Консультация для педагогов
консультация (средняя группа)

Жаркова Оксана Михайловна

«Использование инновационных и развивающих технологий в речевом развитии дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_konsutatsiya_dlya_pedagogov.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колокольчик»

Консультация для педагогов

«Использование инновационных и развивающих технологий в речевом развитии дошкольников».

Подготовил воспитатель:

Жаркова Оксана Михайловна

г. Камень-на-Оби

2020 г.

«Использование инновационных и развивающих технологий в речевом развитии дошкольников».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Решением проблем развития речи являются инновационные технологии, Это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменить процессы воспитания, либо совершенствовать.

К инновационным технологиям относятся:здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ, мнемотехника.

Мнемотехника.

В переводе с греческого -мнемотехника означает: «искусство запоминания».Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом,  весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки , ребёнок легко  воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать связность, последовательность, лексико – грамматическую  направленность рассказа.При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого - к сложному. Необходимо начать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить  к мнемодорожкам,и позже кмнемотаблицам.

Мнемоквадраты–это графическое  или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказок и т д, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, так как формируются сенсорные эталоны, у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок – жёлтый и т.д. Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса – ораньжевые геометрические фигуры(круг, квадрат) и другие. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Используя элементы опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности.

После знакомства с мнемоквадратом, занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки- это дорожки из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Мнемодорожка несёт в себе небольшой объём информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или сочетание придумывается изображение, таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки- схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову иле целой фразе. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребёнком, нарисованное запечатливается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешно воспроизводить информацию. Мнемотехникой можно начать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятие с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Пересказ-ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью  мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Пересказ могут вести сами дети, используя незначительную помощь взрослого, или пересказывать совместно с педагогом(на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание текста, содержания, которое «завязано» вокруг главных  героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий, т.е можно изобразить всё то, что педагог посчитает нужным отразить.

На занятиях по развитию связной речи на этапе обучения составлению пересказа, необходимо учить детей не только рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так детям даётся чистый лист, разделённый на несколько клеток( бланк- мнемотаблица). Взрослый на доске  по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках.  Таким образом, каждый ребёнок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность пересказать произведение. Наглядная таблица выступает в качестве плана. Ребёнок знает с чего он может начать пересказ, чем продолжить , а так же как его завершить.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет  процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приёмы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые анализаторы, но и зрительные.

Наглядное моделирование– один из самых эффективных методов в формировании связной речи у детей дошкольного возраста.

Моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

«Модель»-это любой образ(мысленный и условный; изображения; описания; схема; чертёж; график; план) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя.

В основе моделирования,  лежит принцип замещения части услышанного текста: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким либо условным знаком.

Остановимся подробнее  на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей в процессе обучения пересказу.

Рассмотрим приёмы моделирования, используемые в работе.

Пересказ предполагает умение выделить основные  части  услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по формированию пересказа с использованием моделирования предполагает следующих умений:

1. Усвоение принципа замещения, т е умение обозначить персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями.

2. Формировать умения передавать события при помощи заместителей(предметное моделирование).

3. передать последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: предметные, предметно-схематические, и графические.

Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных.В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения.

Предметно-схематическая модель  Здесь выделенные в объекте познания компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов- заместителей и графических знаков.

Примером простой предметно- схематичной модели может служить модель для понятий о покровительственной окраске, как проявлении связи животного  со средой  обитания (лист картона  определённой расцветки и фигура животного, если их цвета совпадают, то животное не видно).

Графическая модель – обобщённо передающие разные виды отношений.

Алгоритм работы с моделью.

В работе с опорными схемами выделяют несколько этапов:

1. Это введение элементов схем, символов. Например, обозначение цвета, формы, величины, действия.

2. Использование элементов опорных схем, символов.

3. Введение отрицаний. Например: не большой, не круглый, не съедобный.

4. изображено.

 Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, симвализирующих какое-либо качество.

6. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

7. Осуществляется перекодирование информации, т е преобразование из абстрактных  символов в образы.

8. После перекодировки осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель.Все модели выступают здесь как средство мнемотехника.

Таким образом, использование инновационных технологий  в процессе овладения дошкольниками разнообразных  знаний  и умений  имеет огромное значение для их  умственного и речевого развития.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....