Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе
статья (подготовительная группа) на тему

Балащенко Людмила Александровна

Преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и в 1 классе школы, как основное условие наиболее интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_preemstvennost_muz_vospitaniya.docx17.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе.

        Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы

воспитания детей в современном обществе. Приобщение детей к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства человека, а через чувства – и на его отношения к окружающим явлениям.

        В беседе с молодежью Д.Шостакович сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»

        Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране

Начинается с самого раннего возраста – в яслях, детском саду и продолжается в школе. Перед органами образования стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей.

        Выполнение этой задачи во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания в первых звеньях народного образования – в детском саду и начальных классах школы. За период пребывания в дошкольном учреждении, т.е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития.

        Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей.

        Часто приходится слышать от учителей, что бывшие воспитанники детских садов плохо ведут себя на уроках, невнимательны. Думается, что одна из причин этого заключается в том, что поступая в школу из детского сада, ребенок имеет значительный запас знаний, умений, навыков, но зачастую учителя совершенно не принимают это во внимание, и детям заново преподносят все то, что они уже хорошо знают. Им становится скучно на уроках, они начинают шалить, а от этого страдают остальные дети, и класс в целом перестает радовать учителя. Это относится и к урокам музыки. Отсутствие должной связи, единой линии между дошкольным и школьным воспитанием существенно тормозит процесс интенсивного музыкально-эстетического воспитания детей.

        Естественно возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей подготовительной группы детского сада  и 1 класса школы.        

        Требование преемственности воспитательного процесса имеет научное обоснование в учении И.П.Павлова о динамическом  стереотипе. Согласно этому учению  вновь образуемая временная связь, или условный рефлекс, не только возникает в тесной связи с ранее образованными временными связями, но и качественно их перестраивает содействуя их дифференциации, обобщению, и составляет единую сложную систему. Поэтому в процессе развития ранее приобретенное не только не утрачивается, а, вступая в систему новых связей, укрепляется, обобщается и создает условия для быстрого образования новых рядов ассоциаций, которые составляют одну из основ умственной деятельности и создают условия для преемственности в развитии и углублении знаний.                                 

        Как известно, воспитание и развитие детей на каждой возрастной ступени имеет своеобразие, которое определяется задачами, содержанием, методами воспитания и обучения, возрастными особенностями детей. Вместе с тем каждая ступень преемственно включает в обобщенном виде то, что создано предшествующим этапом обучения. Важно и. то, что каждая ступень воспитания перспективно включает в себя элементы того нового, что характерно для последующей ступени. Поэтому, например, детский сад решая свои задачи музыкального воспитания, перспективно готовит детей к урокам музыки в школе, а школа преемственно принимает все то положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.

        Анализ психологической и педагогической литературы по вопросам преемственности обучения и воспитания, наш опыт работы позволяет предположительно рассматривать преемственность музыкального воспитания детей 6-8 лет как: систематичность расположения музыкально-педагогического материала; взаимодействие старых (имеющихся) и новых знаний, умений , навыков; последовательность роста педагогических требований ко всему учебно-воспитательному процессу ( и в детском саду и в школе).

        Сложность и многогранность процесса музыкально- эстетического воспитания и развития предполагает наличие разных путей осуществления преемственности. Мы выделяем здесь, на наш взгляд, основной вопрос, который определяет музыкальное воспитание и развитие ребенка. Это вопрос о развитии музыкальности детей 6-8 лет в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности.

        Основные перспективные линии преемственности мы предполагаем устанавливать и рассматривать в процессе обучения на музыкальных занятиях в детском саду и на уроках музыки в 1 классе школы.

        Необходимо подчеркнуть, что все разделы музыкально-воспитательной работы на занятиях (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения) тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в единстве. Но в данной работе мы сознательно вычленяем их с целью более детального анализа, выявления особенностей и значения каждого из них для наиболее интенсивного музыкально- эстетического воспитания и развития детей.

        Музыкальное воспитание в детском саду и в школе – один из путей формирования гармонически развитой  личности. Поэтому задачи музыкального воспитания детей находятся в единстве с нравственным, умственным, физическим и эстетическим воспитанием.

        Выполнение этих задач будет наиболее успешным в том случае, если эта работа проходит в условиях систематического, целенаправленного воздействия педагога на детей в процессе их обучения.

        В процессе обучения детей наиболее полно развиваются их музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, формируется художественный вкус. Так создаются возможности для более глубокого восприятия музыкальных произведений, лучшего исполнения их и воздействия музыки на детей.

        Как показал наш опыт работы, преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и в 1 классе школы создает благоприятные условия для интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

        Преемственность в обучении пению на основе осознания звуковысотности и длительности звуков, понимания графической записи песен, приобщения детей к пению по нотам, систематического использования движений дает возможность добиться у всех детей этого возраста надлежащего развития музыкального слуха, в первую очередь навыка чистого интонирования.

        Овладение детьми основными певческими навыками (дикция, дыхание, звукообразование, строй, ансамбль), конечно, в силу их возрастных

возможностей, способствует эмоциональному, выразительному и правильному пению. А это обеспечивает воспитательное воздействие песен на детей. Только качественное исполнение песни может доставить эстетическое наслаждение.

        Преемственность песенного репертуара, использование игры на металлофоне и пение под аккомпанемент металлофона способствует широкому проникновению песни в быт ребенка. Коллективное пение сплачивает детей, повышает чувство ответственности друг за друга, они становятся более собранными, внимательными.

        Преемственность в слушании музыки на основе расширения и углубления возможностей ее восприятия детьми 6-8 лет за счет повторного слушания  ознакомления с произведениями народной, классической и современной музыки развивает общую музыкальность детей, расширяет их музыкально-эстетический кругозор, формирует художественный вкус.

        Повторное слушание некоторых музыкальных произведений из программы подготовительной группы детского сада в 1 классе школы способствует более глубокому осознанию музыки, ее характера, выразительных средств, обогащает музыкальные впечатления детей.

        Преемственность в слушании музыки создает, таким образом, возможность более интенсивного развития музыкальных способностей. Дети более эмоционально воспринимают музыку, у них укрепляется любовь и интерес к ней.

        Преемственность в использовании музыкально-ритмических движений как самостоятельного раздела и как вспомогательного средства при пении и слушании музыки способствует развитию у детей 6-8 лет эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков ее восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и музыкально-ритмического чувства.

        Движения, сопровождающие пение, способствуют осознанию звуковысотности и длительности звуков, развивают мелодический слух детей 6-8 лет. Движения, сопровождающие слушание музыки, способствуют более глубокому осознанию художественного образа произведений, общего характера музыки, ее выразительных средств.

        Использование музыкально-ритмических движений в хороводных песнях усиливает воспитательное воздействие произведений народного творчества, углубляет чувства, вызванные этими произведениями.

        Участие в несложных массовых танцах способствует развитию у всех детей двигательно-ритмических навыков, развивает навыки коллективной музыкальной деятельности, согласованности движений.

        Таким образом, преемственность музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и 1 классе школы является, на наш взгляд, основным условием наиболее интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

        Систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей на основе преемственности способствовало их общему развитию и воспитанию.

У ребят более интенсивно развивалась память, мышление, чувства и воображение. Более осознанными стали и волевые качества учащихся – умение преодолевать трудности, целеустремленность, выдержка, работоспособность, дисциплинированность. Эти качества, по мнению учительницы, ведущий класс, помогали ребятам быстро ориентироваться в новом материале, применять имеющиеся знания, хорошо усваивать трудные разделы в процессе обучения.

        Мы считаем, что последовательное и систематическое музыкальное воспитание детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста на основе преемственности способствует не только музыкальному, но и моральному и интеллектуальному их  развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность здоровьесберегающих технологий в детском саду и школе

Сообщение на методическом объединении "Преемственность здоровьесберегающих технологий в детском саду и школе"...

Статья музыкального руководителя «Музыкальное воспитание в детском саду».

laquo;Музыкальное воспитание в детском саду». Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – фор...

Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий".                "Роль музыкального воспитан...

Преемственность в содержании обучения детского сада и школы как основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников

Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является  проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, однако каждый год данная тема рас...

Сообщение музыкального руководителя Охотниковой Марии Алексеевны на общем родительском собрании Тема: "Музыкальное воспитание в детском саду"

Сообщение музыкального руководителя Охотниковой Марии Алексеевны на общем родительском собрании Тема: "Музыкальное воспитание в детском саду"...