статья "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"
статья

Формирование у подрастающего поколения россиян любви к родному краю, к своему Отечеству – один из самых перспективных путей стабилизации социокультурного развития нашей страны. Именно поэтому высокая духовная сущность русского народа, Исключительную актуальность приобретает вопрос  формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. В этот период активно происходит процесс  становление национального самосознания как части Я – концепции личности, поэтому он является благоприятным для формирования представления детей о национально-духовных идеалах, воспитания любви к родной культуре и истории.использование в педагогических целях наших традиций преданности Отечеству, в том числе и Малой родине – родному краю, сегодня приобретают особое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty_sashenko19.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Статья из опыта работы

"Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"

    Вопрос важности формирования патриотических чувств у дошкольников не вызывает сомнения. В российском обществе идея патриотизма всегда была важна, включая вопросы развития национально-культурной самобытности нации, и выбора путей развития России. Формирование у подрастающего поколения россиян любви к родному краю, к своему Отечеству – один из самых перспективных путей стабилизации социокультурного развития нашей страны. Именно поэтому высокая духовная сущность русского народа, использование в педагогических целях наших традиций преданности Отечеству, в том числе и Малой родине – родному краю, сегодня приобретают особое значение. Нельзя не согласиться с мнением, которое высказывает в этой связи академик Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение, у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней»  Очевидно, что сегодня патриотизм должен стать одной из главных движущих сил прогресса российского общества. В то же время, патриотические чувства не появляются в одночасье. Это итог продолжительного воспитания детей, которое начинается практически с младенческого возраста. М.А. Шолохов говорил об этом так: «Чувство патриотизма надо воспитывать с детского сада. Тогда это чувство войдет глубоко в сознание, и человек будет непоколебим в любых испытаниях, пронесет через всю жизнь преданность Родине».

Исключительную актуальность приобретает вопрос  формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. В этот период активно происходит процесс  становление национального самосознания как части Я – концепции личности, поэтому он является благоприятным для формирования представления детей о национально-духовных идеалах, воспитания любви к родной культуре и истории.

Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой своей малой родины–важный аспект патриотического воспитания, так как в это время существуют благоприятные условия, для развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Для более качественного и успешного  формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе активизации знаний  о своей малой родине, существуют на мой взгляд несколько приоритетных форм работы:

  • экскурсионная работа;
  • непосредственная образовательная деятельность (тематические занятия, построенные с учётом краеведческой специфики);
  • целевые прогулки;
  • развивающие игры;
  • самостоятельная художественно-творческая деятельность детей, ориентированная на воспитание патриотических чувств.

Особенно хотелось бы отметить, что знания, полученные детьми в ходе экскурсий и на тематических занятиях, важно закреплять  в процессе  продуктивной деятельности детей (включая самостоятельное художественное творчество на краеведческие темы).

     Экскурсионная работа с дошкольниками должна включать в себя посещение музеев, выставок, а не при возможности посетить можно использовать виртуальные экскурсии. Посещения музеев, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия – огромный вклад в процесс воспитания любви к родному краю у старших дошкольников.

Родная природа также должна активно использовалась как средство формирования у дошкольников патриотических чувств. Важно постоянно проводить  занятия по ознакомлению с родной природой, направленных на формирование у детей любви к родной природе и стремления заботиться о ней.

В своей работе по формированию патриотический чувств у детей нужно обязательно использовать инновационные педагогические технологии, они  открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Особенно важным направлением социального партнерства детского сада и семьи является проведение совместных мероприятий с участием основных субъектов педагогического процесса (дети-родители-воспитатели). Формы работы здесь разнообразные праздники, досуги, конкурсы, квесты, т.е. совместные (как правило, тематические) мероприятия с участием педагогов, родителей, детей.

 

Используемая литература

  1. Герасимова З., Козачек Н. Родной свой край люби и знай: Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края // Дошкольное воспитание. - 2001. - №12.
  2. Комарова Т., Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2.
  3. Комратова Н. Знакомство с национальной культурой // Дошкольное воспитание. - 2008. - №10.
  4. Лихачев Д.С.   Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. - М.: Детская литература, 1989. 
  5. Мехтиева Н. О приобщении дошкольников к истории России // Дошкольное воспитание. - 1999. - №2.

7.Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М.: Айрис-Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Толерантному, интернациональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной кр...

Презентация проекта по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста : "Имя твое бессмертно". Авторская разработка.

Знакомство детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память тех, кто погиб, защищая наш город....

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...

Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.Актуальность темы:Воспитывать патриотизм ...