Главные вкладки

    Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Ашенкова Наталья Александровна

    Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_2.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

    Актуальность проблемы:

    Использование декоративно – прикладного искусства для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству родного народа.

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,   не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которой дети черпают нравы, обычаи и дух свободы и творчества.

    Основная цель:

    Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с декоративно – прикладным искусством мордовского народа, через потенциал мордовских народных произведений и художественных промыслов.

    Таким образом, патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач:

    • Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям мордовской культуры и истории.
    • Продолжать знакомство  детей с мордовским  декоративно- прикладным искусством.
    • Способствовать развитию интереса к мордовским народным произведениям.
    • Создать условия для активации  творческого мышления детей.
    • Способствовать развитию памяти детей  дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
    • Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
    • Расширять сотрудничество с родителями.
    • Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д. так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

    Я считаю, что воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная и не может решаться успешно без познания духовного богатства своего народа, знакомства с его культурным наследием.

    Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говориться в народе: «с молоком матери» через колыбельные песни, прибаутки, частушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Не последнее место в этом занимают и произведения народного декоративно-прикладного искусства.

    Гипотеза: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

    Предполагаемый результат: системный подходом к изучаемой проблеме, методическая и теоретическая обоснованность  исходных  решений; применение  комплекса взаимодополняющих методов и методик, внедрение  полученных результатов в качестве рекомендаций в педагогическую практику дошкольных учреждений

    Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей.

    Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Поэтому ознакомление дошкольников с мордовским декоративно-прикладным искусством включено в образовательную область «Художественное творчество» примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».

    В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере, что и побудило меня к проведению целенаправленной работы по воспитанию детей на материале мордовского народного искусства.

    Работа по примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» позволяет развивать ребенка в этнокультурной среде. Мордовское декоративно-прикладное искусство является источником формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства мордвы имеют большое значение для подрастающего поколения и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей мордовского этноса.

    Народное искусство должно быть широко включено в различные виды детской деятельности:

    1) оформление интерьера групповой комнаты;

    2)        слушание мордовской народной музыки, сказок, рассматривание
    народного костюма, вышивок;

    3)        развитие детского творчества на основе эталонов образцов
    декоративного искусства - сначала для прямого воспроизведения, а затем для
    творческого осмысления и самостоятельного применения.

    Работая над формированием патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно  – прикладному искусству,  знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством Мордовии, с национальным костюмом.

    Одной из важнейших задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.

    В "центре искусства" подобрала дидактические и развивающие игры; папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей.

    В группе имеются условия для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный (пластин, краски, карандаши и т.д.) и нетрадиционный изобразительный материал для творчества, наличие его разных видов (перья, проволока, фантики и т.д.). Доступен детям различный иллюстрированный материал по темам "Мордовский орнамент", "Гжель", "Дымка" и т.д.  

    Формы работы по ознакомлению с каждым видом народного искусства разные: что позволяет показать разнообразное содержание предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.

    • беседы;
    • интегрированные тематические занятия;
    • рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
    • выставки изделий мордовского  декоративно-прикладного искусства;
    • выставки детских работ;
    • просмотры видеофильмов, слайд-шоу, СD-диски;
    • экскурсии;
    • дидактические игры;
    • моделирование;
    • экспериментирование с различными художественными материалами;
    • развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
    • художественное слово;
    • сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
    • проектная деятельность;
    • создание рукописных книг по декоративно-прикладному искусству.

    Активно использую различные методы и приемы: 

    • игровой метод;
    • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности):
    • метод обследования;
    • наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, таблиц);
    • словесный (беседа, использование художественного слова, указание, пояснения);
    • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов);
    • эвристический (развитие находчивости и активности);
    • проблемно - поисковый (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);
    • метод "подмастерья" (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
    • сотворчество;
    • мотивационный (убеждение, поощрения);
    • жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем находит такой же или одинаковой формы, по цвету, элементу).

    Основными  задачами  моей работы  являются:

    • развивать у детей устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства, вызвать желание не только рассматривать народные узоры, но и научиться воспроизводить их;
    • познакомить с характерными особенностями мордовской вышивки (ритм, цветовые сочетания при выполнении декоративного узора), с деталями национального костюма.

    Основные  принципы работы:

    • тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);
    • интеграция народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами детской деятельности;
    • активное включение детей в различные виды художественно-творческой деятельности;

    -        индивидуальный подход к детям, учет их индивидуальных
    предпочтений;

    -        бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком

    бы виде оно не проявлялось.

    В процессе работы с детьми важно создать такую атмосферу, которая позволяла   бы   детям   чувствовать   себя   свободно,   непринужденно   и естественно,    стимулировать    общение    детей,    их    независимость    и самостоятельность.

    В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по развитию интереса к предметам декоративно-прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ, знакомятся с национальным костюмом.

    Дети искренне радуются, видя яркую красочную одежду на мордовочке. Их веселят различные гремушки (сюлгам, на груди пряжка, на которой сетка из пронизок и медных пуговиц, по бокам звенящие колокольчики). Про национальный костюм так и говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».

    Знакомятся с характерными особенностями одежды мокши и эрьзи. Они узнают о деталях костюма, их предназначении, запоминают сложные названия (сюлгам - нагрудное украшение, пулай - украшение на бедра, панго - головной убор и т. д).

    Закрепляя полученные знания и технические умения, дети, создают самостоятельные композиции узоров, используя различные элементы орнамента.

    Лепка  - лепных изделий (посуды),  помогает детям понимать, как мастера передают пластический образ, обобщенность и простоту формы, лаконичность средств выразительности.

    Также необходимо знакомить детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами - уроженцами Мордовии, с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла.

    Важно познакомить детей с произведениями мордовского скульптора С. Д. Эрьзи. Детям предлагаются доступные их пониманию произведения, в процессе восприятия которых они получают представления о созданных скульптором женских мифологических образах, о материалах, из которых выполнены скульптуры, об их влиянии на характер образа. Это способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное.

    Закрепляю представления детей об иллюстрациях мордовских художников. Дети сравнивают иллюстрации, находят различие в манере исполнения, в средствах выразительности.

    Дети седьмого года жизни знакомятся с произведениями живописи современных мордовских художников.

    Рассматривая картины, они видят неповторимость изображения природы в разное время года у разных художников, красоту родного города, села, жизнь и быт людей.

    Создают сложные узоры мордовской вышивки, как аппликационно, так и в рисовании. Украшаются силуэты мордовской одежды, головные уборы.

    Расширяя кругозор детей, даю им новые знания об изделиях, изготовленных на территории Мордовии, о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

    Знакомя детей с мордовской игрушкой,   показываю образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида прикладного искусства.

    Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения.

    Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. Так как подлинные игрушки в настоящее время представляют большую редкость, можно использовать образцы педагогов изобразительных студий, художников и мастеров, которые выполнены на высоком художественном уровне и приближенны к оригиналу.

    Одним из важнейших педагогических условий в процессе работы с детьми на материале мордовского декоративно-прикладного искусства является активное включение родителей в эту деятельность.

    Стараюсь вовлекать родителей в проведение совместных мероприятий, результат которых радует детей, вызывает у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: "Это мои мама и папа сделали!" или "Это мы вместе смастерили!". Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, городу до любви к родной стране. Информацию по данной теме родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, информационных уголках.

    Использование потенциала семьи  осуществляю путем:

    • участия родителей в выставках семейного творчества;
    • устройства   презентаций   семейных   традиций   и   национальных

    раритетов;

    • проведения совместных прогулок и экскурсий;
    • участия родителей во всех праздниках и развлечениях с
      этнокультурной тематикой.

    Родители - наши самые главные помощники. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие - залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.

    За время работы опыт детей в области декоративно-прикладного искусства обогатился новыми средствами создания художественного образа. Работы детей стали ярче, выразительнее, композиционно более завершенными благодаря умению применять в своих работах характерные элементы мордовской народной вышивки (елочка, крест, галочка).

    Приобщение ребенка к культуре своего народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, желание видеть неповторимость родной культуры, участвовать в ее сохранении и приумножении. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своего народа, но и других народов.

    В заключении еще раз хочется сказать, что в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством мордовского народа дети учатся находить то общее, что объединяет все его виды и то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов; узнают секреты процесса создания изделий. У них формируется чувство уважения к труду мордовских мастеров и гордость за свой народ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

     Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".

    Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...

    Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»

    Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....

    консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

    Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

    Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

    Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»Цель: Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.Актуальность темы:Воспитывать патриотизм ...

    Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству

    Русское декоративно-прикладное искусство и его влияние на развитие творческой активности детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"

    Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....