РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая, подготовительная группа)

Середа Олеся Юрьевна

В статье обосновывается актуальность проблемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрыто содержание основных понятий – «общение», «речевое общение», а также выделены компоненты речевого общения. Кроме этого дается описание направлений работы воспитателя по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК-330

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Середа Олеся Юрьевна,

воспитатель,  Муниципальное автономное  общеобразовательное

учреждение  «Центр образования № 1»  г. Белгорода

Аннотация: в статье обосновывается актуальность проблемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрыто содержание основных понятий – «общение», «речевое общение», а также выделены компоненты речевого общения. Кроме этого дается описание направлений работы воспитателя по развитию навыков речевого общения у старших дошкольников.

Ключевые слова: общение, речь, речевое общение, старшие дошкольники.

DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Sereda Olesya Yurevna

Abstract: the article substantiates the relevance of the problem of development of speech communication skills in children of preschool age. The author reveals the content of the basic concepts - "communication", "speech communication", as well as the components of speech communication. In addition, the description of the directions of work of the teacher to develop the skills of speech communication in older preschoolers.

Key words: communication, speech, speech communication, senior preschoolers.

В настоящее время большое внимание отводится проблеме своевременного формирования правильной, грамотной речи у детей, что является важным показателем сформированности личности каждого ребенка, успешности освоения школьной программы, сформированности речевой коммуникации. Это обусловливает повышение интереса в дошкольной педагогике к вопросу исследования процесса общения, в частности речевого, у дошкольников.

Полноценное развитие ребенка возможно лишь при его активном участии в коммуникативной деятельности, проявлении коммуникативной активности, что обусловит возможности реализации речевого общения.

Считаем важным уделить внимание дефиниции «речевое общение». С точки зрения Дж. Адаир,  речевое общение является процессом, благодаря которому осуществляется передача смысла сообщений между людьми при использовании общепринятого набора символов [1]. Т.М. Надеина отмечает, что речевая коммуникация является не только разговором или беседой, общением людей, но и любым взаимодействием, где осуществляется обмен информацией [5].

Раскрывая сущность понятия  «речевая коммуникация ребенка старшего дошкольного возраста», обратимся к исследованиям И.И. Иванец, где автор указывает, что речевая коммуникация старших дошкольников является элементов общения, диалогического действия, как культурно-речевого эталона, в которую входит ценностно-значимая  информация, в частности познавательно-развивающая и эмоционально-личностная, которая направлена на субъект или квазисубъект такого общения [2].

Анализ трудов (И.И. Иванец [2], А.А. Леонтьев [3],  М.Р. Львов [4] и др.) позволяет выделить составляющие речевого общения, которые выражены потребностью в речевом общении;  степенью инициативности и активности в общении (мотивом общения); количеством инициативных высказываний в ходе игры, продуктивной и свободной деятельности;  объемом речевой продукции;  средствами речевого общения, с помощью которых реализуется  высказывание. Средства речевого общения включают лексическую полноту и грамматическую правильность фразы, типы предложений, полноту изложения, соответствие смысла воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логику высказывания.

Рассматриваемая  проблема является значимой, но при этом,  недостаточно разработанной в дошкольной педагогики. Это выражается отсутствием обоснованных методов и приемов, которые способствуют развитию речевого общения у старших дошкольников, что обусловливается необходимость поиска наиболее оптимальных путей решения данной проблемы.

Основные приемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста состоят из подражательной деятельности, этюдов, дидактических игр, игр-драматизаций, проблемных ситуаций, комментированного рисования, введения  игровых персонажей.

Нами представлено содержание работы воспитателя по развитию навыков речевого общения у детей старшего дошкольного (табл. 1). В качестве примера приведем описание работы, проводимой в мае, взяв темы, изучаемые в данный период  – «День Победы», «Цветы и травы», «Лето», «Школьные принадлежности». Учитывая темы, мы подобрали соответствующие приемы согласно следующим направлениям:  развитие потребности в общении; развитие инициативности в общении; развитие средств речевого общения.

Таблица 1

Содержание работы воспитателя по развитию навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Лексическая тема

Направления работы

Приемы работы

«День Победы»

Развитие потребности в речевом общении

Игра-драматизация «Поговорим о войне»

Комментированное рисование «Пальчиковое рисование эмоций»

Развитие инициативности и активности в общении

Дидактическая игра «Вопросики»

Этюд «Интервью у ветерана»

Развитие  средств  речевого общения

Лексика:

Дидактическая игра «Кто больше назовет?»

Дидактическая игра «Профессия - военный»

Грамматическое оформление речи:

Дидактическая игра «Определи войска?»

Дидактическая игра «Новенькое словечко»

Связная речь:

Дидактическая игра «История о …»

«Цветы и травы»

Развитие потребности в речевом общении

Дидактическая игра «нарисуй себя»

Дидактическая игра «Букетики»

Развитие инициативности и активности в общении

Этюды «Спроси-ка»

 Дидактическая игра «Музыкальное общения»

Развитие  средств речевого общения

Лексика:

Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

Дидактическая игра «Цветы»

Грамматическое оформление речи:

Дидактическая игра ««Одно или множество»

Дидактическая игра «Где может расти?»

Связная речь:

Дидактическая игра «Коллаж сказки»

«Скоро лето»

Развитие потребности в речевом общении

Подражательная деятельность «наши секреты»

Дидактическая игра «А кто же я?»

Развитие инициативности и активности в общении

Этюд «Как поиграть с другими детьми»

Этюд «Приключения летом»

Развитие  средств речевого общения

Лексика:

Дидактическая игра «Найти признак»                                                                          

Дидактическая игра  «Каждому известно».

Грамматическое оформление речи:

Дидактическая игра «Исправим ошибку»

Дидактическая игра «Много  и один»

Связная речь:

Дидактическая игра  «Что означает эта пословица?»

«Школьные принадлежности»

Развитие потребности в речевом общении

Дидактическая игра «Кем хочу стать»

Дидактическая игра «Расскажи-ка»

Развитие инициативности и активности в общении

Этюд «Болезнь Наташи»

Игра-драматизация «Попробуй спросить друга»

Развитие  навыков речевого общения

Лексика:

Дидактическая игра «Школьная жизнь»

Дидактическая игра «Нужное слово»

Грамматическое оформление речи:

Дидактическая игра «Измени словечко»

Дидактическая игра «Ласковое название»

Связная речь:

Игра-драматизация «Совсем друга история»

Развитие навыков речевого общения у старших дошкольников осуществляется в организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей. Реализуя организованную образовательную деятельность, следует использовать совокупность образовательных ситуаций, которые направлены на развитие  навыков речевого общения у детей.  В ходе реализации самостоятельной деятельности детей воспитатель только при  необходимости включается в  деятельность детей.

Важное значение имеет активное и продуктивное взаимодействие с  родителями, которые должны создавать насыщенную речевую среду и постоянно общаться с детьми. Работа с родителями подразумевает реализацию ряда направлений и форм работы. Первое направление заключается в просвещении родителей по вопросам развития речевой активности детей, обучения приемам и формам поведения, благодаря которым происходит развитие навыков речевого общения у детей посредством бесед и консультаций. Второе направление состоит в убеждении родителей о том, что оказывать эмоциональную поддержку проявлениям потребности в общении с окружающими благодаря совестным  детско-взрослым играм, детско-родительскому творчеству, тематическим консультациям и т.д. Наиболее ярким способом, способствующим развитию речевого общения, является совместная деятельность, которая улучшает  взаимоотношения родителей и детей,  а также помогает накопить опыт игрового взаимодействия. Кроме этого, можно порекомендовать ряд спортивных мероприятий: «Мы – спортивная семья», «Вместе мы – сила», «Стартуем вместе» и др. Также можно использовать детско-родительское творчество, что выражается созданием поделок, стенгазет, семейных тематических альбомов и т.д.

Таким образом,  развитие навыков речевого общения осуществляется комплексно – при участии как педагогов, как и родителей. Необходимо следовать направлениям работы: развитие потребности в речевом общении;  развитие инициативности и активности в общении; развитие средств навыка речевого общения.

Список литературы

  1. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003. – 121 с.
  2. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: автореферат дис. ... канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1997. – 23 с.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2005. – 365 с.
  4. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
  5. Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник  /Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности  детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....

Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"

Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....