«Педагогические ситуации» в рамках программы «Давайте жить дружно» (Выступление на педсовете)
учебно-методический материал (средняя группа)

Карпачёва Татьяна Геннадьевна

 «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя, и другого».

Древнеиндийское выражение.

Мне ближе наше народное - «конструктивное»: «Лучше худой мир, чем добрая ссора».

Но, с учетом своей профессии, самое жизнеутверждающее – «Давайте жить дружно!»

В реальности же мы часто конфликтуем, тем самым, усложняя жизнь себе и нашим ближним.

Это в нашей профессии относится, к сожалению, и к конфликтам с родителями.

В большинстве случаев они возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям со стороны педагогов и родителей.

Но пусть это будут конструктивные конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию

взаимоотношений.

Главная и непростая задача воспитателя – найти правильный выход из конфликтной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогические ситуации» в рамках программы

«Давайте жить дружно»

(Выступление  на педсовете)

 «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя, и другого».    Древнеиндийское выражение.

    Мне ближе наше народное -  «конструктивное»: «Лучше худой мир, чем добрая ссора».

    Но, с учетом своей профессии, самое жизнеутверждающее – «Давайте жить дружно!»

   В реальности же мы часто конфликтуем, тем самым, усложняя жизнь себе и нашим ближним.

   Это в нашей профессии относится, к сожалению, и к конфликтам с родителями. В большинстве случаев они возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям со стороны педагогов и родителей. Но пусть это будут конструктивные конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

   Главная и непростая задача воспитателя – найти правильный выход из конфликтной ситуации.

   Чтобы расположить к себе собеседника, стараюсь использовать рекомендации психологов:

  применять «Правило трех плюсов»: + Улыбка  + Имя собеседника.+ Комплимент (лучший комплимент для родителей – похвала их детей).

  не использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает противную сторону к психологической защите в виде «нападения».

   лучше использовать метод «Я-сообщения», выразив свои чувства, например: « Мне  жалко, что…».

   не брать всегда «огонь на себя», предлагать обращаться к помощи специалистов (психологов),  помня  о границах своей компетенции.

   и совершенно недопустима установка на родителя как на соперника: (поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека).

   важно помнить – родители и воспитатели – сотрудники в деле воспитания ребенка.

   Предложенные педагогические ситуации – наиболее часто встречающиеся в работе воспитателя.  И способы их преодоления и предотвращения, в какой-то мере, «типичны, стандартно  наработаны»  воспитательским опытом (примерно одинаковые ответы при обмене мнениями с коллегами).

 И они совпадают с основной стратегией поведения, выделенные наукой.

Примеры;

  1. Мама обращается с претензией к воспитателю, потому что ее ребенок не принимал активного участия в утреннике: «Почему моему … не дали читать стихи и роль в сценке? Это уже не в первый раз!»

 Чтобы наладить контакт с родителем,   следует всегда  внимательно выслушать маму

Родители очень часто обижаются, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают ( прочитать  стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом).

 Что на самом деле говорит родитель.  Маме важно видеть успехи и достижения своего ребенка. Тем более, когда идет речь о таком публичном пространстве, как утренник в детском саду. Также такая реакция мамы может быть связана с оценкой ее как успешного родителя со стороны других родителей. Как на это реагировать…

 Воспитателю нужно донести до родителя, что важно уважать желание ребенка не участвовать активно в утреннике. Объяснить ситуацию:  «Мы так же, как и Вы, обеспокоены тем, что Мише, пока с трудом, даются выступления. Знаем, что он выучил стихотворение, жаль, что не захотел его рассказать. Ищем разные способы, как его привлечь.  Готовы Вас выслушать, чтобы вместе помочь Мише выступать на праздниках».

 И : «Пожалуйста, не переживайте, ваш ребенок  обязательно  будет участвовать  во всех наших утренниках: дать  стихотворение – не входит  в основной сценарий,  но соответствует теме и, если не захочет «выступить  индивидуально» : «Давай расскажем вместе» - и если ребенок  молчит, а «говорит  воспитатель» - родителю этого «достаточно»  ).

2. Мама, забирая ребенка из детского сада, не может найти «домашнюю» игрушку и обращается к воспитателю: «..., у нас опять пропала игрушка! Саша пришел сегодня с роботом, и где он? Вы не видели? Куда все девается?...»

Вопрос домашних игрушек в группе детского сада – один из самых частых.  На первой встрече с родителями нужно обсудить правила и договориться, что можно приносить в группу, а что нет. Например, игрушки, которые представляют большую материальную ценность, памятные вещи не стоит давать, потому что они могут сломаться или потеряться. Оформить памятки для родителей с правилами на эту тему, разместить информацию на стенде, своей странице на сайте. Отдельно следует уделить внимание конфликтам между детьми в группе, когда игрушка ломается, теряется или «пополам никак не делится.

Что на самом деле говорит родитель. Слова мамы о том, что игрушек, которые ребенок приносил в детский сад, было уже много, позволяют сделать вывод: сама игрушка не представляет какую-то ценность для мамы. Однако ее слова имеют претензионный оттенок. Для ребенка эта игрушка может иметь разное значение. Возможно, это очередной подарок, который он принес в группу, чтобы быть принятым в игру или обменяться. Бывает, что родители утром дают ребенку игрушку, чтобы избежать слез при сборе в детский сад или при расставании   Данную ситуацию нужно внимательно рассмотреть. Можно задать уточняющие вопросы об игрушке: как выглядит игрушка, как часто ребенок берет ее поиграть на улице и в детский сад, не оставил ли он ее сегодня дома.  Можно предложить вместе с ребенком поискать игрушку на площадке или в группе вместе с другими детьми, превратив это в игру-приключение. (Это и моя «основная позиция» в данной ситуации, с «индивидуальными вариациями»).

3. Мама выражает недовольство тем, что ребенка заставляли спать: «Оля мне пожаловалась, что ее заставляют спать в тихий час. Она прекрасно засыпает, если посидеть рядом и почитать ей книжку, мы всегда так делаем дома! Неужели Вам это  сложно  сделать?...»

Процесс засыпания у детей происходит по-разному: кто-то нуждается при засыпании в определенных педагогических воздействиях: засыпает мгновенно, положив голову на подушку, кому-то нужно поворочаться, выбрать удобную позу, кто-то засыпает под сказку, кто-то в тишине, кто-то не заснет без любимой игрушки и т. д. Некоторым следует помочь прикосновением, кому-то добрым словом.  Сказать: «Закрой глазки и тихо-тихо полежи».  Если постепенно узнать про индивидуальные особенности засыпания детей и постараться по возможности их учитывать, то трудностей со сном в группе не возникнет.

Что на самом деле говорит мама ребенка.  Ей поступила жалоба от дочки, она реагирует. В форме претензии она выражает недовольство, потому что дома у них проблем со сном нет. Если прислушаться к словам мамы, то, возможно, будет слышаться тревога: «Дочке плохо и одиноко засыпать, меня нет рядом, и никто ей не может помочь». Она хочет сказать, что ребенку трудно засыпать одному и было бы хорошо, если бы воспитатель подошел к этому режимному моменту с душой. Как на это реагировать? Попросить рассказать, как засыпает ребенок дома, какие ритуалы сна приняты в семье. Очень важно поблагодарить маму за информацию и сказать, что теперь будут учитывать все эти моменты во время дневного сна. Например: «Да,…, спасибо, что пришли поговорить. Принимаю ваши пожелания: стараюсь всегда читать детям сказки перед сном. К сожалению, сегодня не получилось (были объективные  причины). Не переживайте, мы также хотим, чтобы дети полноценно отдыхали в «тихий час» и все для этого делаем с любовью.

«Умение ладить с людьми приходит с усталостью от конфликтов».

(И в этом тоже «житейская» мудрость).

Но, самое главное  -  «Давайте жить дружно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Давайте жить дружно"

Программа направлена на формирование навыков общения у дошкольников....

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"."

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"....

Рабочая программа "Давайте жить дружно"

Рабочая программа "Давайте жить дружно"...

Конспект НОД: «По дороге дружбы» с детьми второй младшей группы (в рамках проекта «Давайте жить дружно»)

Конспект НОД: «По дороге дружбы» с детьми второй младшей группы (в рамках проекта «Давайте жить дружно»)...

Конспект интегрированного занятия с использованием игровых ситуаций для детей средней группы по духовно-нравсвенному воспитанию"Давайте жить дружно".

Конспект интегрированного занятия с использованием игровых ситуаций для детей средней группы по духовно – нравственному воспитанию «Давайте жить дружно» Блог воспитателя общеразвивающего детского сад...

КОНСПЕКТ Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Давайте жить дружно!»

Цель: упражнение детей в правильном поведении в типичных конфликтных ситуациях, в поиске компромиссного решения; закрепление умения уступать друг другу и считаться в игре не только...