Главные вкладки

    Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Степанова Любовь Викторовна

     

    "Путешествие по Москве"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_po_moskve.docx21.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    Конспект занятия

     по познавательному развитию для

    детей старшего дошкольного возраста

    «Путешествие по Москве»

                                                                            Составила: 

                                                                             Степанова Любовь Викторовна

    г. Тейково, 2017 год

    Ход занятия:

    Мы с вами много путешествовали по нашей стране, и путешествие наше еще не закончено. Россия – огромная страна (показать на карте).

    - Чем богата наша Родина? Лесами, реками, морями, городами (показать на карте моря, реки).

    - Как на карте обозначены города? Маленькими черными точками.

    У каждого города свое название, своя история (показать на карте несколько городов и назвать их).

    - Как называется главный город России? Москва.

    Москва – столица. В старину говорили: «стольный град». Сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы – Кремль.

    - Что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник». Позднее стали говорить «кремль».

    Возвышается над рекой Москвой краснокирпичный Кремль (слайд 3). Эти мощные стены и стройные башни стоят вот уже 500 лет. Московский Кремль имеет древнюю историю. Для его возведения в Москву были приглашены лучшие мастера из древнерусских городов, а также итальянские архитекторы. Кремль стал мощной неприступной крепостью. Шло время -  Москва росла. Кремль постепенно терял значение крепости. Сейчас Кремль – украшение города Москвы, уникальный архитектурно – художественный ансамбль, крупнейший музей мира. Там же находятся резиденция президента России, здание администрации правительства России.

    Кремли сохранились во многих российских городах: в Пскове, Новгороде, Ярославле, Суздале, в Ростове (слайды 4,5,6,7,8).

    -  Вот, наконец, после долгого путешествия мы оказались в столице нашей Родины – Москве. Много стихотворений написано о Москве. Послушайте одно из них:

    Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

    Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

    Люблю священный блеск твоих седин

    И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

    -  Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи. В своем стихотворении поэт говорит о Кремле. Стены Кремля зубчатые. Послушайте стихотворение Агнии Барто о них:

    Десять сотен ласточек

    Спустились с высоты.

    Сели, посидели,

    Оставили хвосты.

    - Действительно, зубцы на стенах Кремля напоминают нам хвосты ласточек.

    - Главная башня кремля – Спасская. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это Куранты (слайд 9).

    Бьют часы Кремлевской башни,

    Гаснут звезды, тает день…

    До свидания, день вчерашний,

    Здравствуй, новый светлый день!

    Куранты показывают время, по которому живет вся страна.

    - Вот Башня – великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая (слайд 10).

     - А вот невысокая, круглая по форме, башенка. Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня, башня – малютка ( слайд 11).

    - В старину была такая загадка: «Маленькая кутафьишка в тесном месте сидит». Сообразительный человек сразу отвечал – пуговица. Такова и сама башня – невысокая, приземистая. Башня – малютка связана мостом с Башней – великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицкий, и ворота Башни – великана тоже Троицкие. Ворота, которые ведут в Кремль, есть и у многих других башен. Это проездные башни.

    - Как вы думаете, почему они так называются – проездные?

    Все башни украшены высокими шатрами, покрытыми темно – зеленой черепицей. У каждой башни свое название, своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

    Боровицкая башня (слайд 12).

     - Название башни напоминает нам о том, что некогда здесь, на холме, шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровицкая башня – проездная. У нее есть ворота. Они носят название Боровицкие. Сама башня высокая, имеет ступенчатый верх, чем очень напоминает пирамиду.

    Тайницкая башня (слайд 13).

    - Это невысокая, приземистая башня.

    - О чем говорит нам ее название? (О тайне, тайнике).

    - Да действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два, тайник-колодец и потайной выход из крепости. Только давным-давно это было. Рядом с Тайницкой башней, друг за другом, стоят две невысокие башни. Они похожи друг на друга, как сестры. Называются они Безымянные. Много еще интересного можно узнать о башнях Московского Кремля. А сейчас нам пора в Кремль.

    - Представьте себе, что мы входим в Кремль через Троицкие ворота Троицкой башни.

    …Перед нами Ивановская площадь (слайд 14). Дадим волю фантазии и перенесемся на сотни лет назад, когда телевизор еще не придумали, радио тоже, даже газет нет.

    - Как узнать, что делается на белом свете? Вот и толпится с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит  тогда бородатый глашатай, вынимает из рукава грамоту (большой лист с текстом на нем) и кричит, что было сил: «Слушай народ…» Замолкала площадь, а глашатай оповещает о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал указы и сообщения. С того времени и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую». Так порой говорят человеку, который слишком громко кричит.

    С Ивановской площади хорошо видна высокая, красивая, белая колокольня.

    - Знаете ли вы, что такое колокольня? (Башня с колоколами).

    Прозвали колокольню Иван Великий.

    - Как вы думаете, почему Великий? «Великим» нарекли за невиданную высоту (она достигает высоты дома). В старину с высоты колокольни хорошо был виден город и его окрестности. На самой выси сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность, ударял воин в колокола: наполнялась Москва колокольным звоном. Наглухо запирала стража ворота Кремля, а на площадь, к Ивану Великому, спешил народ. Каждый хотел узнать, что произошло, каждый хотел помочь справиться с бедой. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. Но  не только сторожевой, но и пожарной башней служил Иван Великий. Представьте себе, случился в Москве пожар, запылали дома… Звонит Иван Великий звонко, тревожно, и снова спешит на площадь народ, снова готовы помочь москвичи. А уж в праздники торжественный радостный гул колоколов Ивана Великого разносится далеко за городские стены.

    Царь – колокол (слайд 15).

     - Колокола для колокольни Ивана Великого отливали колокольных дел мастера. И жили в старину в Москве мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого от начала мира не было…» Для отливки колокола выбрали место в Кремле – Ивановскую площадь. На площади соорудили литейную яму, глубокую – преглубокую. И отлили они колокол, какого еще никогда не бывало. Удивительно большой колокол украшал орнамент: растения, фигуры людей.  Неожиданно для всех случилась беда – в Москве разразился страшный пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная постройка и над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. Так и не сбылась мечта славных колокольных дел мастеров – позвонить в колокол, какого еще мир не слыхал и не видал.

    - Недалеко от Царь – колокола, на Ивановской площади, стоит Царь – пушка (слайд 16).

    - Больше ее нет во всем мире. Отлита была давным – давно русскими мастерами – пушкарями. Пушка бронзовая, ствол ее украшен орнаментом. Царь – пушка должна была защищать Московский Кремль, но так, ни разу и не выстрелила. В кремле можно увидеть и другие пушки, не такие большие. Когда-то стреляли из них русские воины по врагам. Своим пушкам они давали названия: Лев, Орел, Волк и другие. И теперь на пушках мы можем увидеть изображения льва, орла и волка.

    На этом наша экскурсия по кремлю заканчивается.

    - У стен кремля расположена Красная площадь.

    - Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?

    В терем с красного крыльца

    Красна девица вошла.

    Красна девица вошла,

    Красный угол прибрала,

    Красный угол прибрала

    Да на стол собрала.

    Не красна изба углами,

    А красна пирогами.

    - Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а еще главный, славный, самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красным углом. Ну а кого называли красной девицей, каждый и сам догадается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

    КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...

    Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Когда огонь – друг, а когда - враг»

    Беседа проводится с детьми в преддверии экскурсии в пожарную часть.Совместные выходы с детьми в пожарную часть не только позволяют формировать огромный интерес детей к теме пожарной безопасности, но и...

    Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»

    Цель беседы:·         продолжать формировать представления о нормах здорового образа жизни;·         содействовать самос...

    Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

    АКТУАЛЬНОСТЬСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни чело...

    Методическая разработка по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста.

    Методическая разработка по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста. Игровой сеанс "В гости к нам пришла Весна"....

    Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.

    В работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной о...

    Методическая разработка на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

     Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи.   Речь как ведущее средство общения сопрово...