«Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, как авторитетный и эффективный наглядный материал».
консультация

Выродова Елена Анатольевна

Внутренний мир ребенка еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что он получает от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они являются не только способом времяпровождения, но и средством воспитания. Для детей в дошкольном возрасте одним из основных средств воспитания являются мультфильмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_multfilm.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад №33 «Радуга»

Из опыта работы:

«Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, как авторитетный и эффективный наглядный материал».

Подготовила: воспитатель Выродова Е.А.

г.Губкин

         Дошкольное детство - это время, когда у ребенка развиваются навыки доброжелательного поведения. Нравственное воспитание детей в этом возрасте предполагает формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками, привычки играть, трудиться, умения договариваться, помогать друг другу, стремления радовать старших хорошими поступками. Также оно подразумевает воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым, детям с ограниченными возможностями, умения помогать им. Взрослые должны поощрять творческие проявления ребенка, ведь дальнейшая жизнь вряд ли даст много поводов для фантазии, а скорее потребует постоянной работы памяти, логики, мышления. Полноценный человек, гармоничная и психически здоровая личность, воспитанная в духе творчества и неограниченного воображения, всегда найдет правильное решение и скрытый на первый взгляд выход из любой жизненной ситуации. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.

      Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги.

      Теле-воздействие формирует душу и ум детей, воспитывает их вкусы и взгляды на мир.

      Внутренний мир ребенка еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что он получает от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они являются не только способом времяпровождения, но и средством воспитания. Для детей в дошкольном возрасте одним из основных средств воспитания являются мультфильмы.

       Мультфильмы обладают огромным потенциалом в педагогической работе:

-расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

-демонстрируют примеры поведения, что способствует социализации детей. Дети зачастую переносят сюжеты мультфильмов в игры;

-формируют оценочное отношение к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;

-развивают эстетический вкус, чувство юмора;

- способствуют реализации эмоциональных потребностей ребенка.

       Очевидно, что мультфильмы влияют на развитие детей. Почти каждый ребенок-дошкольник проводит у экрана больше половины своего времени, когда он находится дома. Кроме этого ребенок смотрит мультфильмы в дороге (в туристических поездках, по пути в детский сад, если его везут в машине и т.д.), ходит с родителями в кинотеатры. Мультфильмы - неотъемлемое средство его социализации.

      Мультфильм - эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два вида восприятия: зрение и слух.

Зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка.

Просматривая мультфильм, ребенок сопереживает и отождествляет себя с кем-то из главных героев, переживает события фильма вместе с ним. Таким образом, он проходит путь от выявления конфликта героя до его разрешения, как бы прокладывая внутри себя такой путь – осваивает способ решения такой проблемы, примеряет этот способ на себя.

        Поведение персонажей может служить пособием, уроком, примером взаимодействия с окружающим миром. Можно наблюдать не только внешнее поведение того или иного героя, но также проникнуть в суть его мотива, понять, почему это происходит именно так.

Ребенку намного легче обсуждать и анализировать поведение главного героя, чем касаться собственных трудностей. В процессе просмотра мультфильма и работы - он отождествляется с собственными проблемами, перенося их на персонажа фильма. Фактически ребенок видит на примере героя варианты выхода для себя, хотя до этого не видел их в своей жизни.

Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психо-коррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

        Специально подобранные мультипликационные фильмы можно использовать в коррекционно-развивающей работе с различными целями. Например, с целью воспитания нравственных качеств, с целью коррекции заниженной самооценки, коррекции поведения, коррекция различных личностных трудностей, агрессивности, застенчивости, страхов, устранения социально-коммуникативных трудностей и т.д.

        Что дает работа с использованием мультипликационных фильмов?

  1. Диагностика. Во-первых, информация, с каким героем ребенок отождествляет себя в фильме, говорит о проблеме. Что больше всего привлекает в этом герое, а что отталкивает? Ответы на эти вопросы помогут понять трудности ребенка лучше и ненавязчиво показать пути их решения.
  2. Способы решения проблем. Конфликт, который моделируется в мультфильме, безусловно, в той или иной мере актуален и для ребенка. Переживая с героем эту проблему, достигая выхода из нее, получая ее разрешение, ребенок тренируется в решении подобной проблемы в своей жизни.
  3. Задачи, которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:
  • Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме.
  • Помощь в осознании трудностей героя и их причин.
  • Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях.
  • Получение вариантов решения проблемы.

      Совместный анализ с ребенком увиденного, может стать мощным воспитательным инструментом, а также эффективным наглядным материалом. Методика просмотров мультфильмов очень схожа с методикой ознакомления детей с художественной литературой.

     Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного материла и слова педагога или родителя. Примерная схема занятия:

  • Вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о…... (высказывает общую мысль сюжета), либо задает проблему. Показ мультфильма;
  • Беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы. Задача — получение детьми нового знания;
  • Игра на основе выводов, упражнение.
  1. Вопросы, которые можно задавать детям после просмотра мультфильма.
  • Какое у вас настроение после просмотра?
  • Кто из героев больше всего понравился?
  • Какие чувства испытывали герои?
  • Кто, наоборот, больше всего не понравился?
  • Что бы вы сделали по- другому?
  • Какие качества этого персонажа могут быть в вас?
  • На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? Почему?
  • А в жизни такое бывает?
  • Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
  • Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
  • Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

        Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этим способом становится агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдаются повышенная жестокость и агрессивность. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает как должное. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики. В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто поступает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе. Некоторые современные мультфильмы так же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, «Фиксики», «Смешарики  ПИН-КОД», «Барбоскины», «Лунтик» и др.).

       Многие родители не придают мультфильмам большого значения и позволяют ребенку смотреть все что ему хочется в неограниченном количестве. Но такая позиция родителей может привести как к ухудшению здоровья, так и возникновению различных трудностей и перекосов в становлении личности ребенка. Следует помнить, что в период формирования личности ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка интересными занятиями, добрыми, веселыми мультфильмами, которые познакомят детей с миром добра в разных его проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы планирования воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ

Планирование воспитательно - образовательной работы по новым федеральным государственным требованиям...

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста  в соответствии с ФГОС ДО на неделю...

«Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Календарный план воспитательно- образовательной работы с детьми старшей группы в соответствии с ФГОС ДО на неделю по теме: "Слава Армии родной!"...

«Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста как авторитетный и эффективный наглядный материал»

Педагогические возможности мультфильмов: - мультфильмы расширяют представление об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;- показывают примеры поведения, что способствуе...

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...

«Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, как авторитетный и эффективный наглядный материал».

laquo;Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, как авторитетный и эффективный наглядный материал»....