Рабочая программа «Духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Кузбасс – малая Родина» Для подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)

Воспитание любви к своей Родине – важная задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Современные педагоги считают необходимым так руководить процессом воспитания, чтобы уже с малых лет детей «волновало настоящее и будущее Отчизны» (В.А. Сухомлинский). Необходимо с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, которое проявляется в более старшем возрасте.

У дошкольников можно сформировать эмоциональное отношение к родной стране. Учитывая широту понятия «родина», у детей формируют представления о родной стране, «малой родине», уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу России), воспитывают чувство гордости за успехи русских людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории.

Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких духовно - нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».   Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию детей  подготовительной группы разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с Федеральными государственными стандартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kuzbass-_malaya_rodina.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тисульский детский сад № 4

Структурное подразделение

Тамбарский детский сад

Рабочая программа

«Духовно-нравственного  воспитания дошкольников»

«Кузбасс – малая Родина»

Для подготовительной группы

Воспитатель высшей квалификационной категории Журавлева И.П.

 
 

с.Тамбар

2021

Пояснительная записка

Воспитание любви к своей Родине – важная задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Современные педагоги считают необходимым так руководить процессом воспитания, чтобы уже с малых лет детей «волновало настоящее и будущее Отчизны» (В.А. Сухомлинский). Необходимо с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, которое проявляется в более старшем возрасте.

У дошкольников можно сформировать эмоциональное отношение к родной стране. Учитывая широту понятия «родина», у детей формируют представления о родной стране, «малой родине», уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу России), воспитывают чувство гордости за успехи русских людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории.

Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких духовно - нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».   Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию детей  подготовительной группы разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с Федеральными государственными стандартами.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  •   Закон Российской Федерации от 26.12.2012г.   «Об образовании» (п.6. ст.2, п.2.6. ст.32);
  • Приказ Минобразования РФ от 27.10.2011г. №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Федеральные государственные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г.);
  •   СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); 
  • Концепция дошкольного воспитания; 
  • Образовательная программа  МДОУ Тисульского детского сада № 4
  • Косарева В.Н.  Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель. – 159 с.
  • Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2005. – 136 с.

Цель программы: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, Родине, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
  3. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
  4. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми,  ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
  2. Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности  к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
  3. Принцип интеграции педагогической работы  со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.
  4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
  5. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
  6. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  7.  Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
  8.  Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (сельский дом культуры, школа, библиотека).

Возрастные особенности  развития детей 6-7 лет

В возрасте 6-7 лет происходят изменения в сознании, которые характеризуются проявлением, так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. К шести годам начинают закладываться условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Самооценка у ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностей детей данного возраста является общение. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра.

Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности психических процессов. Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. К 6-7 годам появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит себе цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять. В последствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Ребенок может выстраивать последовательный рассказ из 6-8 картинок. Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения – вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для развития фантазии.

В целом ребѐнок 6-7 лет осознаѐт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Поведение ребѐнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребѐнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Вся работа планируется по темам, которая включает занятия, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.

Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

 Для реализации программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.
  
Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в школьный музей, по селу, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить  альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Содержание тематического планирования материала

Тематическое планирование способствует эффективному усво​ению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им уста​навливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предла​гаемые темы связаны между собой логически и вместе представля​ют целостную картину сведений о России, о Кузбассе, о родном селе.

  • Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рам​ках этого блока дети подготовительной группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные от​ношения к своим близким, уточняются представления детей о за​нятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
  • Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории его возникновения, его достопри​мечательностях, промышленности, видах транспорта городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
  • Родная страна. На занятиях этого блока дети получают            географи​ческие сведения о территории России, в подготовительной группе знакомятся с государственными символами России:  флагом, гербом, гимном. Воспитывается уважи​тельное отношение к  символике страны. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культу​ре, осознание личной причастности к жизни Родины.
  • Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети подготовительной группы получают сначала элементарные сведения о природе участ​ка, детского сада, затем краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
  • Родная культура, Очень важно привить детям чувство любви и        ува​жения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным твор​чеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Перспективное планирование

Сентябрь

Дата

Тема недели

1-я неделя

Моя Родина- Россия

2-я неделя

Мое любимое село. Тамбар – капелька России

3-я неделя

В глубь веков

4-я неделя

Тамбар, как это было…

Октябрь

1-я неделя

Убранство русской горницы

2-я неделя

Мы наш, мы новый мир построим (село в годы революции)

3-я неделя

Традиции села

4-я неделя

Старое и новое села (сельское хозяйство)

Ноябрь

1-я неделя

Наша малая Родина – наш Тисульский район

2-я неделя

Символика района (флаг, герб, гимн)

3-я неделя

Заповедные уголки нашего района

4-я неделя

Полезные ископаемые нашего района

Декабрь

1-я неделя

Природные памятники (озеро Большой Берчикуль, река Кия и Белокаменный плес, озеро Пустое)

2-я неделя

Кто живет в лесу

3-я неделя

Растительный мир нашего края

4-я неделя

Пернатые музыканты

Январь

 2-я неделя

Люди, прославившие наш район (А.А. Леонов, - летчик-космонавт, легендарный солдат, прототип памятника воину-освободителю в берлинском Трептов-парке – Н.И.Масалов)

3-я неделя

Родной край - Кузбасс

4-я неделя

Символика области (флаг, герб, гимн)

Февраль

1-я неделя

Кузбасс и его история

2-я неделя

Знакомство с картой Кемеровской области

3-я неделя

Города Кемеровской области

4-я неделя

Коренные народы Кузбасса

Март

1-я неделя

Растительный и животный мир Кузбасса

2-я неделя

Красная книга Кузбасса

3-я неделя

Полезные ископаемые Кемеровской области

4-я неделя

Водные ресурсы Кузбасса

Апрель

1-я неделя

Промышленность Кузбасса

2-я неделя

Знаменитые жители города

3-я неделя

Достопримечательности Кузбасса

4-я неделя

Промыслы родного края

Май

1-я неделя

Наше село в годы войны

2-я неделя

Участие в митинге, посвященного Дню Победы

3-я неделя

Современный Кузбасс – Кемеровская область

4-я неделя

Диагностика

Ожидаемый результат:

Программа гражданско – патриотического воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Развитие познавательного интереса и любознательности к познанию родного края и города, их истории, культуры, природы. Формирование представления об истории, культуре, природе Кемеровской области и родного села. Формирование умение различать, показывать, называть символику поселка Тисуль и Кемеровской области (герб, флаг, гимн).
  • Ознакомление с основными профессиями жителей села и Кемеровской области и особенностями их труда. Формирование представлений о знаменитых людях Кузбасса, и чем они прославили свой родной край. Знает, что родной край населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура.
  • Формирование умения выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
  • Приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми.

Уровни усвоения программы:

Чтобы выявить уровень знаний детей подготовительной  группы о родном доме, семье, селе, городе, крае мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:

  1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям,  членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
  2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
  3. Отношение к народному творчеству.

На основе критериев мы выделили уровни:
Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название села, города, области, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; флаг, герб, гимн области; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства Кузбасса,  знает природно-климатические зоны,  ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, села, свой адрес; флаг, герб, гимн России, флаг, герб, гимн области; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства Кузбасса, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-

Не знает названия страны, области. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, села, поселка; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства Кузбасса, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают зна​ния и  навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом (селом) целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в усло​виях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни  птиц, обитате​лей водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств - про​цесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребен​ком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной дея​тельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности - игровую, формировать у детей соответ​ствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе (се​ле, поселке), городах России, животных родного края и т.д., рассма​тривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию вы​ставок предметов детского творчества.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздни​ки, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например:

•​ Осенины;

•​ новогодний утренник;

•​ рождественские колядки;

•​ День защитников Отечества;

•​ «Встреча весны» — фольклорный праздник;

•​ Масленица

•​ День Победы;

•​ День защиты детей;

Условия реализации программы:

Содержание предметно-развивающей среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно- развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа предъявляет особые требования к организа​ции предметно-развивающей среды в группе. Предлагается офор​мить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа попол​нять знания о родном крае, городе, селе, стране. Необходимо иметь ши​рокий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села, родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промы​слов, произведения устного народного творчества, образцы россий​ского  флага. Предлагаемый детям материал должен в обяза​тельном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематиче​ских блоков.

Литература

1.​ Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.

2.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.

3.​ Герасимова З.И. Родной свой край люби и знай. М„ «Дошкольное воспитание», 2001, №2.

4. Косарева В.Н.  Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель. – 159 с.

5. Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2005. – 136 с.

6.​ Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

7.​ Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

8.​ Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

9.​ Федосеева П.Г. Организация деятельности уголка природы в детском саду. Волгоград, 2009.

10.​ Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.

11.​ Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.

12.​ Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в дет​ском саду. М., 2003.

13.​ Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002.

14.​ Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду М., 1992;

15. О.В. Шибаева. Тамбар – капелька России: история села. 2018.

16. Н.В. Глушкова, Т.В. Дубровина. Символика России, области, района. 2015.

17. Корницкий Г.В. и др. Это нашей истории строки. Кузбасс в 1960-1980-е годы. Антология воспоминаний ветеранов Кемеровской области [Текст] / Администрация Кемеровской области, Областной совет ветеранов войны и труда ; сост. Г. В. Корницкий, В. М. Чурпита ; ред. В. С. Кладчихин. - Кемерово : Агентство рекламных форм, 2008. - 527

18. Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / Вера Лаврина ; худож. О. Помыткина. - Кемерово : Кузбасс, 2004. - 78, [1] с. : портр., цв. ил.; 31 см. - (Серия "Краеведение для детей").; ISBN 5-85905-270-7 (в пер.)

19. Семь чудес Кузбасса [Электронный ресурс] :краеведческотуристический поход / МБУ Детская централизованная библиотечная система, Информационно-библиографический отдел ; [автор - составитель И. В. Баркова]. - Электрон.текстовые дан. - Новокузнецк : [б. и.], 2013.  

20. Соловьёв Л.И. Книга о природе Кузбасса : для младших школьников и их родителей [Текст] / Леонид Соловьев ; [оформ. В. П. Кравчук]. - Кемерово : Кузбасс, 2008. - 405, [2] с. 12. Шахтёрский Кузбасс : набор из 24 открыток / отв. ред. А. В. Правда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моя малая Родина» Развлечение подготовительная группа

Дети входят в зал и встают полукругом.Воспитатель:Жура – жура – журавель!Облетел он сто земель!Облетая, обходил.Крылья, ноги натрудил.Мы спросили журавля:Где же лучшая Земля?Отвечал он, пролетая:Лучше...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя малая родина» для подготовительной группы

Познакомить детей с их малой родиной, с глубоким значением этого слова;*       Учить видеть красоту природы Нанайского района ,  ценить богатства земли;*...

" Моя малая Родина" 2014г. подготовительная группа

Открытое мероприятие " Моя малая Родина" в подготовительной группе....

Конспект НОД с использованием регионального компонента на тему «Симферополь – моя малая Родина» в подготовительной группе

Цель:  обобщить и систематизировать знания детей о России, как государства, в котором мы живем, продолжить знакомить с малой Родиной – Крымом. Закреплять представления о родном крае, го...

План-конспект ООД «Мой город- моя малая Родина» в подготовительной группе

Расширять представление детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут....

Проект краткосрочный «Моя малая Родина» в подготовительной группе.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящ...

Методическая разработка: «Моя малая Родина» в подготовительной группе

Беседы о родном городе, о Родине; рассматривание фотографий достопримечательностей города; чтение произведений о Родине; разучивание пословиц; разучивание стихотворений; отгадывание загадок; рисование...