Методическая разработка по познавательному развитию
методическая разработка (подготовительная группа)

Степанова Татьяна Сергеевна

материал содержит список примерных бесед, опытов, игр для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx140.98 КБ

Предварительный просмотр:

     Методическая разработка по

        познавательному развитию

         «Мы – исследователи. Волшебные

         свойства воды» с детьми старшего

     дошкольного возраста.

     

Воспитатель: Усанина Татьяна Сергеевна

Содержание

Пояснительная записка

Методические рекомендации

Календарно-тематическое планирование по теме «Мы – исследователи. Волшебные свойства воды» для детей старшего дошкольного возраста

Беседы

  1. «Для чего нужна вода?»
  2. «Какая бывает вода»
  3. «Путешествие капельки»
  4. «О пользе и опасности воды»
  5. «Что такое снег и откуда он берётся?»
  6. «Откуда берутся снежинки?»

ООД

  1. «Реки, речки и моря на Земле текут не зря»
  2. «Вода в жизни человека»
  3. «Кто живёт в воде? Что растёт в воде?»
  4. «Почему растаяла Снегурочка?»

Картотека занимательных опытов с водой

  1. «Форма воды»
  2. «Вода течёт вверх»
  3. «Радужная вода»
  4. «Лавовая лампа»
  5. «Радуга в тарелке»
  6. «Цветы на воде»
  7. «Напоить птичку»

Экологические сказки о воде

  1. «Предыстория»
  2. «История одной Капли»
  3. «Про капельку Капу»
  4. «Сила Дождя и Дружбы»
  5. «Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле»
  6. «Всё живое нуждается в воде»
  7. «Путешествие капельки воды»
  8. «Жила-была река»

Театрализованная инсценировка «Как люди речку обидели»

Викторина о воде

Игра-викторина

Картотека загадок, пословиц и поговорок о воде

Картотека подвижных игр

  1. «Ходят капельки по кругу»
  2. «Водоносы»
  3. «Водяной»
  4. «Водочерпалка»
  5. «Водолей»
  6. «На рыбалке»
  7. «Морской бой»
  8. «Барсук и дети»
  9. «Таня брызгалку нашла»

Картотека пальчиковых игр

Картотека настольных игр

Консультации для родителей  

Пояснительная записка

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»

 С.Л. Рубинштейн

 

Маленькие дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: сажает зернышко и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Это объясняется тем, что  дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.  

Вопрос организации образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний

         Очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание образовательной среды соответствующей требованиям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций. Образовательная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Образовательная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Поэтому тема методической разработки «Мы – исследователи. Волшебные свойства воды» является актуальной на сегодняшний день.

Актуальность данного опыта заключается в необходимости  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В формировании исследовательской компетенции дошкольников основополагающей является формула: «хочу-могу-есть-требуют», дополненная формулой «делаю-получаю». Содержательное ядро составляют: мотивы выбора (что соотносится с компонентом «хочу»). Поиск новых педагогических технологий, реализующих новую образовательную модель взаимодействия педагога и ребёнка, заставляет по новому посмотреть на функции образовательной среды в условиях ФГОС. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.  Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

В работах многих отечественных педагогов: Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Диапазон личного вклада и степень его новизны проявляется в творческом использовании инновационных методов игрового проблемного обучения в процессе опытно – экспериментальной деятельности, с целью формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы методически   правильно   организовать работу по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей , я решила более  углубленно  проработать данную тему.

        Изучив практические и теоретические материалы о детской экспериментальной деятельности, я определила  цель моей работы - развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели были  поставлены следующие задачи:

1.Создание развивающей предметно – пространственной среды

2.Формирование представления детей об окружающем мире

3.Стимулирование речевой и мыслительной активности детей

4.Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

В основе ведущей педагогической идеи лежит формирование познавательной активности детей, путем внедрения опытно – экспериментальной деятельности, которая позволит ребенку реализовать свои познавательные способности.

На подготовительном этапе мной была подобрана  и изучена методическая  литература, создана предметно - развивающая среда в соответствии с возрастом детей, проведена диагностика познавательной активности детей, разработано перспективное планирование по экспериментальной деятельности.

При организации опытно – экспериментальной деятельности  применяются разные формы работы с детьми: НОД, фрагмент НОД, игровая деятельность, в процессе наблюдения и режимных моментах. Каждая из них имеет свои преимущества, возможно сочетание предлагаемых форм.

  • Методы и приемы я использую как традиционные: наглядные, словесные, практические; так и инновационные - метод постановки проблемной игровой  задачи.

Приемы также имеют разнообразный характер:

  • Игровая мотивация
  •  Проблемно – поисковый
  •  Сюрпризный момент
  •  Использование коммуникативных технологий
  •  Музыкальное сопровождение
  •  Исследовательский
  • Метод проектов

Согласно тематическому плану разработан цикл занятий и картотека опытов.

Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев. В группе организован уголок экспериментирования, «хозяином» которого может быть любой сказочный герой.

Свою работу на практическом этапе я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса, цвета, запаха и формы.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может принимать цвет вещества, в ней растворённого; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду. Также во время проведения опытов дети познакомились с таким свойством воды, как плотность. Сравнивали плотность воды с плотностью других жидкостей.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители

помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей проведены консультации по темам:

- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»;

-«Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;

     - «Рекомендации родителям для поддержания интереса к познавательному экспериментированию»;

     - Буклет «Опыты, которые можно провести с ребёнком дома»

 Оформлены папки-передвижки. Наша работа с родителями  основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимаются экспериментальной деятельностью.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление.

Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Собственные исследовательские поиски дошкольников     способствуют     повышению     у детей  уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Поэтому я планирую продолжать развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Для дальнейшей работы в уголке экспериментирования необходимо пополнять его материалом — дидактическим, практическим, наглядным.

  

Список литературы 

  1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада.-М.: Мозаика – Синтез, 2013.
  2. Коробова М.В. Малыш в мире природы: метод. пособие для воспитателей и родителей / М.В. Коробова, Р.Ю. Посылкина; [науч. Ред. Г.Г. Григорьева]. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2005.
  4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  5. Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем

Больше способна она рассуждать»

(П. Болонский)

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»

(Песталоцци)

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее
она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычны;
действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого
подхода к решению больших и малых задач. Любая деятельность протекает
более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности
имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать
активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения,
неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к
намеченной цели.

В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие
ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и,
анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая
представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию,
развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение
и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка,
активизирует восприятие учебного материала.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки,
наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный
мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности»
заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения
веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для
ребенка, и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих
предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета;
собственной жизнедеятельности.  Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под
руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для

проведения опыта вносятся в предметно- пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его
здоровья.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент
должен отвечать следующим условиям:

  • максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
  • безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
  • показ только существенных сторон явления или процесса,
  • отчетливая видимость изучаемого явления,
  • возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступнь
детям. Кроме центра природы, где дети наблюдают и ухаживают за растениями,
в группе необходимо оборудовать центр экспериментирования для проведения
элементарных опытов, экспериментов.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого
возраста. В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
    инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы ч.
    помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению
    поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
    конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
    деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Условия для развития познавательного интереса у дошкольников:

  • новизна и актуальность содержания обучения;
  • раскрытие значимости знаний;
  • наглядность;
  • занимательность;
  • эмоциональность;
  • использование сравнения и аналогии;
  • использование произведений искусства и литературы;
  • познавательные игры.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

  • - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • - формирование познавательных действий, становление сознания;
  • - развитие воображения и творческой активности;
  • - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира;

     - формирование представлений о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира;

  • -формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, г>б
    особенностях её природы.

Само же формирование познавательного интереса у детей дошкольного
возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

  • - технология проектной деятельности;
  • - технология исследовательской деятельности;
  • - технология социального партнерства.

Технология исследовательской деятельности.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у
дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследователь-
скому типу мышления. Данная технология включает в себя:

- опыты; - наблюдения; - экспериментирование; - постановку и решение
вопросов проблемного характера.

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организован
ных условиях. Опыт способствует формированию у детей познавательного
интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность;
раскрывает причину наблюдаемого явления, подводит детей к суждениям и
умозаключениям; имеет большое значение для осознания детьми причинно-
следственных связей.

Метод экспериментирования направлен на то, чтобы помочь ребёнку
приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе экспериментиров-:
ния ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей
Метод экспериментирования даёт детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта; формирует представления о его взаимоотноше-
ниях с другими объектами и со средой обитания.

Опытно-экспериментальная деятельность охватывает следующие
направления:

  • - живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых
    организмов, наблюдение за растениями, животными);
  • -неживая природа (вода, воздух, почва, солнце).

При проведении опытов необходимо придерживаться следующей
структуры:

  1. Постановка проблемы. 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проверка
    гипотез, предположений. 4. Обсуждение увиденных и полученных результатов
    5. Выводы.

Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации
(информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную
    пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые полезные
    знания, умения и навыки).
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,
    необычности.

Немаловажное значение в развитии детской опытно - экспериментальной
деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-
пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследователь-
скую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации
хода саморазвития.

Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в
процессе воспитания и обучения — в активной, содержательной деятельности,
организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и
сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная развивающая предметно
-пространственная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

В детском возрасте ведущим видом деятельности наряду с игрой является
экспериментирование. Многие педагоги предлагали этот метод обучения для лучшего усвоения детьми новых знаний. Мы, педагоги дошкольного
образования, просто обязаны обеспечить саморазвитие и самореализацию
ребенка, помочь дошкольнику активно получать знания, поощрять
инициативность и любознательность.

В дошкольном возрасте опытно- экспериментальная деятельность является
основным способом познания мира. По мнению современных педагогов, в этом
возрасте детям присуще наглядно- действенное и наглядно- образное
мышление. Поэтому экспериментирование, как никакой другой метод
соответствует этим возрастным особенностям.

Дошколенок по природе своей исследователь. Малыши всегда с охотой
познают мир методом проб и ошибок. В результате такой деятельности у
ребенка формируется определенный багаж знаний. И чем разнообразнее и
глубже эксперименты, там больше знает и умеет ребенок. К 6-7 годам у детей
заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности,
направленной на «открытие» нового. Что помогает развивать продуктивные
формы мышления при активном участии самого малыша?

В старшем дошкольном возрасте дети задумываются о сущности явлений, о
причинах их возникновения, о различных закономерностях в природе.
Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с
опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать
модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным
путем, результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы.
Эксперимент позволяет ребенку понять не только, как и что он делает, но
почему именно так, а не иначе. Понять, зачем я это делаю, что хочу узнать, что
получится в результате. Дети эмоционально раскрываются, «открытия»
вызывают у них неподдельную радость и восторг.

Экспериментирование — это особый способ практического усвоения научных
данных, направленный на создание таких условий, в которых ребенок воочию
может убедиться в правильности тех или иных научных понятий.

Оно используется как метод обучения, если применяется для передачи детям
новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации
педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним
из видов познавательной деятельности - как детей, так и взрослых.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - основной метод, выбранный мною, для работы с детьми на занятиях по изучению объектов окружающей среды.

        Также, в процессе опытно- экспериментальной деятельности я использовал

и другие методы:

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - относится к наглядным методам и является одним из
основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от
характера задач, предлагаемых ребенку, я использовала разные виды
наблюдения:

  • за объектом (его изменением и преобразованием),
  • распознающего характера (в ходе которых формируются знания о свойствах
    качествах предметов и явлений).

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - наглядный метод, позволяет использовать,
современные средства обучения: мультимедийное оборудование (проектор),
телевизор, магнитофон, различные ЭОР (электронные образовательные
ресурсы). Для современного ребенка это привычный способ получения
информации. Можно прослушивать звуки текущей воды (река, ручей,
водопровод...), увидеть разнообразие обитателей водоема, просмотреть
презентацию, мультфильм или видеофильм, соответствующий теме занятия
Разнообразит учебный процесс, дети очень быстро реагируют и запоминаю'"
увиденное.

ИГРОВОЙ МЕТОД. - относится к практическим методам обучения.
Предусматривает использование компонентов игровой деятельности в
сочетании с другими приемами: объяснением, показом, вопросами, указаниями.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ - игровой метод, позволяет весело и непринужденно закрепить полученные знания и подвести итог.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ - также относится к практическим методаг
обучения. Это создание определенной ситуации с целью выяснения скрытых
свойств объекта для установлений связей между ними, причин их изменения.

РАССКАЗЫ — это словесный метод обучения, формирующий у детей яркие и
точные представления об изучаемом объекте, явлении. Рассказ педагога влияет
на ум, чувства и воображение ребенка, побуждает их к обмену впечатлениями.
Использую и рассказы детей, так как они совершенствуют знания, развивают
умственно- речевые способности дошкольника.

БЕСЕДЫ — также, словесный метод обучения. Я использую его для уточнения,
коррекции знаний, их обобщения и систематизации. В беседе подвожу ребят к
правильному ответу. Учу отстаивать своё мнение, свои убеждения и признавать
ошибки (не заостряя на них внимание).

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — это словесный метод, он
значительно расширяет словарный запас ребенка, учит ярко и метке
использовать пассивный словарный запас. Формирует желание детей слушат-
художественные произведения для того, чтобы узнать что-то новое или
убедиться в правильности своих предположений.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД (проблемная задача) - этот метод свойственен
любой научной деятельности. Перед детьми ставится проблемная задача. Для
того, чтобы дети могли высказать свое предположение (гипотезу) и либо
доказать, либо опровергнуть его.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Рекомендую проводить эксперименты с детьми по следующей схеме:

  1. постановка исследовательской задачи;
  2. прогнозирование результата;
  3. поиск путей решения проблемы;
  4. проведение наблюдения;
  5. обсуждение увиденного;
  6. формулировка выводов.

Я выделила различные виды экспериментов:

однократные,

периодические,

повторяемые в изменяемой обстановке,

индивидуальные,

групповые,

фронтальные,

демонстрационные.

Демонстрационные эксперименты проводит воспитатель, а дети след.'г
за его выполнением. Они проводятся тогда, когда исследуемый объек'
существует в единственном экземпляре. Либо он представляет для детей
определенную опасность (например, опыты с нагреванием и др.), либо
результат интересен, но опыт несколько сложен по технологии проведения.

Фронтальные эксперименты осуществляются самими детьми, под
руководством педагога.

Надо отметить, что дети 6-7 лет всё же отличаются от школьников. Поэтому
на занятиях нет строгих ограничений, не регламентируется продолжительность
опыта. Дошколятам просто необходимо речевое сопровождение. Так как в этод-
возрасте наглядно - образное мышление только начинает заменяться словесно
- логическим, зарождается внутренняя речь, дети проходят стадию
проговаривания своих действии вслух. Не следует дотошно фиксировать
результаты, достаточно простых схем и условных знаков. Требуется
индивидуальный подход, воспитатель должен быть готов подкорректировать
действия ребенка, надо учитывать право ребенка на ошибку. Помочь ребенку
признать ошибку, но не отчаиваться, а продолжить изучение и постараться
найти правильное решение. Здесь уместны такие приемы как: работа руками
детей; дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемы:
разным ребятам; совместная работа воспитателя и детей; помощь воспитателя
детям; работа воспитателя по указанию детей; сознательное допущение
воспитателем неточностей и ошибок и так далее.

Несмотря на то, что педагог выполняет ведущую роль в проведении
эксперимента, тем не менее, должен вести себя так, чтобы детям казалось, что
они работают самостоятельно. Таким образом, воспитывать в ребенке
стремление к познанию и самостоятельность.

Разработанные мною материалы могут использоваться и другими педагогам]
для работы с детьми 6-7 лет. Так как в своей деятельности я опиралась на
исследования ведущих специалистов в данной области, считаю, что опытно —
экспериментальная деятельность дошкольников — это перспективное
направление в современном педагогическом процессе.

Данная разработка предусматривает вариативность использования входящих
в неё материалов, в соответствии с конкретными задачами. Они могут быть
расширены, упрощены или наоборот усложнены. То есть предполагают
творческий подход воспитателя к учебному процессу.

Осуществляя работу по теме методической разработки, я ожидала
следующие результаты:

повышение уровня познавательной активности детей подготовительной
группы;

формирование у детей уверенности в себе и своих силах;
развитие мыслительных операций и творческих способностей;
предоставление возможности личностного роста ребенка;
обогатить предметно - развивающую среду в группе;
помочь детям на будущее легче адаптироваться в школе.

Прежде, чем приступить к внедрению этой методической разработки в
педагогический процесс, я изучила как можно больше методической и научной
литературы. Просматривала в интернете опыт воспитателей по данной теме.
Обобщив все это, я предположила — что для того, чтобы ребенок легко (играя^
подготовился к школе, необходим какой-то новый не стандартный подход
Каковым и является опытно - экспериментальная деятельность.

Затем я выбрала объект наблюдений, им стала ВОДА. Потому что, не смотря
на кажущуюся простоту и доступность, это очень многоплановый и
многогранный объект. Всем с детства знаком, и в то же время совсем не
известный.

Затем провела предварительную диагностику, что подтвердило мои
предположения. «То, что взрослому кажется само собою разумеющимся, у
ребенка вызывает затруднение. И даже если ребенок знаком с тем или ины
явлением, он не может сформулировать ответ».

Затем провела собеседование с родителями. Составила анкеты для родителей
и проанализировала ответы. Провела родительское собрание по теме
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Затем составила перспективный план.

Дополнительно запланировала предварительную работу. Экскурсии,
наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр
презентаций, научно - популярных видеофильмов и т. д.

Затем собрала наглядный и дидактический материал. Составила картотеки,
схемы, придумала условные знаки, подготовила оборудование.

Затем определила тип, вид и форму каждого занятия, составила конспекты
ООД, бесед с детьми, составила правила безопасности при проведении опытов.

И спрогнозировала результаты.

Исходя из выше сказанного, я поставила -

ЦЕЛЬ: научить детей самостоятельно добывать знания, используя при этом
метод опытно - экспериментальной деятельности. Научить детей выдвигать
гипотезу, и в ходе опыта или эксперимента суметь подтвердить или
опровергнуть ее.

ЗАДАЧИ:

  • совершенствовать представления детей о воде;
  • способствовать накоплению у детей конкретных научных знаний;
  • развивать мышление и любознательность;
  • развивать умение выдвигать предположения (гипотезу), делать
    умозаключения и выводы;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • воспитывать аккуратность, желание выполнять правила поведения в
    «лаборатории»;

Свою работу я вела в двух направлениях:

1) работа с детьми, 2) работа с родителями.

1-е направление. Работа с детьми.

Подготовительный этап:

  • составила перспективный план на учебный год (сентябрь - май + летние
    месяцы);
  • составила конспекты занятий;
  • составила правила поведения на занятиях;
  • подготовила предметно - развивающую среду в группе;
  • собрала природный и бросовый материал;
  • приготовила необходимое оборудование для детских опытов;
  • изготовила наглядный материал;
  • собрала на электронных носителях иллюстрации, картины, презентации,
    научно — познавательные видеофильмы о воде, её свойствах, особенностях, о
    водоемах и их обитателях и т.д.;
  • создала картотеку опытов и экспериментов;
  • разработала и провела диагностику представлений детей об
    изучаемом объекте;
  • провела диагностику мыслительных операций, которые задействует ОЭД.

Для работы с детьми я выбрала, в том числе, и форму игровых занятий.
Игровые занятия более демократичны, не требуют строгого выполнения прави
и условий. Для ребенка опыт - это, в каком- то смысле, фокус. А фокус - это н
серьезно, хотя и сложно. Играя, ребенок охотно узнает новое, без особых
усилий запоминает сложные научные понятия и представления. Развивает
логическое мышление и другие процессы умственной деятельности. Учится
действовать самостоятельно и творчески.

Дети и после занятий задавали множество вопросов. Я старалась не давать
ответ сразу, а предоставляла возможность малышу самому найти ответ.
Поэтому, дети и дома продолжали свои исследования, вовлекая пап, мам
старших братьев и сестер. В группе создала соответствующую развивающую
среду для того, чтобы ребенок в свободное время мог поэкспериментировать.
Но разрешала заняться этой деятельностью, только в том случае, если ребенок
очень хотел что-то узнать, или проверить свои предположения.

При работе с детьми использовала разные приемы:

  • дети проводят опыт, не зная результата, и лишь в конце, увидев результат,
    делают выводы;
  • сначала прогнозируем результат, потом или подтверждаем, или опровергаем
    помощью опыта;
  • ставлю перед детьми проблемную задачу, но задача должна соответствовать

возрасту и уровню подготовленности детей.        >

Многие занятия требуют подготовки.

провожу предварительную работу: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение
художественных произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр
презентаций, научно-популярных видеофильмов, зарисовки различных
явлений;

определяю: тип, вид и форму занятия, вида деятельности;

выбираю цели и задачи конкретного занятия (как правило- это
познавательные, развивающие и воспитательные;

выбираю пособия, оборудование и наглядный материал.

СТРУКТУРА ИГРОВЫХ ОПЫТОВ-ЗАНЯТИЙ.

  1. Постановка исследовательской задачи.
  2. Прогнозирование результата.
  3. Уточнение правил безопасности.
  4. Организация работы детей (самостоятельно, группами либо...).

Предлагаю детям выдвинуть свои гипотезы.

  1. Выполнение эксперимента (детьми или воспитателем).
  2. Наблюдение (рассматривание) результатов эксперимента.
  3. Подведение итогов опыта.

Очень важным методом работы я считаю постановку перед детьми
проблемной задачи для того, чтобы дети могли выдвинуть свои предположения
(гипотезы), и уметь доказать их или опровергнуть.

проблемная задача должна быть понятной, вызывать интерес, определенные
эмоциональные переживания;

проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако
трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка;

проблемная задача может иметь различную форму (проблемного вопроса,
гипотезы, дискуссии);

проблемная задача должна подводить детей к открытию новых знаний;
воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает наводящие
вопросы, побуждает ребенка сделать открытие;

эвристический метод побуждает детей думать, искать ответы и решения,
высказывать свои суждения, находить различные варианты решения проблемы;

воспитатель выступает в роли партнера (задает вопросы: подумаем вместе,
как ты думаешь; выполняет указания детей...);

воспитатель не дает готовых ответов, а побуждает к этому детей; дае.
возможность высказаться, не оценивает ответы, а комментирует их;

если ребенок выдвигает не правильную гипотезу, то воспитатель не
отвергает ее, а помогает найти правильное решение в ходе эксперимента или
опыта;

воспитатель дает ребенку возможность самостоятельно найти путь к
получению новых знаний; побуждает к анализу и самоанализу; у детей
снимается страх перед ошибкой; они учатся воспринимать не правильный
ответ, не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа;

используем так же прогнозирование (например, может ли вода растворит
соль);

проблемная задача способствует развитию у детей эмоционального
сопереживания, развивает воображение, находчивость, сообразительность,
любознательность, самостоятельность, развивает вариантное мышление, силу
воли, коммуникабельность и др.

Исходя из выше сказанного, я считаю эту форму работы очень важной еще и
потому, что полученный опыт очень пригодится ребятам в школе.

Полученные результаты необходимо фиксировать для того, они лучше
запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент.
Для фиксации наблюдений мы использовали альбом (блокнот) с эмблемой
нашей группы, на обложку которого можно приклеить фотографию ребенка
или написать его имя.

Способы фиксации результатов опыта.

  1. Ментальный: Приемы умственных операций, которые облегчают
    запоминание, увеличивают продолжительность хранения получение
    информации и ускоряют извлечение ее из памяти:

- рассмотреть объект и составить рассказ;

- рассказ по памяти (отвернись и расскажи);

-сопоставление явлений и предметов, умение находить сходства и различия;

- классификация;

- изучение двух и более сходных процессов (например, растворение);

- последовательность (умение детей мыслить последовательно);

- дидактические игры для закрепления полученных знаний;

- повторение — мать учения.

  1. Использование готовых форм:

- условные знаки;

- фотографии;

- схемы;

- схемы - зарисовки.

  1. Изобразительный способ:

- зарисовывание результата;

- записывание с помощью условных знаков;

- использование карт и схем;

- фотографирование.

Для проведения опытов и экспериментов я организовывала две зоны:

  1. я для проведения опыта (эксперимента).
  2. я для фиксации результатов.

2-е направление. Работа с родителями.

  • -составила и проанализировала анкету для родителей;
  • -провела родительское собрание на тему: «Организация детское
    экспериментирования в домашних условиях»;
  • -проводила консультации;

-изготовила буклеты, памятки и советы родителям по этой теме для папки —
передвижки.

ВЫВОД: Опираясь на выше сказанное, я с уверенностью могу сказать:
проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте
является очень актуальной, но мало внедряемой методикой обучения. Имено
поэтому я разработала и провела работу с детьми в течение года, реализуя н
практике данную методическую разработку «Мы- исследователи. Волшебные
свойства воды» в подготовительной к школе группе.

В результате данный опыт работы показал, что:

  • опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она
    развивает мыслительные операции, побуждает ребенка самостоятельно
    находить правильные решения, быть терпеливым и настойчивым, развивает
    логику, образное мышление и воображение.
  • опытно-экспериментальная деятельность способствует положительному
    эмоциональному восприятию окружающего мира и облегчает адаптацию в
    школе.
  • опытно-экспериментальная деятельность воспитывает у ребёнка внутреннюю
    потребность к получению знаний.

Я рекомендую коллегам внедрять эту методику в образовательный процесс,
как современный метод обучения детей 5 -7 лет. Он позволит дат
необходимый объём знаний и навыков по познавательному развитию, сделать
образовательный процесс более интересным и успешным, а также эффективно
подготовить ребят к школе.

Календарно-тематическое планирование по теме

«Мы – исследователи. Волшебные свойства воды» с детьми старшего дошкольного возраста.

месяц

тема

цель

Сентябрь

1.

Беседа «Для чего нужна вода?»

Способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле, дать детям представление о пользе воды для всего живого.

2.

Дид. игра «Как человек использует воду?»

Воспитывать бережное отношение к воде. Способствовать углублению имеющихся у детей знаний о воде.

3.

Чтение экологической сказки «История одной капли»

Расширить знания детей о значении воды в жизни человека. Формировать бережное отношение к воде.

4.

ООД « Реки, речки и моря на Земле текут не зря»

Расширить знания детей о значении воды в жизни человека; дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных; закрепить знания детей о разных состояниях воды; развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.

Октябрь

1.

Беседа «Какая бывает вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, её состояниях, о роли воды в жизни человека и живых организмов.

2.

Настольная игра-лото «Кому нужна вода»

Закрепить и уточнить знания детей о том, кому нужна вода. Развивать внимание, логическое и ассоциативное мышление, память.

3.

Опытно-экспериментальная деятельность «Форма воды»

Выявить, что вода принимает форму того сосуда, в который она налита.

Ноябрь

1.

Просмотр презентации «Путешествие капельки»

Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», развивать познавательный интерес.

2.

Чтение экологической сказки «Про капельку Капу». Рассматривание макета.

Дать представление детям о круговороте воды в природе в доступной для них форме. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению

3.

ООД «Вода в жизни человека»

Рассказать об источниках питьевой воды; дать представление о некоторых видах природных водоёмов. Развивать бережное отношение к воде. Активизировать и обогатить словарь детей.

4.

Досуг загадок и пословиц о воде. «Царица Водица»

Учить детей разгадывать загадки, развивать логическое мышление, внимание. Познакомить с пословицами и поговорками о воде, объяснить их значение. Активизация и обогащение словаря.

Декабрь

1.

Беседа «Откуда берутся снежинки»

Расширить знания детей о свойствах воды и снега. Активизировать словарь детей. Развивать познавательный интерес.

2.

Игра-викторина о воде

«Вода-чудесный дар природы»

Способствовать расширению и углублению у детей системы знаний о воде, её свойствах Активизировать словарь детей по теме. Развивать связную речь, мышление, память.

3.

Настольная игра-лото «Состояния воды»

Уточнить знания детей об агрегатных состояниях воды: жидкое, твёрдое, пар.

4.

Консультация «Опыты с водой, которые можно провести с ребёнком дома» (изготовление буклета по теме)

Познакомить родителей с организацией детского досуга с пользой в домашних условиях. Развивать у детей познавательный интерес с помощью игр-экспериментов.

Январь

1.

Беседа «Что такое снег и откуда он берётся?»

Дать понятие о снеге, развивать познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения. Формировать экологическую культуру.

2.

Игра малой подвижности «Водяной»

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Учить действовать по словесному сигналу; соблюдать правила игры.

3.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода течёт вверх»

Познакомить детей со свойствами воды. Доказать, что вода может течь вверх.

4.

Решение проблемных ситуаций « Как вода попала в тучу?»

Развивать умение детей решать проблемные ситуации, используя всевозможные варианты решения. Развивать умение осуществлять элементарную поисковую деятельность.

Февраль

1.

Беседа « О пользе и опасности воды»

Показать значение воды в жизни живой природы; дать представление о пользе и вреде воды; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома; формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

2.

Консультация для родителей « Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, совместная работа по развитию у детей поисково-исследовательской  активности.

3.

Чтение экологической сказки «О воде, самом чудесном чуде на Земле»

Уточнить и закрепить знания детей о важности воды в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

4.

Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы на Земле исчезла вода?»

Дать знания о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.

Март

1.

Просмотр м/фильма «Круговорот воды в природы»

Закрепить и уточнить знания детей о круговороте воды в природе.

2.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Формировать умение выполнять бег, не наталкиваясь друг на друга, сохранять правильную осанку, закреплять координацию движений и ориентацию в пространстве. Развивать слуховое внимание и умение двигаться по словам текста. Воспитывать дисциплинированность и активность.

3.

Викторина «Вода на планете Земля» посвященная Всемирному Дню воды (22 марта)

Обобщить и закрепить знания об окружающем мире, показать необходимость воды для всего живого на Земле, привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях; расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

Апрель

1.

ООД « Кто живёт в воде. Что растёт в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и их среды обитания.

2.

Игра – лото «Для чего нужна вода»

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах и пользе воды в жизни человека.

3.

Опытно-экспериментальная деятельность «Радужная вода»

Уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, познакомить с понятием «плотность»

4.

Чтение экологической сказки «Жила-была река»

Воспитывать бережное отношение к воде.

Май

1.

Театрализованная инсценировка «Как люди речку обидели»

Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке с помощью театрализованной деятельности.

2.

П\и «На рыбалке»

Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакций, сноровку.

        

3.

Опытно-экспериментальная деятельность « Лавовая лампа»

Расширить и закрепить знания детей о свойствах воды, рассмотреть свойства воды и растительного масла, закрепить понятие «плотность».

4.

Рисование «Вода. Обитатели водоемов: рыбы»

Продолжать формировать умение изображать в рисунках обитателей подводного мира. Учить детей самостоятельно находить способы изображения и средства образной выразительности для раскрытия заданной темы.

Июнь

1.

Настольная игра «Кому нужна вода»

Уточнить и закрепить знания детей о том, кому нужна вода. Развивать внимание, мышление.

2.

Опытно-экспериментальная деятельность «Радуга в тарелке»

Расширить и закрепить знания детей о свойствах воды, доказать, что вода является растворителем. Развивать познавательную активность детей с помощью проведения элементарных опытов.

3.

Чтение экологической сказки «Сила Дождя и Дружбы»

Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста,  расширять и развивать экологические знания и умения детей через экологические сказки; формировать навыки бережного отношения к природе.

4.

П/и  «Водоносы»

Формировать и развивать навыки аккуратности, осторожности, внимательности. Развивать навыки работы в команде.

Июль

1.

Опытно-экспериментальная деятельность «Цветы на воде»

Расширить и закрепить знания детей о свойствах воды, закрепить понятие «плотность воды»; расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.

Консультация для родителей «У воды без беды» (с раздачей памяток)

Предупредить о возможных опасных ситуациях на воде. Обеспечение безопасного поведения детей у воды и в воде

3.

П/и «Морской бой»

Развивать меткость, глазомер. Снизить эмоциональное напряжение, повысить настроение детей во время проведения игры.

4.

Настольная игра «Круговорот воды»

        

Упражнять в счете, развивать внимание.

Август

1.

Опытно-экспериментальная деятельность «Напоить птичку»

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Развивать наблюдательность, смекалку.

2.

П/и «Барсук и дети»

Учить действовать по словесному сигналу, соблюдать правила игры; упражнять в беге врассыпную.

3.

Чтение экологической сказки «Всё живое нуждается в воде»

Формировать бережное отношение к природе, в частности к воде. Воспитывать экологическую культуру детей.

4.

П/и «Водолей»

Развивать меткость, навыки игры в команде. Повышать настроение детей во время игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"

Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, п...

Методическая разработка по познавательному развитию " Откуда пришёл дождик?"

В этом конспекте дети практическим путем исследуют как капает дождь, откуда он приходит....