Консультация для педагогов « Использование мнемотехники в работес детьми дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Почему  нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_mnemotehnika.docx562.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов

« Использование            мнемотехники в работе        с детьми дошкольного возраста»


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких  слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему  нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

  • маленький словарный запас
  • неумение согласовывать слова в предложении
  • нарушение звукопроизношения
  • плохое развитие связной речи
  • несформированность психических процессов
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как  помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

   Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

   

   Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать: 

  •  зрительную и слуховую память
  •  зрительное и слуховое внимание
  •  воображение
  •  восприятие
  •  развивает кругозор
  •  развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи: 

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

                                Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей  восприятия:

  • зрительного
  • слухового
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)
  • обонятельного
  • вкусового
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и  упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например:

  • «Что изменилось?», «Чего не стало?»
  • «Кто ушёл?»
  • «Кто позвал?»
  • «Развесим и соберём слова»
  • «Парные открытки»
  • «Узнай на ощупь»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.   Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым.  Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:
  • Закрепление различных методов запоминания.
  • Развитие фотографической памяти.
  • Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
  • Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.

Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

Например:

Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Игры:

 «Цепочка слов»,

 «Кто больше запомнит слов»

«10 слов» и т.п.

 Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.

  • метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника-«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т.е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:
  • Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
  • Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
  • Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
  • «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии.

Например: 

«Давайте отправимся покататься на облаках»,

 «Путешествие в сказочный лес» и т.д.

Игра «Развесим и соберём слова» (дети вместе с воспитателем обходят группу или участок «достают» из корзинки или коробочки слова и «развешивают  слова- украшения», через некоторое время проходят снова и собирают их обратно в корзинку или коробочку .  Можно собирать слова-украшения, начиная с первого или с последнего слова.)

  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  • метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например:

Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – дерево – гнездо – птица – самолёт – машина)

Игры со спичками или палочками.

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным». Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для решения этих задач можно использовать такие упражнения и задания, как:

  • «Найди отличия»
  • «Что изменилось»
  •  «Не зевай»
  • «Запрещённое движение»
  • «Рассеянный художник»
  • «Лабиринты»
  • «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

   

   Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого  к сложному. Её можно разделить на три этапа. 

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

 

Например:  ёлочка (какая?)                                        колючая

       

                C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\AutoShap\BD18253_.wmf                    Веселые картинки для детей. Обои для рабочего стола с персонажами мультфильмов и детских книг          Нарисованный жик картинки - Журнал авто

     

В старшем возрасте, когда  дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

  • «Подскажи словечко»,
  •  «Найди пару»
  • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
  • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший  дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы  для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.  

    На этом же этапе  учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.  

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

                               

                              Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.  

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром
  • при заучивании стихов
  • при пересказах художественной литературы
  • при обучении составлению рассказов
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составу числа
  • при воспитании культурно-гигиенических навыков
  • при воспитании навыков самообслуживания
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

  Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.  
  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • соответствовать уровню развития детей.

   На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  1. обучающие - содержат познавательный материал.
  2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Например: Обучающая  мнемотаблица  «Квадрат»                                                                  

                     (по развитию математических представлений)  

4

     

2

К

1.            - квадрат – это четырёхугольник                                                                                                                                                                                                                                                                

2. 4 - у квадрата четыре угла и четыре стороны                                  

3.         - углы

4. │ -  стороны

  

5.      - прямоугольник, тоже четырёхугольник

6. 2 - у прямоугольника парные стороны равны   

7.    –  -  у    квадрата все стороны равны

         

8. К – квадрат

9.    лист в клетку: клетки – это квадраты

                           

                            Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е.  информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем  мнемотаблица убирается  и дети воспроизводят её графически по памяти.  

 

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
  • Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
  • Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.       

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.  

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

Кристина Киреева 
Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

"Учите ребенка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету".

К. Д. Ушинский

Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожкиМнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.

В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.

Этапы работы над стихотворением:

1. Мама или папа выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворенияпомогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-404797-1472385499.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-404797-1472385515.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста

В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог...

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

КОНСПЕКТ интегрированной формы взаимодействия педагогов и родителей с детьми дошкольного возраста по теме «Изготовление сувениров для ярмарки»

Взаимодействие педагогов и родителей дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования через нетрадиционные формы работы с использованием интеграции...

Консультация для педагогов " Причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста"

Дисциплина играет важную роль в формировании личности, пормогая воспитывать такие ее стороны , как способность подчиняться общим требованиям коллектива , выполнять установленные правила жизни в нем, с...

Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»

Информация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста»(комплексы артикуляционной гимнастики для детей 2 – 7 лет)...

Обучающий семинар для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Обучающий семинар для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Семинар для педагогов «Игровая деятельность с детьми дошкольного возраста»

Цель: Формирование навыков руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста...