Клеточка за клеточкой
рабочая программа (подготовительная группа)

Болдишор Анжелика Борисовна

Оброзовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kletochkka.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципального автономного дошкольного образовательного

Учреждения Детский сад «Колокольчик» города Когалым

Принята на заседании                                    Утверждаю

педагогического совета                                 Заведующий МАДОУ ___________

 от «__»________                                                __________________________ФИО

Протокол № ______                                            «___» ___________________20__г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Клеточка за клеточкой»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: базовый

Возраст: подготовительный к школе  возраст (6-7)

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 Составитель: Болдишор.Анжелика.Борисовна.

                                                                              Должность: воспитатель

 

г. Когалым,  2020 год

 

Содержание программы

1. Пояснительная  записка………………………………………………………………3

2. Учебный план………………………………………………………………………….5

3. Содержание рабочей программы…………………………………………………….5

4. Планируемые результаты………………………………………………..……………6

5. Форма аттестации (контроля)…………………………………………..…………….6

6. Методические материалы…………………………………………………………….7

7. Список литературы…………………………………………………………….……...8  

                                                                                                                                                                                                                                                                               

1. Пояснительная записка.                                                                                                                             Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в рабочей тетради для старших дошкольников. Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе. Предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Занятия с графическими. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам –очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит

словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Актуальность.                                                                                                                                 Связана с проблемой слабо сформированной мелкой моторикой руки у ребенка с нарушением речевого развития. Развитие движений пальцев отстает, что ведет к задержке и речевого развития и общего развития детей с нарушением речи. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма: быстро устаѐт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 Педагогическая целесообразность программы:                                                                                                               Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей

-Ориентация на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

Цель:                                                                                                                                                                          Формирование компонентов интеллектуальной готовности к школе через развитие мелкой моторики руки ребенка.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний;

Развивающие:

  • Развитие мелких и точных движений пальцев рук;                                                                                        Развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
  • Развивать память, внимание, воображение:
  • Развитие пространственного воображения, глазомера

Воспитательные:

  • Воспитание ответственности при выполнении работы, подготовки к письму;
  • Воспитание аккуратности, старательности;
  • Воспитание коммуникативных способностей детей;
  • Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Педагогические задачи:

Разработать перспективный план работы кружка с детьми 6 – 7 лет на 2019 – 2020 гг;

Развивать графо моторные навыки;

Провести анализ эффективности проделанной работы.

1.4. Основополагающие принципы программы

Систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;

Доступности: характер и объём знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;

Наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения;

Сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

Обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей;

Уважение к личности каждого ребёнка.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы –6-7лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы один год.

Уровень Программы: базовый

Объем и срок реализации Программы 62 часа, с 1 октября по 31 мая.

Занятия проводятся 1 раз в неделю . Продолжительность занятия – 30 минут.


2. Учебный план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I.

 Штриховка «

13

3

10

наблюдение, опрос

II.

Графический диктант 

21

2

19

наблюдение, опрос

III.

“Аппликация” «Лепка»

20

6

14

наблюдение, опрос

IV.

“Раскрашивание”

7

2

5

Итоговое занятие

1

_

1

НОД совместно с родителями

Итого: 62 ч.

62

13

49

3. Содержание работы

Раздел I.  Штриховка.

Теория (3ч).                                                                                                                                         Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Практика (10ч)                                                                                                                                                Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Раздел II. Графический диктант.

Теория (2ч).                                                                                                                                                             Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку.

Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

Практика (19ч).                                                                                                                                                  На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространствеклетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.

Раздел III. Аппликация и лепка

Теория (6ч).                                                                                                                                                    Дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами. Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).                                                                                       Практика (14ч).                                                                                                                                                    Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. 

Раздел IV.   Раскрашивание.                                                                                                                                                                   Теория(1ч)                                                                                                                                       Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

Практика (5ч).                                                                                                                                        Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

 Итоговое занятие.                                                                                                                                                      Показ НОД c родителям воспитанников.

                                                                                                                                                                                                                           4. Планируемые результаты.                                                                                                                         Дети научатся ориентироваться на листе бумаги;

Повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений и навыков;

Повысится уровень развития мелкой моторики и речи;

Дети научатся писать графические диктанты.

5. Форма (контроля)

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый — в мае

Вид контроля

Время проведения

Цель проведения контроля

Формы и

средства

выявления

результата

Формы

фиксации и

предъявления

результата

Стартовая

диагностика

Октябрь

Оценка исходного уровня знаний в начале учебного

Опрос

Промежуточный

Январь

Оценка качества усвоения учащимися содержания

конкретной программы по

итогам полугода

Наблюдение

Отчетный нод за полугодие

Итоговый контроль

Май

Оценка уровня достижений учащихся по окончанию всего года

Наблюдение, опрос

Итоговый НОД для родителей

6. Календарный учебный график.

Обьем программы

Начало учебного года

Конец учебного года

Продолжительность учебного года всего

34 недель

I полугодие

II полугодие

62 часа

01.10.20

31.05.21

12 недель

22 недели

7.Методические материалы

  • Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель» и т.д.;                                                                                                              
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал,                      
  • крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки …;                                                                                                                                                      
  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;                                                                                                                                              
  • Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки;                                                                                                          
  • Тетради в клетку, линейки, карандаши, лекала, транспортиры, тетради на печатной основе с заданиями;                                                                                                                    
  • Тематические иллюстрации.
  1. 8. Материально-технические условия реализации Программы.

Средства обучения

Количество штук на 1

% использования от

группу

продолжительности

программы

Экран

1

100%

Тетрадь

24

100%

 Карандаши

24

100%

Мальберт

1

100%

Цифровые средства обучения: фильмы,

36

100%

презентации.


Программа кружка разработана на основании литературы:

  • Т.С. Голубина « Чему научит клеточка»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  В.Т.Голубь «Графические диктанты»;
  • Голубина Т.С. Чему научит клеточка Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей.– Мозаика - Синтез , 2001;
  • Безруких М. М. , Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму . - Тула: Арктоус , 1997;
  • Безруких М . М . Обучение письму : Книга для учителя. – М; Просвещение, 1997 .
  1. Система мониторинга
  2. Общие положения
  3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Предшкольная пора» опирается на следующие методы:                                                                                        1) педагогические наблюдения;                                                                                                                                      2) опрос, анкетирование;                                                                                                                                        3) проверочные задания.
  4. Педагогические наблюдения используются с целью оценить продвижение детей в социальном, физическом, нравственном, эстетическом развитии. Педагог наблюдает за детьми во время режимных моментов, различных видов деятельности, фиксирует и оценивает изменения, происходящие в детях. При организации наблюдений необходимо:
  5. а) поставить четкую цель наблюдения;
  6. б) ознакомиться с предыдущими результатами наблюдений;
  7. в) раскрыть задачи наблюдения;
  8. г) записывать наиболее характерные особенности изучаемого явления;
  9. д) проанализировать полученные результаты, сравнить их с предыдущими
    наблюдениями;
  10. е) сделать вывод о достижениях (их отсутствии) ребенка.
  11. В соответствии с планируемыми результатами освоения детьми Программы наблюдения могут решать следующие задачи.
  12. В области физического развития:
  13. – установить соблюдение правил личной гигиены, уровень самостоятельности, системности, устойчивости во время режимных моментах и самообслуживания;
  14. – определить наличие интереса к занятиям физической культурой и особенности его проявления;
  15. – определить возможность использовать знания о правилах дорожного движения в игровых и реальных ситуациях.
  16. Индивидуальная диагностика занимает от 20 минут. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
  17.                                                                                                                                                                                      4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).
    3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.
    2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.
    1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.
    0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
  18.                                                                                                                                                                    За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале.
  19. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
  20. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
  21.                                                                                                                                                             Низкий — 0-3 балла
    Ниже среднего 4-6 баллов
    Средний — 7-10 баллов
    Выше среднего — 11-13 баллов
    Высокий — 14-16 баллов

          Ожидаемые результаты.

Знать гигиенические правила.                                                                                                                   Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.                                        Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.                                                     Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки.                            Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.                                                       Знать правила работы с тетрадью.                                                                                             Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.                                                                                                                       Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.                                    Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

                                                                                                           


 


                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Клеточка за клеточкой"

План кружковой работы в старшей группе...

Чемпионат по играм в клеточку "Веселая клеточка" (совместное занятие родителей и детей)

Совместное занятие родителей и детей "Веселая клеточка" (чемпионат по играм в клеточку)...

Программа кружка «Клеточка за клеточкой» в подготовительной группе

Программа кружка «Клеточка за клеточкой» Автор: Закирова А.Г.СодержаниеПояснительная записка.Цели и задачи кружка.Комплектование группы.Формы организации кружка.Формы работы с детьми.Метод...

Мастер-класс для педагогов "Дидактическое пособие КЛЕТОЧКА ЗА КЛЕТОЧКОЙ"

Графический диктант – как средство формирования предпосылок овладения навыком письма. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правил...

Программа дополнительного образования графический диктант "Клеточка за клеточкой" для детей 6-7 лет.

Программа дополнительного образования графический диктант"Клеточка за клеточкой"для детей 6-7 лет...

"Клеточка за клеточкой"

Программа Доп подготовительная группа...

Мастер-класс «Дидактическое пособие КЛЕТОЧКА ЗА КЛЕТОЧКОЙ» + видеопрезентация

Мастер-класс «Дидактическое пособие КЛЕТОЧКА ЗА КЛЕТОЧКОЙ»Графический диктант – как средство формирования предпосылок овладения навыком письма. Письмо - сложный координационный ...