка, 2021 г.

Воспитатель работает с семьями детей, чтобы развитие детей протекало благополучно. Общение будет эффективным, если начнете с планирования. Разработайте четкую программу работы с родителями воспитанников и придерживайтесь ее. Составить программу поможет пошаговая инструкция из этой лекции.

Чтобы составить план работы с семьями, выполните пять шагов:

Шаг 1. Установите цели и задачи работы.

Шаг 2. Определите участников программы.

Шаг 3. Определите временные рамки и интенсивность работы.

Шаг 4. Запланируйте мероприятия, чтобы решить каждую задачу.

Шаг 5. Сформулируйте критерии, по которым будете оценивать результаты программы.

Шаг 1. Установите цели и задачи работы. Важно понимать, с какими входными данными вы имеете дело, и какие изменения хотите получить от реализации программы. Показатели, которые надо учесть при планировании работы с семьями, – в таблице 1.

Таблица 1. Показатели, которые надо включить в план работы с семьями

Показатель

Подробнее

Возраст детей

Четыре этапа, через которые проходят дети:

– ранний возраст (1–3 года);

– младший дошкольный (3–4 года);

– средний дошкольный (5 лет);

– старший дошкольный (6–7 лет).

Нормативные возрастные кризисы: год, три года, семь лет

Периоды адаптации

Есть или нет адаптация к садику, готов ли
к переходу в школу

Особенности развития детей

Благополучное личностное и познавательное развитие; отдельные нарушения развития; сочетания нарушений развития

Достижения детей

Любые положительные результаты

в коммуникативной, эмоциональной
и познавательной сферах

Трудности детей

Любые трудности в коммуникативной, эмоциональной и познавательной сферах

Контингент родителей

Вовлеченные, социально благополучные; разные по вовлеченности и благополучию;
мало- и невовлеченные, социально неблагополучные

Запросы участников воспитательного процесса

Чего ожидают от вас семьи (жалобы и пожелания, результаты анкетирований); чего ожидает от вас администрация ДОО (указания руководства, стратегические задачи детского сада)

Подумайте над результатами, которые хотите получить от плана работы с родителями. Примеры таких результатов – на рисунке 1 (запишите формулировки в свою рабочую программу). 

Рисунок 1. Каких результатов ждать от программы работы с семьями

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\5. Взаимод-ие с РД\Модуль 3\Тема 2\Рисы\1.png 

Соотнесите входные данные и желаемые изменения. На основе этого сформулируйте цель и задачи работы. Цель описывает результат, на который вы направите работу. Задачи описывают последовательные шаги, которые нужно совершить, чтобы достигнуть цели, а также проблемы на пути к цели. 

Пример

Какие цели и задачи можно закрепить в плане работы с родителями

Перенесите готовые формулировки в свою рабочую программу.

Цель программы: повысить качество сотрудничества семьи и ДОО, уровень психологического и социального развития детей. 

Задачи программы: 

– выявить типичные психологические и социальные затруднения детей;
– собрать информацию о факторах, влияющих на поведение и состояние воспитанников; 
– предоставить родителям воспитанников сведения о затруднениях детей и факторах, влияющих на них; 
– выявить запросы семей по формам и направлениям помощи от детского сада; 
– организовать родительские собрания (семинары, мастер-классы, практикумы и проч.) для обсуждения способов помощи детям; 
– инициировать психолого-педагогический консилиум по поиску средств оптимизации развития у детей, имеющих стойкие трудности в поведении и общении.

Шаг 2. Определите участников программы. Оцените кадровые, технологические, материальные возможности ДОО, возможности семьи. Кто должен, а кто может входить в число участников рабочей программы, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Обязательные и возможные участники рабочей программы воспитателя 

Обязательные участники программы

Возможные участники программы

Воспитатель

Родители детей

Дети.

Администрация (заведующий, заместители).

Социальный педагог, педагог-психолог.

Логопед, дефектолог.

Уполномоченный по правам участников образовательных отношений.

Тьютор.

Библиотекарь, медицинский работник, вожатый.

Представители службы опеки и попечительства.

Представители управляющего совета ДОО.

Педагоги дополнительного образования

Шаг 3. Определите временные рамки и интенсивность работы. Решите, сколько по времени собираетесь реализовывать рабочую программу в целом и ее отдельные задачи. 

Справка

Общий срок для реализации рабочей программы

Обычно с программой работают один учебный год. По итогам года надо оценить достигнутые результаты и подготовить следующую программу.

Удобнее всего планировать свое время так: распределите задачи по кварталам и по месяцам. На начало и конец учебного года назначайте мероприятия, которые информируют родителей по общим проблемам воспитания и развития. Мероприятия по частым воспитательным вопросам равномерно распределите по остальным месяцам. Желательно проводить по одному мероприятию с семьями в месяц. 

Правильный ответ на вопрос из теста по теме                                                                       

Как спланировать работу с семьями, если дети в группе постоянно конфликтуют?

Правильный ответ: планируйте работу по проблеме с наибольшей интенсивностью.  С родителями желательно встречаться раз в два месяца.

Шаг 4. Запланируйте мероприятия, чтобы решить каждую задачу. Вернитесь к списку поставленных задач и определите, какой характер носит каждая задача. Подумайте, какие действия вам нужно предпринять, чтобы решить задачу. Ориентируйтесь на таблицу 3.

Таблица 3. Характер задач воспитателя и действия, которые надо предпринять

Характер задачи

Что нужно сделать

Диагностический

Определить, выявить, сравнить

Просветительский

Рассказать, показать, повысить уровень знаний, познакомить

Развивающий

Научить, сформировать, повысить навыки, скорректировать

Профилактический

Предупредить, не допустить, ослабить и снизить негативные факторы, повысить позитивные факторы

Организационный

Скоординировать, раздать, заполнить документы, своевременно выполнить

Когда определились с конкретными задачами, выберите мероприятия, которые помогут эти задачи решить. Поможет таблица 4.

Таблица 4. Мероприятия для разных направлений работы воспитателя

Вид работы

Мероприятия

Педагогическая диагностика

Анкетирование, опросы, наблюдение, диагностические срезы, мониторинг, анализ динамики. Сравнение полярных групп воспитанников – например, адаптированных
и дезадаптированных, замотивированных
и неуспевающих

Психолого-педагогическое просвещение

Родительские собрания, лекции, выступления специалистов, презентации, стенды, памятки, информация на ДОО, дни открытых дверей, открытые занятия

Развивающая работа

Мастер-классы, тренинги, семинары, круглые столы, деловые игры-дискуссии для развития знаний
и навыков семей, обучение новым способам поведения активными методами; групповые
и индивидуальные беседы, консультации, психолого-педагогический консилиум

Профилактическая работа

Групповые и индивидуальные беседы, родительские собрания и семинары, работа через сайт ДОО, совместные досуговые мероприятия

Организационная работа

Работа через сайт ДОО, родительские собрания

Чтобы выбрать способ работы с семьей, опирайтесь на результаты, которых хотите достичь. Разобраться в этом поможет таблица 5.

Таблица 5. Варианты работы воспитателя с семьями воспитанников

Желаемые результаты

Что поможет достигнуть результатов

Как работать с семьей

Конкретные навыки и умения (предметные результаты
в терминологии ФГОС)

Тренировка навыков

Рассказывайте родителям
о сформированных

и несформированных навыках дошкольника.

Обучайте техникам, которые помогут развить навыки
у ребенка

Способность
к анализу, пониманию,

рассуждению (метапредметные результаты)

Систематичные размышления взрослого
и ребенка, тренировка мышления

Создайте условия
для совместной исследовательской, интеллектуальной, критической работы родителей и детей

Эмоциональное состояние, мотивация, коммуникативные умения (личностные результаты)

Развитие благополучных отношений между взрослыми и детьми

Пропагандируйте психологически здоровые конструктивные отношения.

Обучайте семью приемам гармоничного воспитания.

Проводите профилактику насилия.

Транслируйте уважительное отношение к детям.

Привлекайте педагога-психолога, если работаете
с неблагополучными семьями

Шаг 5. Определите критерии, по которым будете оценивать результаты программы. Оцените результаты программы сами. Проанализируйте, что думают о вашей работе родители воспитанников. Выберите три–четыре критерия, чтобы определить, насколько эффективной оказалась ваша программа. Примеры критериев – на рисунке 2.

Рисунок 2. Критерии, по которым можно оценить результаты программы  C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\5. Взаимод-ие с РД\Модуль 3\Тема 2\Рисы\2.png                                                                            

                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов детских садов, для совместной работы с родителями.

Каждый воспитатель детского сада должен знать как правильно выстраивать партнерские отношения с родителями воспитанников.  Несколько примеров о том, как это правильно сделать. Что входит в о...

Консультация для педагогов "Использование мобильных мессенджеров в работе с родителями"

Рекомендации педагогам по использованию мобильных мессенджеров...

Консультация для педагогов " Использование интернет - ресурсов в работе с родителями"

Консультация для педагогов на тему "Использование интернет - ресурсов в работе с родителями"...

Консультация для педагогов «Применение мобильных приложений в работе с родителями при организации дистанционного обучения дошкольников»

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширяет права семьи на получение информации об образовательной организации, о программе образования, о возмо...

Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...

Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...