Статья. Тема: "Играем вместе".
статья (старшая группа)

Жардан Ольга Константиновна

В статье раскрывается значение совместной сюжетной игры дошкольников 5-6 лет для развития коммуникативных способностей и эмоциональной отзывчивости. Даются практические рекомендации воспитателям по организаци совместных игр. Данный материал может стать основой для консультаций как для воспитателей так и для родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. «Играем вместе».

       Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. В игре складываются

взаимоотношения дошкольников.
   
  Наиболее очевидным и естественным методом формирования коммуникативных способностей и эмоциональной отзывчивости является создание благоприятных условий для свободной совместной сюжетной игры дошкольников.

     Общение и отношения с другими людьми является одной из самых значимых сфер в жизни человека.  Способность устанавливать открытые, позитивные отношения с другими во многом определяет как нравственную ценность личности, так  и внутренний эмоциональный комфорт самого человека.  Отношения с  другими людьми начинают складываться в дошкольном возрасте. Опыт первых  отношений со сверстниками  становится фундаментом для формирования личности человека. Этот опыт во многом определяет особенности самосознания  человека,  его  поведение и самочувствие среди людей. Далеко не всегда этот опыт бывает благоприятным. Множество конфликтов человека с другими людьми и с самим собой имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать  их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе. Большинство негативных и деструктивных явлений среди молодёжи,  наблюдаемых в последнее время (повышенная жестокость,  агрессивность,  эмоциональная отчуждённость и пр.)  берут своё начало в детстве.

         В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) главной формой взаимодействия детей является сюжетно-ролевая игра. В это время игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Лев Семёнович Выготский  в качестве главной характеристики детской  игры, определил расхождение реальной и мнимой ситуации.   «Ребёнок в игре начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации»…. Благодаря этим качествам игры, в ней  складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования  дошкольного возраста: творческое воображение,  образное мышление, самосознание, произвольность, потребностно-мотивационная  сфера ребёнка и пр. Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей – врач-больной,  мама-дочка и пр.) и на уровне реальных, т.е. по поводу разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр.). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой – переходя на уровень ролевых отношений дети подчёркнуто меняют манеры, голос, интонации и пр. Дошкольники отчётливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело – игру. Главным содержанием общения детей в дошкольном возрасте  становится игровое  сотрудничество. Дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата.

      На значение игры для психического развития ребенка указывали многие педагоги и психологи. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». 

         В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли родителя: папы или мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца и т.п. 

 Таким образом, сюжетная игра является практикой общения и отношений детей. 

  Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими. 

   Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т. д. 
 В игре бурно развивается 
воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения. 
        Игра необходима ребенку, и если он по каким-либо причинам лишен возможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать его партнёром по игре. Превратитесь на 10–15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризничающего пациента - и этим вы не просто доставите радость ребенку, но и поможете ему не отстать в развитии, построить доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
      Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся как можно скорее делать то же, что и они, поступать так, как поступают окружающие их 
люди. У всех детей существует потребность жить жизнью взрослых, чувствовать себя все время взрослее.

        Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается? Конечно, во все времена и у всех народов дети, наблюдая за взрослыми, стремятся как можно скорее делать то же, что и они, поступать так, как  поступают  окружающие их                                                люди. У всех детей существует потребность жить жизнью взрослых, чувствовать себя все время взрослее.

        Являясь мощным стимулом развития ребенка, игра сама формируется под воздействием взрослых.  Если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой, то и ребенок «заражается» этой увлеченностью.

         Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. Выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев подчёркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

         Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает и высокий уровень владения профессионально-педагогическими умениями:

  • наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой

деятельности и уровень развития взаимоотношений между детьми;

  • проектировать развитие игры, планировать приёмы, направленные на

развитие детских доброжелательных взаимоотношений;

  • обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь

в выборе наиболее ярких впечатлений (прочитанное накануне произведение, просмотренный мультфильм, проведённая воспитателем беседа и т. п.),  которые могут послужить сюжетом хорошей игры, направленной на развитие сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим (уход за больным, забота о младшем, помощь старшим ит. д.)

  • организовывать начало игры, побуждать детей к игре; проектировать                                          

ход конкретной игры; предвидеть развитие взаимоотношений между детьми

в процессе игры; широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др.;

  • направлять характер и содержание игры на формирование навыков

общения детей со сверстниками и взрослыми в соответствии с уровнем их развития в конкретной возрастной группе;

  • создавать благоприятные условия для формирования готовности к

переходу игры на более высокую ступень;

  • воспитателям включаться в игру на главных или второстепенных

ролях; устанавливать игровые отношения с детьми прямыми способами  

(показ, объяснение), обучать игре; предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;

  • регулировать детские взаимоотношения, справедливо разрешать

конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей; обсуждать                              

и оценивать с детьми поступки играющих в ходе игры.

         Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей, обращением к детям условно через роль (например, отведенную играющими кукле).

         Способствует развитию игровой деятельности и ее позитивному воздействию на развитие доброжелательности между детьми знание воспитателем реальных взаимоотношений в группе, умение регулировать их, влиять на создание благоприятных в педагогическом отношении игровых группировок.

         Определение уровня развития навыков общения у детей проводится воспитателем каждой возрастной группы  на основе постоянных наблюдений за самостоятельной игровой деятельностью детей и с учётом их реакции на инициативные игровые действия взрослого.

           Таким образом, мы можем выделить следующие направления дальнейшей педагогической деятельности:

1. Строить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми и педагогов с детьми в игровой деятельности, опираясь на:

- основные принципы организации сюжетно - ролевой игры (наличие атрибутов) ;

- творческий характер сюжетно-ролевой игры (наличие замысла) ;

- структурный компонент игры (сюжет, содержание, роль) ;

- роль, которую принимает на себя ребенок в игре;

- психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры (мышление, воображение, память) ;

- многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре.

2. Составить конспекты сюжетно - ролевых игр по всем возрастам.

3. Продолжать активную работу по организации и развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников, тесно сотрудничая с родителями, соблюдая гиги-енические условия организации сюжетно-ролевой игры, способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру и прочее.

4. Провести консультацию для родителей по совместной игре с ребенком дома.

5. Пополнить развивающую среду атрибутами для игр в соответствии с возрастом.

6. Систематически планировать и проводить сюжетно-ролевые игры, в соответствии с программными требованиями, направленные на формирование доброжелатеьных отношений между детьми.

Литература:

1. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 . – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.

2. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений / Г. С. Красницкая, Б. Р. Борщанская, Л. А. Ненашева, Л. Г. Семушкина. – 3-е изд., стереотип.- М.: Академия, 1998-272 с.

9. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г.– М.: Институт Практической Психологии, 1997 – 384 с.

4. Бабаева, Т. И. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка. //Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 4-е издание. [Текст] / Т. И. Бабаева - М., Академия, 2007. – 320 с.