Роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста.
статья

Передереева Татьяна Викторовна

Сухомлинский В. А. писал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – эта искра, зажигающая огонек пытливости и любезности.

Ранний дошкольный возраст (от 1-го до 3-х лет) является одним из ключевых в жизни ребенка. За это время ребенок овладевает прямой ходьбой, предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь - средством общения, зарождаются игровая и изобразительная деятельность, развиваются различные формы общения со взрослыми и сверстниками, интенсивно формируются новообразования в познавательной и личностной сфере ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста.

Автор: Передереева Татьяна Викторовна

Аннотация: в статье описывается роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста, рассматриваются виды игры и их воздействие на малышей.

Ключевые слова: игра, ранний дошкольный возраст, дидактическая игра, сенсорная игра, настольно-печатная игра, строительная игра, сюжетная игра, театрализованная игра, подвижная игра.

Сухомлинский В. А. писал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – эта искра, зажигающая огонек пытливости и любезности.

Ранний дошкольный возраст (от 1-го до 3-х лет) является одним из ключевых в жизни ребенка. За это время ребенок овладевает прямой ходьбой, предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии, а речь - средством общения, зарождаются игровая и изобразительная деятельность, развиваются различные формы общения со взрослыми и сверстниками, интенсивно формируются новообразования в познавательной и личностной сфере ребенка.

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. Играя, ребёнок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт, так как учится ставить цель, находит средства для её выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребёнок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.

Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет – предметно–игровой. Игрушки, подобранные по форме, цвету, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей. Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию.

Практические действия с дидактической игрушкой отражают, свойственный раннему периоду детства, наглядно-действенный характер мышления. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.

Игры с дидактическими игрушками развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение.

В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Играя в игру, ребенок в первую очередь получает удовольствие от процесса, знакомится с нормами и правилами жизни, общается с другими детьми, имеет возможность выражать свои эмоции выбирать игрушки предметно-игровую среду, средства игры, внутреннюю свободу (играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).

Совместная деятельность детей второго года жизни и воспитателя  включает различные виды игр (как сюжетные, подвижные, дидактические, со строительным материалом, сенсорные, настольно-печатные); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдение за окружающим; общение с взрослыми, со сверстниками; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

В ДОУ для всех этих видов деятельности, по возможности создаются игровые зоны. Это полочки в шкафу с дидактическими играми, сетка с мячами, коробка в определенном месте со строительным материалом и т.д.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также направлены на развитие органов чувств, внимания, логического мышления.

Сенсорные игры — игры, направленные на развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие – это основа познания ребёнком мира. Именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Настольно-печатные игры – игры, которые большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Они разнообразны по видам и различны развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Строительная игра — это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен:

  • обогащать содержание игры;
  • развивать конструктивные способности детей;
  • учить их строить из разного материала;

Сюжетные игры — игры, которые появляются не спонтанно, а в процессе наблюдения за взрослым. Руководство такой игрой должно быть направлено на формирование игры, как деятельности, в основе которой лежит умение отражать знакомые детям жизненные ситуации в игровом плане. Так, например, показываем, как гладить детским утюжком, имитируем, что утюг горячий, им можно обжечься. Учим пользоваться кукольной плитой и готовить куклам кашку, показываем и называем последовательность приготовления. Дальше ребенок уже будет дублировать ваши действия. С возрастом игра будет усложняться, добавляться новые предметы игровые или новые действия. В таких играх ребенок тренирует полученные практические навыки и осваивает новые.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют.

Игры для развития мелкой моторики рук. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, т.к они удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры бывают: с бегом, с прыжками, с перестроениями, с ловлей, с метанием, с лазанием.

Подвижные игры детей раннего возраста имеют сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном нашем участии в ней.

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовленного этапа игры.

Использованные источники:

1. Авдулова Т. П. Кротова Т. ФГОС дошкольного образования: обучение или развитие? // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 8-13.

2. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1–3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.

3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группы детского сада / под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С., Комаровой, М. А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 22 с.

4. Зворыгина Е. В.Первые сюжетные игры малышей. – Пособие для воспитателя дет. сада. – М., 1988. – 96 с.

5. Менджерицкая Д. В. Детские игры // Дошкольное воспитание. 2008. № 5. С. 10 – 11.

6. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

7. Репина Т.А., Антонова Т. В., Гостюхина О. М., Рояк А.А., Стеркина Р. Б. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. – М.: Педагогика, 1987. – 192 с.

8. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. – 232 с.

9. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 42 – 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии детей среднего дошкольного возраста

Презентация к родительскому собранию...

«Роль игры в адаптации детей раннего дошкольного возраста.»

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени забудутся негативные сдвиги адаптационного процесса....

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка будет полезна  воспитателям в подготовке и проведении родительского собрания....

Презентация «Роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»

презентация на тему "Роль игры в развитии детей младшегоо дошкоольного возраста"...

Презентация "Роль игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"

презентация к родительскому собранию в младшей группе...

Роль игры в развитии детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст – очень важный для всестороннего развития ребенка период. Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша. У ребенка еще немало общего с детьми второго г...