«Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста как авторитетный и эффективный наглядный материал»
презентация к уроку (средняя группа)

Жеглова Елена Анатольевна

Педагогические возможности мультфильмов: 

- мультфильмы расширяют представление об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся подражая;

- способствуют формировнию оценочного отношения к миру, развитию мышления, пониманию причинно-следственных связей;

- формируют эстетический вкус, чувство юмора;

- мульфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_vospitateley.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

«МУЛЬТФИЛЬМ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК АВТОРИТЕТНЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ»

(выступление из опыта работы

в рамках ММО воспитателей средних групп

Губкинского городского округа)

В настоящее время, в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта одной из основных задач педагогов дошкольных учреждений становится поиск новых, более эффективных способов организации детской деятельности, в которых будут созданы условия для разностороннего развития детей.  Одним из таких способов, являются   мультфильмы.

Мультфильм оказывает на ребенка огромное влияние, но это влияние не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируемый и нецеленаправленный со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая мультфильм, что может привести к весьма нежелательным последствиям.

 А ведь современные дети – это дети, в большей степени, смотрящие и в гораздо меньшей – читающие. Современный ребёнок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

- мультфильмы расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

- способствуют формированию оценочного отношения к миру, развитию мышления, пониманию причинно-следственных связей;

 - формируют эстетический вкус, чувство юмора;

- мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей и др.

 Мультфильмы – являются средством воспитания и образования поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Если к этому добавить ещё и совместный с ребёнком анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

 Родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, и складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. Негативные влияния могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных» воспитателей.

Поэтому в выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги и исключить негативные влияния.

Детям свойственно подражать и у них отсутствует критическое отношение к тому, что они видят и слышат. Поступки, высказывания главных героев ребенок воспринимает, как должное. От того какие мультфильмы будет смотреть ребенок, в его голове будут формироваться представления о норме и запретах в поведении с другими людьми, о добре и зле. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира, что в целом влияет на формирование личности.  

С каждым новым мультфильмом ребенок что-то познает, но он должен быть готов к освоению этой информации, поэтому важна детальная возрастная дифференциация.

Как отличить не полезный мультфильм? Психологи выделяет следующие признаки вредного мультфильма:

1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, даже если всё это подано под маской юмора.                                                                  

2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни.                                                                        

3. В сюжете демонстрируется опасное для здоровья или жизни поведение.                                                    

4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола.

5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям.

6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы.                                                                                        

7. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений.

В своей работе, для целенаправленного использования мультфильма в воспитательно-образовательном  процессе, я сначала оцениваю потенциал мультфильма и определяю цель просмотра данного мультфильма. Исходя из этого, мультфильмы разделяю на:

- образовательные - оказывающие влияние на знание, отношение или поведение детей («Коля, Оля и Архимед», «Заяц Коська и Родничок». «Королева Зубная щетка». «Мой приятель Светофор», «Самоделкин», «Пластилиновая Азбука»., «Доктор Плюшева», «Лунтик учит цифры», «Баранкин, будь человеком!», «Козленок, который считал до десяти»);

- развивающие -  герои постоянно обращаются к ребенку, предлагают провести несложные арифметические действия, различить цвета, отыскать предмет на картинке, помогают развивать речь («Даша-путешественница», «Наш друг Пишичитай», «Фиксики», «Чудеса света - уроки тетушки Совы», «Всемирная картинная галерея — уроки тетушки Совы», «Фиксики», «Бумажные истории»);

- воспитальные  - моделируют систему поведения («Про бегемота, который боялся прививок», «Маша больше не лентяйка», «Жихарка», «Мама для мамонтенка», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Крошка Енот». «Цветик-семицветик», «Дядя Миша», «Нехочуха», «Чемпион», «Ключ», «Остров ошибок», «Сказка про лень», «Спортландия», «Волшебный мешочек», «Самый маленький гном», «Самый большой друг», «Птичка Тари» и т.п);

- обучающие - формируют представление у детей о динамике явлений природы, росте, развитии растений и животных, о труде взрослых, о безопасности («Смешарики»: «Опасные игрушки», «Невеселые петарды»; «Фиксики»: «Огнетушитель», «Подушка безопасности»; «Болек и Лелек»: «Пожар!», «Болек и Лелек пожарные»; «Вера и Анфиса тушат пожар»;  «Тетушка Сова»: «Азбука безопасности»: «На льду водоемов», «Водоемы», «Малыш в автомобиле», «Безопасность на транспорте», «Светофоры и перекрестки», «Пешеходный переход», «Дорога», «Огонь», «Лесной пожар»);

-  ознакомительные  которые рассказывают о чем-то неизвестном, например, о природных явлениях, жизни животных, истории, мифах («Приключения пингвинёнка Лоло», «Маугли»);

- развлекательные - созданы для развлечения («Ну, погоди!», «Веселые паровозики из Чаггингтона», «Маша и Медведь»).

Продолжительность мультфильмов для просмотра группой детей не должна превышать в средних группах - не более 20 мин. Сюжет мультфильма должен быть доступен по содержанию, иметь выраженную последовательность действий, иметь воспитательное, образовательное, обучающее или развивающее значение. Выбор мультфильма зависит от лексической темы и прохождения материала. Перед просмотром мультфильма доношу общую мысль сюжета либо задаю проблему. А после показа мультфильма провожу беседу, задаю вопросы детям, обсуждаем мультфильм и делаем выводы. На основе выводов можно провести игру, упражнение, выполнить творческое задание. Крайне важно после просмотра мультфильма, при возникновении определенной ситуации, возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку. Например, в мультфильме «Маша больше не лентяйка» Маша не захотела быть хозяином себе и в результате ее руки и ноги перестали ее слушаться. Ребенку, который ленится, можно напомнить, что он хозяин своих рук и ног.  

Таким образом, грамотно подобранные мультфильмы являются важным воспитательным и образовательным ресурсом, и хороший мультфильм становится таким же материалом для развития игровых сюжетов, для рисования и лепки, как прочитанная книга или посещение зоопарка.  Полезные мультфильмы никогда не приведут ребенка к тревоге и подавленному состоянию, а напротив дадут заряд положительных эмоций, что усилит эффективность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

Использование наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как средство успешного обучения их грамоте

Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в об...

«Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, как авторитетный и эффективный наглядный материал».

laquo;Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, как авторитетный и эффективный наглядный материал»....

«Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, как авторитетный и эффективный наглядный материал».

Внутренний мир ребенка еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что он получает от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. ...