Воспитание нравственно -патриотических чувств детей на ОД по художественному творчеству.
статья (подготовительная группа)

Глазкова Надежда Николаевна

Этот материал представлен в виде отчета о проделанной работе по воспитанию нравственно -патриотических чувств детей на занятиях и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенно прекрасным: родной дом, улица, город…Старинная мудрость гласит «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Одна из самых актуальных задач нашего времени – патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимое от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерить собственные желания с интересами других.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма.

Патриотизм - это чувство любви к месту , в котором живешь, ответственность за него, желание трудиться на его благо, беречь и умножать богатства, сохранять народные традиции.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Большое значение  оказывает художественное  творчество на воспитание патриотических чувств у детей к родному краю,  оно направлено на формирование у детей гражданского отношения к Отечеству и понимание того, что Отечество начинается с уголка, где человек родился, где будет выполнять основную социальную роль члена своей будущей семьи.

А для наших детей Родина –это наша Кубань ,благодатный край, где живут замечательные труженики ,умельцы, народные мастера. Поэтому надо знакомить детей с  разнообразием предметного и природного окружения Кубани, с особенностями кубанской одежды, архитектуры,  казачьего быта, с кубанскими художественными промыслами. С этой целью мы провели экскурсию в мини –музей Кубани в средней школе №10.

 Ребята увидели разнообразные  виды  декоративно-прикладного искусства Кубани, разнообразие ремесел: это керамика, текстиль, плетение, резьба по дереву, кости, камню, роспись по дереву, художественная обработка соломы, кожи и др. Безусловно, ребенку-дошкольнику не все эти виды ремесел доступны в исполнении. Поэтому в работе с детьми я использую рисование, аппликацию, лепку, конструирование, и другие техники, которые позволяют ребенку отразить все разнообразие декоративно-прикладного искусства народных умельцев Кубани. К таким техникам относится и тестопластика. Тестопластика – это лепка из соленого теста, материала, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат.

Так на занятиях «Люби и знай, родной свой край» и «Азбука тестопластики» я познакомила детей с традиционными  художественными ремеслами, предметами декоративно-прикладного искусства, с возможностями и технологией лепки из соленого теста.

Мною были проведены такие занятия «Дары Кубани» «У  лета в корзине арбузы и дыни», «Корзинка с фруктами»,  «Выпекали мы в печи пироги и калачи», «Лучок, чесночок и перчики» «Подсолнушки – маленькие солнышки». Здесь дети не только изготавливают конкретные поделки, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки, но и узнают о плодородии кубанской земли, об овощах и фруктах, произрастающих на Кубани. Дошкольники  учатся беречь хлеб, уважать труд взрослых, благодаря которым хлеб приходит на стол. В процессе создания художественных образов из соленого теста дети используют традиционный для Кубани природный материал: различные семена (арбуза, яблока, дыни, тыквы), разнообразные колоски, сухие травинки и сухоцветы.

На занятиях по рисованию  таких как: «Игрушка – свистулька», «Старинная шкатулка», «Украшения (бусы, медальоны, серьги)», «Рамка для зеркальца»,  «Красивый подсвечник» ребята становятся участниками увлекательного процесса рисования и раскрашивания полезных и красивых предметов быта наших предков. Дети учатся создавать выразительные образы по мотивам кубанского декоративно-прикладного искусства, знакомятся с технологией  декорирования готовых изделий, с правилами и особенностями кубанской художественной росписи. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает ему осознать тесную связь лепки, аппликации и декоративного рисования.

 Большое внимание в своей работе я уделяю  совместной конструктивно-творческой деятельности детей и педагога. В свободное время .дети лепят и расписывают фигурки людей и животных, изображения предметов казачьего быта. Самостоятельное художественное творчество детей включает в себя  рисование на тему «Места, где я люблю отдыхать», «Улица, на которой живу», «В гостях у бабушки»

Ознакомление детей с православными традициями, которых придерживались и придерживаются  кубанские казаки происходит в процессе занятий и бесед с детьми. Так накануне важнейшего праздника  Православной церкви – Пасхи я  предлажила  детям слепить и расписать яйца из соленого теста, познакомила ребят с особенностями росписи пасхальных яиц на Кубани, с символическим значением используемых цветов.

Периодически организую  выставки – ярмарки детских работ («Осенняя ярмарка», «Кубанские посиделки»)

Помимо ОД по художественному творчеству, с детьми провожу беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию. В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, провожу   ежегодные конкурсы - выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные различным юбилеям.

В свободное время  предлагаю детям рассматривание альбомов «Моя станица», «Кубань –наша Родина» 

Привлекаю родителей к участию в жизни детского сада и воспитанию патриотизма у детей . С этой целью провела консультацию  «Знакомим дошкольников с родным краем»,организовала  мини-собрание «Традиции нашей семьи».Привлекаем родителей к совместной творческой деятельности с детьми .Провожу  выставки рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых «Дню победы», « Дню Семьи», «Дню Космонавтики» и т.д

Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Детям необходимо знать и изучать историю своего народа, его культуру, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Выводы: Художественное творчество позволяет успешнее осуществлять воспитание нравственно-патриотических чувств у детей, вызывая у них повышенный интерес, расширяя их кругозор, формируя позитивное отношение, любовь и уважение к родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»

Для чего детям воспитать чувство патриотизма, предлагается родителям задания и ситуации для воспитания у детей нравственно -патриотических чувств к родному городу....

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Тема самообразования "Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»

Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помо...

План по самообразованию по теме: «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»

Пояснительная записка             В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необхо...