Самообразование педагога
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Михайлова Раиса Геннадиевна

Цель самообразования педагога - расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания, углубление знаний по разным методикам, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общекультурного уровня педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»

План по самообразованию

воспитателя   Михайловой Раисы Геннадиевны

Тема: «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» на 2018-2021 гг.

Актуальность выбранной темы. В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях.

Цель работы: повышение собственного профессионального опыта в процессе изучения темы, открытие нового приоритетного направления в работе с детьми.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путем изучения различной литературы и информации в интернет-ресурсах;
  • повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;
  • организовать обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
  • разработать перспективный план работы с детьми
  • обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров и т. п.

Ожидаемые результаты:

  1. Владение основами безопасного поведения: знать, как позвать на помощь; объяснить, что получил травму; знать информацию о себе, родителях; соблюдать правила дорожного движения, поведения в транспорте:
  2. правильное пользование потенциально опасными бытовыми предметами;
  3. ребёнок должен иметь представления о том, что такое безопасное поведение, понимать, как вести себя в опасной ситуации в быту, на улице, в природе;
  4. воспитанник должен стать более дисциплинированным и ответственным пешеходом, меньше нарушать правила дорожного движения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Наталья, Князева Ольга, СтеркинаРина. Безопасность. Учебно-методическое пособие, 2017 г.
  2. Белая Ксения. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО. Старшая группа. Для работы с детьми 5-6 лет, 2015 г.
  3. Белая Ксения. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет, 2016 г.
  4. Гарнышева Татьяна. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, 2017 г.
  5. Люзина С., Бухарова Е., Голицына Н. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы, 2016 г.
  6. Лыкова Ирина, Шипунова Вера. Опасные предметы, существа и явления, 2013 г.
  7. Лыкова Ирина, Шипунова Вера. Азбука безопасного общения и поведения, 2013 г.
  8. Лыкова Ирина, Шипунова Вера. Огонь - друг, огонь – враг, 2013 г.
  9. Саулина Тамара. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет, 2016 г.
  10. Сорокина Л.Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения, 2011 г.
  11. Плакаты по основам безопасной жизнедеятельности.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Работая в группе по данной проблеме, учитываю возрастные и интеллектуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Внушаю детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, обучаю практическим действиям.

Таким образом, занятия помогут сформировать у них сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них. Так как, я считаю, что обучение детей правилам безопасного поведения на дороге очень важная и необходимая работа.

В дальнейшем буду продолжать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей через различные формы обучения.

Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности.

Перспективное планирование по самообразованию 

2018 - 2019 учебный год

Работа

с родителями

Работа

с педагогами

Сентябрь

Занятия с детьми о правилах поведения в общественном транспорте

Консультация «Безопасность наших детей»

Октябрь

Беседа «Если ты дома один»

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры «Безопасность», «Транспорт»

Беседа «Пожар – это опасно»

Семинар

«Что нужно для безопасности ребенка?»

Декабрь

Беседа«Горячие предметы на кухне»

Памятка «Если ты потерялся»

Консультации в родит.уголке «Беседы с ребенком о правилах дорожного движения»

Январь

Рисование «От чего бывает пожар».

Беседа «Правила поведения детей на воде»

Обновление уголков безопасности

Февраль

Конкурс рисунков «Улицы нашего города»

Сюжетная игра «Служба спасения»

Беседа «Осторожно, сосульки!»

Анкетирование по теме: «Безопасность дошкольника в домашних условиях»

Март

Подвижные игры «Дорожная азбука»

Апрель

Спортивная эстафета «Автогонки»

Беседа «Как вести себя в жару на участке?»

Конкурс семейных проектов

«Красный, желтый, зеленый»

Памятка «Ребенок и дорога»

Май

Дидактические игры «Виды перекрёстков»

Викторина «Узнай и назови»

Обыгрывание ситуации «Как вести себя если…»

Перспективное планирование по самообразованию

2019 - 2020 учебный год


Работа

с родителями

Работа

с педагогами

Сентябрь

Памятка «Какие правила обязан соблюдать пешеход?»

Памятка «О пожарной безопасности»

Октябрь

Консультация«Электроприборы»

Беседа «Как знакомить детей с ПДД»

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры «Постовой»

Декабрь

Подвижные игры «Найди безопасный путь»

Консультация «Что читать детям о ПДД»

Январь

Игровое занятие «Мой друг светофор»

Рисование «Служба спасения»

Мастер класс «Собери дорожный знак»

Февраль

Сюжетная игра «Мы пожарные»

Беседа «Улица глазами детей»

Март

Подвижные игры «Безопасная дорога»

Папка передвижка «Дорога без опасности»

Апрель

Беседа «Спички детям не игрушка!»

Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле»

Май

Дидактические игры «Угадай какой знак»

Обыгрывание ситуации «Правила поведения при возгорании»

Консультация «Правила поведения при возгорании и задымленности»

Перспективное планирование по самообразованию

2020 - 2021 учебный год


Работа

с родителями

Работа

с педагогами

Сентябрь

Иллюстрации «Из за чего происходит пожар?»

Октябрь

Иллюстрации «Правильно ли поступает ребенок?»

Чтение Б.Житков «Пожар в море»

Беседа

«Можно ли детям самостоятельно включать бытовые электроприборы?»

Ноябрь

Экстремальная ситуация «Пожар!»

Консультация «Отвести беду»

Декабрь

Беседа «Пожарная сигнализация»

Дидактические игры «Что нужно пожарному для работы?»

Буклет «Шалость детей с огнем – причина пожара!»

Январь

Решение проблемных ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить белье над плитой», «В доме зажгли бенгальский огонь»

Памятка «Ваши действия в случае возникновения пожара»

Памятка «Дети и огонь»

Февраль

Конкурс рисунков «Осторожно, огонь»

Сюжетная игра «Ловкие пожарные»

Консультация «Читайте детям о пожаре»

Март

Рисование «Пожарная машина»

Беседа «Эта спичка - невеличка»

Презентация «Опасные игрушки»

Апрель

Дидактические игры «Пожароопасные предметы», «Горит – не горит»

Май

Проведение опыта «Опасная свеча»

Анкетирование «Пожарная безопасность»



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»

План по самообразованию

воспитателя   Михайловой Раисы Геннадиевны

2018-2019 учебный год

Самообразование по теме:

«Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей младшего дошкольного возраста. Дети 4-5 лет»

С самого раннего детства нужно приучать

детей ценить и понимать красоту,

которую можно усмотреть во всем —

 в окружающей природе, в звуке, в цвете.

Е.  И.  Рерих. Письма (Т. 2, 1938).

Цель работы: повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно-эстетическому творчеству;

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников.
  3. Формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей 4-5 лет посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности.
  4. Привлечь педагогов к использованию приемов оригами.
  5. Разработать перспективный план работы с детьми.

Актуальность темы:

Оригами- искусство складывания бумажных фигурок – может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги. Родина оригами- Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад.

Современные педагоги не без основания применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Не перечесть всех достоинств оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает ребенка, они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание. Еще оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.)

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Складывание фигурок может сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Кроме того, дети знакомятся с традициями Японии. При изготовлении некоторых классических фигурок, дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.

Занятия оригами формируют и развивают у ребенка такие важные свойства визуального восприятия, как:

• целостность — свойство, позволяющее получить образ предмета во всем многообразии соотношений его свойств и сторон;

• предметность — соотнесение наглядного образа с определенными предметами внешнего мира или моментами объективной действительности;

• осмысленность — осознание того, что воспринимается;

• обобщенность — восприятие единичного объекта как особого проявления общего класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам;

• избирательность — преимущество выделения одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

На основании изложенного можно сделать вывод, что оригами формирует и развивает восприятие и его свойства. Поэтому занятия этим искусством будут важны для развития ребенка.


План работы над темой:

1 этап: Диагностический.

Содержание работы

Сроки реализации

1

Изучить и проанализировать:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
  • ФГОС дошкольного образования.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва 2012г.

Сентябрь-октябрь 2018г.

2

Изучение методической литературы:

  1.  Валюх О.В «Модульное оригами. Веселые объемные фигурки». - Москва, 2010г.
  2.  ДороговЮ.И.. Дорогова.Е.Ю. «Оригами шаг за шагом». – Ярославль: Академия развития, 2010г.
  3. Жихарева О.М. «Оригами для дошкольников. Конспекты, тематические занятия для работы с детьми 4-6 лет в ДОУ». – Москва, 2014г.
  4. Сержантова Т.А. «Оригами для всей семьи». – Москва: 2003г.
  5. Щеглова А.Л. «Лучшая книга по оригами» - Санкт-Петербург: 2010г.

В течение года


3

Изучение интернет ресурсов:

  1. http://belibra.ru/Buki/Origami-s-dyetjjmi-Myetodichyeskoye-posobiye.html
  2. https://childage.ru
  3. http://fb.ru/article/180908/origami-dlya-detey---let-shemyi-i-idei.
  4. https://1igolka.com/rukodelie/origami-dlya-detey
  5. https://www.syl.ru/article/303057/origami-dlya-detey-let-kak-zanyat-neposedu
  6. http://www.tvoyrebenok.ru/origami-katapulta.shtml
  7. https://1igolka.com/rukodelie/origami-dlya-detey

В течение года

2 этап: Прогностический.

Содержание работы

Сроки реализации

1

Разработать перспективное планирование экспериментальной деятельности у детей средней группы по данной теме.

Сентябрь-декабрь 2018г

2

Разработать и апробировать комплекс упражнений по созданию

оригами в развитии конструктивного мышления.


3 этап: Практический.

Содержание работы

Сроки реализации

1

Познакомить детей с историей возникновения и развития искусства оригами. Познакомить детей со свойствами бумаги. Вызвать интерес к изготовлению поделок из бумаги. Познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги:

  1. Беседа с детьми на тему: «Что такое оригами»
  2. Рассматривание альбома «Искусство оригами»
  3. Выставка готовых поделок, сделанных воспитателем.
  4. Д/и по ориентированию на плоскости листа «Зоопарк», «Куда плывёт рыбка».
  5. Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»

Сентябрь

2

Познакомить с базовыми формами в оригами. Упражнять детей в аккуратном складывании. Развивать творческие способности.

  1. Изготовление простой поделки «Кошка»
  2. «Собачка». Изготовление поделки с рисованием.

Знакомство детей с обозначениями, которые используют в схемах оригами. Воспитывать желание создавать коллективную композицию, помогать друг другу.

Октябрь-ноябрь

3

Учить работать с исходной формой «квадрат». Продолжать развивать интерес к искусству оригами. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги.

  1. «Снежинка». Изготовление поделки.
  2. «Новогодние украшения». Выполнение поделки из одного бумажного квадрата.
  3. «Снеговик». Изготовление поделки.
  4. «Ожившая сказка». Театрализованная деятельность.
  5. Привлечение родителей к изготовлению зимних поделок.
  6. Мастер класс для родителей «Снежинка».

Декабрь-Январь

4

Продолжать учить работать с исходной формой «квадрат». Учить изготавливать различные цветы в технике оригами.

Способствовать развитию творческого воображения.

  1. «Самолет, парусник» Изготовление поделок в преддверии Дня защитника отечества.
  2. «Букет для мамы» оригами-аппликация
  3. Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка»

Февраль-Март

5

Продолжать учить работать с исходной формой квадрат, прямоугольник. Развивать точность движений, умение проглаживать лини сгиба;

Воспитывать интерес к искусству оригами.

  1. «Ракета» Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики
  2. Изготовление поделки «Лодочка»
  3. «Что? Где? Когда?» Диагностическая викторина.
  4. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье».
  5. . Выставка детских работ

Апрель-Май

План по самообразованию

воспитателя   Михайловой Раисы Геннадиевны

2019-2020 учебный год

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами»

Цель:

• Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей подготовительной группы в процессе занятий по обучению оригами.

• Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.

• Расширить знания о приемах конструирования из бумаги.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу обучения детей искусству оригами.

2. Изучить процесс развития творческого воображения.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Организовать работу кружка в группе.

6. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

7. Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.

Актуальность:

Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей.

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Формы и методы работы:

1. Проведение тематических занятий,

2. Оформление серии выставок для детей.

3. Изготовление поделок.

4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

7. Работа с методической литературой

8. Подготовка и оформление документации.

Приёмы и методы:

• Словесный

• Практический

• Наглядный

• Продуктивный

• Проблемный

• Частично-поисковый

• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)

• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Начало работы над темой – сентябрь 2019г; окончание работы – май 2020г.

Перспективный план работы

Месяц

Деятельность

Задачи

Сентябрь

  • Беседа-объяснение на тему «Что такое оригами»
  • Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»

Познакомить детей с историей возникновения и развития искусства оригами.

Октябрь

  • Занятие «Приметы осени».

-обучить детей различным приемам складывания квадрата;

- познакомить со способами изготовления кроны дерева, листьев различных форм;

- воспитывать желание создавать коллективную композицию.

Ноябрь

  • Знакомство детей с обозначениями, которые используют в схемах оригами.
  • Коллективная работа «Грибная пора»
  • Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».

- учить работать с квадратной и прямоугольной формой;

-воспитывать желание создавать коллективную композицию, помогать друг другу.

Декабрь

  • Рассматривание альбома «Искусство оригами»
  • Мастер класс для родителей «Снежинка».
  • Коллективная композиция «Рябинушка»

-повышать интерес детей к творчеству, активизировать желание научиться чему-то новому.

продолжать учить работать с исходной формой квадрат, прямоугольник;

- развивать точность движений, умение проглаживать линии сгиба;

- воспитывать интерес к искусству оригами.

Январь

  • Изготовление фигурок домашних животных «Верные друзья»
  • Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье».

- познакомить детей с различными приемами изготовления домашних животных.

- привлечение внимания родителей к созданию условий для совместного семейного творчества.

Февраль

  • Композиция «Снеговик»
  • Мастер класс для родителей «Модульное оригами для начинающих»

- учить работать с исходной формой «квадрат»;

- продолжать развивать интерес к искусству оригами;

- воспитывать усидчивость.

способствовать формированию интереса к совместному с детьми творчеству.

 

Март

  • Изготовление композиции «Открытка для мамы»
  • Мастер-класс для родителей по изготовлению масок в технике оригами

- учить изготавливать объемный цветок (хризантему) в технике оригами;

- способствовать развитию творческого воображения;

- воспитывать усидчивость.

 способствовать формированию интереса родителей к совместному с детьми творчеству

Апрель

  • Коллективная композиция «Цветочная поляна»
  • Консультация для родителей «Как воспитать творческую личность».

- учить изготавливать различные цветы в технике оригами;

-воспитывать интерес к искусству оригами;

Развивать творческие способности.

Май

  • Коллективная композиция «Пернатые друзья»
  • Оформление альбома «Вот что мы умеем».

- учить работать с исходной формой «квадрат»;

- продолжать развивать интерес к искусству оригами;

- воспитывать усидчивость.

План по самообразованию

воспитателя   Михайловой Раисы Геннадиевны

2020-2021 учебный год

Тема: «Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги (оригами)

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в практическом использовании оригами как средства развития наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

- изучить особенности развития наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

- применить на практике в педагогической деятельности.

-привлечение родителей к участию в образовательной деятельности ДОУ.

- пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе.

- дать детям представления об искусстве оригами.

2020-2021УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Задачи

Способы достижения

Результат

сентябрь

Сбор информационного материала

Знакомство с опытом работы педагогов по данной теме.

Подбор и изучение методической литературы по теме.

Методическая копилка

октябрь

Составление плана работы.

Определение целей и задач по теме.

Конспектирование, создание «банка идей», собеседование со старшим воспитателем.

Перспективный план (Приложение)

В течение года

Повышение профессиональной компетенции

Знакомство с опытом других ДОУ.

Посещение ГМО других ДОУ, слушание вебинаров и мастер-классов, наблюдение.

По согласованию

«Внимание, опыт!»

Подготовка консультации.

Выступление на педчасе перед педколлективом детского сада.

Памятка.

ноябрь

Подбор дидактического материала для развития пространственного мышления у детей через технику оригами.

Применение изготовленных поделок на НОД по развитию речи, ФЭМП, экологии и познании окружающего мира.

Подбор игр, иллюстраций, образцов.

Методическая копилка

сентябрь

Работа с родителями

Опросить родителей по данной теме

Анкетирование

Анализ анкет

ноябрь

Педагогическое просвещение родителей

Папка – передвижка для родителей «Чудо оригами».

Пополнение информационного стенда.

Декабрь-апрель

Практическая деятельность с детьми.

Дать детям представления об искусстве оригами; развивать пространственное мышление.

Проведение бесед, изучение пословиц, поговорок, использование загадок, сказок, пальчиковых игр, изготовление поделок в технике оригами и т.д.

Выставки детских работ.

Обогащение предметно – развивающей среды

Оформление в группе уголка оригами.

Уголок «Мир оригами».

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

май

Отчет на итоговом педсовете в форме презентации опыта работы.

Подготовка доклада и презентации по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете перед педколлективом детского сада.

Презентация.

Литература

Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.

Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.

Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.

Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.

От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.

Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.

Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.

Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.

Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).

Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).

Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.

Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Литература

Ресурсы сети Интернет:

. http://www.loveorigami.info/

. http://oriart.ru/

. http://www.kusudamas.ru/

. http://origamka.ru/

. http://origami-do.ru/

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/335435-plan-samoobrazovanija

План по самообразованию

воспитателя   Михайловой Раисы Геннадиевны

2021-2022 учебный год

Тема: «Оригами как средство формирования предпосылок учебной деятельности»

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Этапы работы

Деятельность педагога

1.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

2.

Планирование работы по самообразованию:

  • определение содержания работы по самообразованию;
  • выбор вопросов для самостоятельного углубленного изучения;
  • составление плана работы

3.

Подбор литературы, теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка ориентации в проблеме)

4.

Практическая деятельность:

  • разработка перспективного плана работы на учебный год;
  • н е п о с р ед с т в е н н о        о б р а з о ват е л ь н а я        д е я т е л ь н о с т ь        п о художественному конструированию из бумаги в технике оригами;
  • режиссерская игра «Мои любимцы»

5.

Подведение итогов самообразования.

Этап 1: Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

     Актуальным остается вопрос формирования у детей дошкольного возраста универсальных предпосылок учебной деятельностиНам стало интересно, какую роль могут играть занятия с использованием техники оригами на формирование универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста?

Я знаю, что достоинств оригами в развитии ребенка очень много. Оригами помогает:

  • сделать рывок в развитии речи;
  • улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
  • развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
  • играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Однако, это - всем педагогам известные истины. Хотелось бы в текущем учебном году более детально изучить саму технику, историю ее возникновения, благоприятное воздействие на развитие детей. Поэтому темой нашей работы стала «Оригами как средство формирования предпосылок учебной деятельности».

Целью работы определим – изучение роли оригами в формировании сосредоточенности, внимания, мышления, пространственного воображения, развития мелкой моторики и речи детей.

Наметим задачи:

- актуализация имеющихся знаний по работе с бумагой в технике оригами через подбор литературы;

  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии и физиологии по вопросам благоприятного воздействия оригами на развитие детей дошкольного возраста через изучение литературы;
  • практическое освоение  техники  оригами  через  совместную

деятельность педагога с детьми;

  • изучение динамики изменений такого интегративного качества детей, как сформированность универсальных учебных действий через систему мониторинга ООП ДО.

Этап 2: Планирование работы

В самом начале следует отметить, что с данной возрастной группой детей (17 человек) мы работаем первый год (дети подготовительной группы 6-7 лет). Группа была сформирована в 2015- 2016 учебном году, тогда дети посещали старшую группу нашего ДОУ. Работой с воспитанниками в технике оригами до настоящего времени педагоги не занимались. Данный фактор будет являться основополагающим при планировании работы с детьми на год.

Также, чтобы заинтересовать детей на начальном этапе работы с бумагой в технике оригами, поставим перед воспитанниками детскую цель – создание игрушек для дальнейшей режиссерской игры с ними. Данный аспект должен повысить интерес и желание детей сделать игрушку своими руками, т.к. с ней в дальнейшем можно играть.

План работы по самообразованию:

Вид деятельности

Формы работы

Сроки реализации

1

Работа

с теорией

Подбор литературы

сентябрь

Выборочное        изучение        подобранной литературы

сентябрь— май

Обзор        информации        по        вопросу        на интернет ресурсах

сентябрь

Подбор моделей для конструирования из бумаги

сентябрь

2

Практическая

Разработка        перспективного        плана

начало

деятельность

р а б о т ы        п о        х у д о ж е с т в е н н о м у конструированию на учебный год

октября

Непосредственно        образовательная деятельность по художественному конструированию из бумаги по технике оригами

октябрь - май

Постановка режиссерской игры «Мои любимцы» (открытый показ)

май

Проведение мониторинга ООП ДО

май

Изуч ение динамики  изменений и н т е г р а т и в н о г о к а ч е с т в а сформированности универсальных учебных действий

конец мая

Этап 3: Подбор литературы

В настоящее время данная проблема освещается широко не только на страницах специализированной литературы, но и в периодических изданиях узкой и общей направленности.

Помощником в изучении этой темы стала следующая литература:

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 8.
  2. Богатеева 3.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., 1992 (В книге представлена система работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию у них логического мышления, пространственного воображения и творческих способностей.Подробно раскрываются приемы складывания из бумаги занимательных фигур в технике оригами, предлагаются наглядные образцы поделок, дается методика проведения примерных занятий по конструированию).
  3. Дементьева Л. Бумажная пластика и оригами // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – С. 40. (Ребенку дается возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру).
  4. Доценко О. Великий квадрат не имеет предела // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – С. 74.(Изготовление поделок из бумаги приемами ее многократного складывания и сгибания.Конспект занятия по изготовлению).
  5. Киото Э. Игрушки из бумаги.СПб.: Кристалл, 1997. — 318 с.: ил.
  1. Соколова С.В.Оригами для дошкольников: Методическое пособие для во спит ателей ДОУ. СПб.: Детство- пре сс, 2010 . — 64 с. (Пособие содержит описания изготовления простейших скульптур из бумаги в технике оригами: персонажей из сказок, любимых малышами.Складывая фигурки из бумаги, у детей лучше закрепляется материал занятий по развитию речи, элементарные математические понятия,  ориентировка  на листе  бумаги  и в   пространстве. Для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста).
  2. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. М.: Айрис-пресс, 2003. —

144 с.(Книга снабжена цветными фотографиями, схемами и детальными пояснениями и потому доступна детям даже дошкольного возраста.Занятия оригами помогут развитию у ребёнка логического мышления и пространственного воображения, внимания и памяти).

  1. А.Урсу «Знакомьтесь, оригами» -Литва: Мишкаре, 1991г. - 16 с.: ил.

Этап 4: Практическая деятельность

Реализуя этап практической деятельность, изначально нами был намечен и разработан перспективный план (см. Приложение 1)

Далее на протяжении учебного года этот план реализовывался в непосредственно образовательной деятельности с детьми.

В сентябре года был проведен мониторинг освоения детьми ООП ДО, в ходе которого следует особое внимание уделить формированию универсальных учебных действий у детей (в контексте нашей темы самообразования).

На начало учебного года средний показатель сформированности универсальных учебных действий по группе был равен 47%, а на конец учебного года – 80%. Таким образом, динамика роста сформированности универсальных учебных действий составляет 34%.

По данным интерпретации результатов мониторинга согласно ПООП ДО «Мир открытий», средним является результат на конец года не ниже 75%. Следовательно, наш показатель (80%) является выше среднего. Смеем предположить, что не последнюю роль здесь сыграли занятия по художественному творчеству с использованием техники оригами.

Этап 5. Подведение итогов

Данная тема дала нам возможно сть повысить уровень профессионального мастерства в области художественно – эстетического развития детей.

Изучение темы сопровождалось изучением истории создания бумаги, характеристикой видов бумаги, приемов изготовления поделок в технике оригами, создания вариантов тематических композиций.

Оригами – это не только увлекательное, но и полезное занятие. Детей привлекает возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые могут быть использованы в играх, инсценировках, оформлении чего-либо.

В нашей группе дети в течение этого учебного года получили только азы работы с бумагой в технике оригами. Особенность техники оригами состоит в том, что основных способов складывания немного (6-7). Освоив их, можно смастерить сотню поделок.

В дальнейшем хочется продолжить работу с детьми в данном направлении, научить детей делать более сложные поделки. Так дети с интересом и удовольствием будут развиваться, повышать уровень и устойчивость внимания, мышления, воображения. Это все необходимо для формирования универсальный учебный действий, что является важным при поступлении детей в школу.

Приложение 1 Перспективный план работы по художественному конструированию в

технике оригами на учебный год

Тема

Срок реализации

Продукт

заняти

я

1.

«Свойства

бумаги»

октябрь

2.

«Бабочка»

октябрь

3.

«Лист»

ноябрь

4.

«Лягушка»

декабрь

5.

«Тюльпан»

январь

6.

«Цыпленок»

февраль

7.

«Собака»

март

8.

«Кот»

апрель

9.

«Волшебный

цветок»

май

Режиссерская игра

(открытый показ)

Приложение 2

Сказка «Волшебный цветок»

Однажды ранней весной бабочка пролетала над полем. И вдруг она увидела, что из земли показались прекрасные зеленые листочки. Она так обрадовалась этому, что поспешила обрадовать новостью своих друзей: лягушонка Кваку, цыплят, собаку Дружка и кота Ваську. Бабочка полетела к заброшенному дому у пруда, где любили резвиться ее друзья.

  • Скорее, скорее пойдемте на поле, я хочу показать вам чудо, - закричала Бабочка, едва увидев друзей. И все поспешили за ней. Лягушонок Квака прыгал как можно выше и дальше, чтобы оказаться на поле быстрее остальных, Кот и собака бежали наперегонки, а цыплята даже пытались в спешке взлететь, но у них ничего не получалось. Поэтому на поле они добрались последними.
  • Что? Что ты хотела нам показать? – с нетерпением выкрикнул кот Васька?
  • Что за чудо ты хотела нам показать? – не унимались цыплята.
  • Вот посмотрите сюда, - и Бабочка показала на чудесные зеленые листочки, которые недавно появились из земли. – Я думаю, что скоро из этого вырастет прекрасный подсолнух, и я смогу на нем отдыхать, когда буду долго летать…
  • Ну вот еще… Это будет сочная травка, на которой мы сможем играть, - перебивая друг друга кричали цыплята.
  • Нет, это непременно будет крепкое дерево, на котором я смогу отдыхать и еще точить ноготки, - предположил кот.
  • Да-да. Это будет дерево. Но только из него хозяин мне сделает новую будку, а то старая совсем плоха! – обрадовался Дружок.
  • Нет-нет,- заквакал лягушонок, - это дерево будет закрывать наш пруд от солнца, и я смогу целый день плескаться в пруду!

Друзья даже чуть-чуть не поссорились, выясняя кто же из них прав.

Тогда Бабочка предложила подождать, пока из этих сочных чудесных листочков не вырастет что-нибудь.

  • Я каждый день буду пролетать здесь, и как только что-то вырастет, мы все придем и осмотрим, кто из нас был прав.

На том и решили…


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....