Преемственность в содержании обучения детского сада и школы как основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников
статья (старшая, подготовительная группа)

Середа Олеся Юрьевна

Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является  проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, однако каждый год данная тема рассматривается по-новому, в процессе внедрения новых технологий, методов и приемов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Середа Олеся Юрьевна

Преемственность в содержании обучения детского сада и школы как основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников

Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является  проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, однако каждый год данная тема рассматривается по-новому, в процессе внедрения новых технологий, методов и приемов обучения.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта начального школьного образования выступает важным этапом  преемственности дошкольного учреждения и школы.

Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в настоящее время, как никогда раньше, она стала актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, которые получают дети на разных этапах образования, существенны. Отчасти проблема заключается в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Именно Федеральные государственные образовательные стандарты являются регуляторами этих отношений  между дошкольным и начальным общим образованием, являясь при этом важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду представляет собой его переход в другое культурное пространство, другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития.

Б.Г. Ананьев считает преемственность развитием во времени системы знаний обучающихся в процессе обучения их основам наук. Преемственность происходит на уроке или в образовательной ситуации в ходе связывании нового изучаемого материала с недавно или давно усвоенными знаниями о сходных явлениях действительности [1].

И.И. Гончарова, с позиций гуманистического подхода к образованию, рассматривает преемственность педагогическим процессом обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка [2]. Данный подход предполагает формирование педагогических, психологических и организационных условий,  способствующих целостному и поступательному развитию личности в период перехода от дошкольного к школьному обучению.

Основной целью, стоящей перед нами, является обеспечение единой  линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования в контексте закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных стандартов дошкольного образования и начальной общей школы, придание педагогическому процессу целостного последовательного и перспективного характера.

План включает организацию работы по преемственности по трём направлениям: методическая работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями.

Действуют следующие формы осуществления преемственности.

Экскурсии в школу позволяет детям ощутить себя учениками, посидев за партой, познакомиться с важными для школьников помещениями – библиотекой, столовой, спортивным залом.

Участие учителей начальных классов в проведении родительских собраний в дошкольном учреждении  предполагает знакомство с программами, которые реализуются в школе, требованиями, предъявляемыми к будущим первоклассникам, приобретениями, необходимыми для поступления в школу, с ролью родителей в период адаптации к школе и т.д.

Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятия в детском саду приглашаются учителя, которые будут набирать 1 классы.

Проведение совместных мероприятий с первоклассниками и детьми подготовительной группы – спортивные, театральные развлечения и др.

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий «Школа будущего первоклассника», организованных при школе и др.

Работа с детьми направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнают: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и так далее. Для поддержания у детей устойчивого интереса используются разнообразные формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- беседы о школе;

- рассматривание картины «школа» и иллюстраций на школьную тематику;

- экскурсии в школу, в школьную библиотеку, спортивный зал;

- чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. Буккроссинг;

- ознакомление с пословицами и поговорками;

- рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них;

- словесные и дидактические игры на школьную тематику;

- сюжетно-ролевая игра «школа»;

- совместные мероприятия с начальной школой и деловой библиотекой, посвященные недели книги и с участием писателей и поэтов Белгородчины и др.

Кроме этого, как в ДОУ, так и школе можно использовать  такое направление как буккроссинг, т.е. книговорот» («движение книг» от человека к человеку). Книжная библиотека, находится в холле детского сада, и в классе в школе, доступна для всех участников образовательного процесса. Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.

Активно применяется квест-технология. Понятие «квест» обозначает «игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока».

В практике рекомендуем использовать такие виды квестов как:

- компьютерные, которые представляют собой интерактивную историю с главным героем;

- квесты на природе (улице, парке и т.д.);

- комбинированные.

По доминирующей деятельности воспитанников мы реализуем  исследовательский, информационный, творческий, поисковый и игровой квесты.

Таким образом, если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация и обучение детей в школе. Еще Надежда Константиновна Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…».

Библиографический список

  1. Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении. М.: АРКТИ, 2007. 259 с.
  2. Гончарова И.И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования. М., 2004. 22 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность здоровьесберегающих технологий в детском саду и школе

Сообщение на методическом объединении "Преемственность здоровьесберегающих технологий в детском саду и школе"...

Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе

Преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и в 1 классе школы, как основное условие наиболее интенсивного музыкально-эстетичес...

Преемственность ДОУ и школы-основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущего первоклассника в условиях реализации ФГОС .

"От того ,как будет чувствовать себя ребенок,поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания,что он будет переживать,зависит весь дальнейший путь к знаниям"            ...

"Преемственность ДОУ, школы- основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"

Преемственность ДОУ, школы- основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"...

Семинар – практикум: «Преемственность дошкольных групп, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности дошкольного и начального образования МАОУ ОШ д. Лаптево , выявить эффективные механизмы сотрудничества.Задачи:1.Вспомнит...