Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ашенкова Наталья Александровна

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Актуальность проблемы:

Использование декоративно – прикладного искусства для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству родного народа.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,   не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которой дети черпают нравы, обычаи и дух свободы и творчества.

Основная цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с декоративно – прикладным искусством мордовского народа, через потенциал мордовских народных произведений и художественных промыслов.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач:

  • Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям мордовской культуры и истории.
  • Продолжать знакомство  детей с мордовским  декоративно- прикладным искусством.
  • Способствовать развитию интереса к мордовским народным произведениям.
  • Создать условия для активации  творческого мышления детей.
  • Способствовать развитию памяти детей  дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
  • Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
  • Расширять сотрудничество с родителями.
  • Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д. так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Я считаю, что воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная и не может решаться успешно без познания духовного богатства своего народа, знакомства с его культурным наследием.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говориться в народе: «с молоком матери» через колыбельные песни, прибаутки, частушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Не последнее место в этом занимают и произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Предполагаемый результат: системный подходом к изучаемой проблеме, методическая и теоретическая обоснованность  исходных  решений; применение  комплекса взаимодополняющих методов и методик, внедрение  полученных результатов в качестве рекомендаций в педагогическую практику дошкольных учреждений

Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей.

Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Поэтому ознакомление дошкольников с мордовским декоративно-прикладным искусством включено в образовательную область «Художественное творчество» примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере, что и побудило меня к проведению целенаправленной работы по воспитанию детей на материале мордовского народного искусства.

Работа по примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» позволяет развивать ребенка в этнокультурной среде. Мордовское декоративно-прикладное искусство является источником формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства мордвы имеют большое значение для подрастающего поколения и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей мордовского этноса.

Народное искусство должно быть широко включено в различные виды детской деятельности:

1) оформление интерьера групповой комнаты;

2)        слушание мордовской народной музыки, сказок, рассматривание
народного костюма, вышивок;

3)        развитие детского творчества на основе эталонов образцов
декоративного искусства - сначала для прямого воспроизведения, а затем для
творческого осмысления и самостоятельного применения.

Работая над формированием патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно  – прикладному искусству,  знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством Мордовии, с национальным костюмом.

Одной из важнейших задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.

В "центре искусства" подобрала дидактические и развивающие игры; папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей.

В группе имеются условия для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный (пластин, краски, карандаши и т.д.) и нетрадиционный изобразительный материал для творчества, наличие его разных видов (перья, проволока, фантики и т.д.). Доступен детям различный иллюстрированный материал по темам "Мордовский орнамент", "Гжель", "Дымка" и т.д.  

Формы работы по ознакомлению с каждым видом народного искусства разные: что позволяет показать разнообразное содержание предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.

  • беседы;
  • интегрированные тематические занятия;
  • рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • выставки изделий мордовского  декоративно-прикладного искусства;
  • выставки детских работ;
  • просмотры видеофильмов, слайд-шоу, СD-диски;
  • экскурсии;
  • дидактические игры;
  • моделирование;
  • экспериментирование с различными художественными материалами;
  • развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • художественное слово;
  • сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
  • проектная деятельность;
  • создание рукописных книг по декоративно-прикладному искусству.

Активно использую различные методы и приемы: 

  • игровой метод;
  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности):
  • метод обследования;
  • наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, таблиц);
  • словесный (беседа, использование художественного слова, указание, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • проблемно - поисковый (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод "подмастерья" (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • сотворчество;
  • мотивационный (убеждение, поощрения);
  • жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем находит такой же или одинаковой формы, по цвету, элементу).

Основными  задачами  моей работы  являются:

  • развивать у детей устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства, вызвать желание не только рассматривать народные узоры, но и научиться воспроизводить их;
  • познакомить с характерными особенностями мордовской вышивки (ритм, цветовые сочетания при выполнении декоративного узора), с деталями национального костюма.

Основные  принципы работы:

  • тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);
  • интеграция народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами детской деятельности;
  • активное включение детей в различные виды художественно-творческой деятельности;

-        индивидуальный подход к детям, учет их индивидуальных
предпочтений;

-        бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком

бы виде оно не проявлялось.

В процессе работы с детьми важно создать такую атмосферу, которая позволяла   бы   детям   чувствовать   себя   свободно,   непринужденно   и естественно,    стимулировать    общение    детей,    их    независимость    и самостоятельность.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по развитию интереса к предметам декоративно-прикладного искусства, по воспитанию любви и уважения к народным мастерам, гордости за свой народ, знакомятся с национальным костюмом.

Дети искренне радуются, видя яркую красочную одежду на мордовочке. Их веселят различные гремушки (сюлгам, на груди пряжка, на которой сетка из пронизок и медных пуговиц, по бокам звенящие колокольчики). Про национальный костюм так и говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».

Знакомятся с характерными особенностями одежды мокши и эрьзи. Они узнают о деталях костюма, их предназначении, запоминают сложные названия (сюлгам - нагрудное украшение, пулай - украшение на бедра, панго - головной убор и т. д).

Закрепляя полученные знания и технические умения, дети, создают самостоятельные композиции узоров, используя различные элементы орнамента.

Лепка  - лепных изделий (посуды),  помогает детям понимать, как мастера передают пластический образ, обобщенность и простоту формы, лаконичность средств выразительности.

Также необходимо знакомить детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами - уроженцами Мордовии, с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла.

Важно познакомить детей с произведениями мордовского скульптора С. Д. Эрьзи. Детям предлагаются доступные их пониманию произведения, в процессе восприятия которых они получают представления о созданных скульптором женских мифологических образах, о материалах, из которых выполнены скульптуры, об их влиянии на характер образа. Это способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное.

Закрепляю представления детей об иллюстрациях мордовских художников. Дети сравнивают иллюстрации, находят различие в манере исполнения, в средствах выразительности.

Дети седьмого года жизни знакомятся с произведениями живописи современных мордовских художников.

Рассматривая картины, они видят неповторимость изображения природы в разное время года у разных художников, красоту родного города, села, жизнь и быт людей.

Создают сложные узоры мордовской вышивки, как аппликационно, так и в рисовании. Украшаются силуэты мордовской одежды, головные уборы.

Расширяя кругозор детей, даю им новые знания об изделиях, изготовленных на территории Мордовии, о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Знакомя детей с мордовской игрушкой,   показываю образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида прикладного искусства.

Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения.

Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. Так как подлинные игрушки в настоящее время представляют большую редкость, можно использовать образцы педагогов изобразительных студий, художников и мастеров, которые выполнены на высоком художественном уровне и приближенны к оригиналу.

Одним из важнейших педагогических условий в процессе работы с детьми на материале мордовского декоративно-прикладного искусства является активное включение родителей в эту деятельность.

Стараюсь вовлекать родителей в проведение совместных мероприятий, результат которых радует детей, вызывает у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: "Это мои мама и папа сделали!" или "Это мы вместе смастерили!". Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, городу до любви к родной стране. Информацию по данной теме родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, информационных уголках.

Использование потенциала семьи  осуществляю путем:

  • участия родителей в выставках семейного творчества;
  • устройства   презентаций   семейных   традиций   и   национальных

раритетов;

  • проведения совместных прогулок и экскурсий;
  • участия родителей во всех праздниках и развлечениях с
    этнокультурной тематикой.

Родители - наши самые главные помощники. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие - залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.

За время работы опыт детей в области декоративно-прикладного искусства обогатился новыми средствами создания художественного образа. Работы детей стали ярче, выразительнее, композиционно более завершенными благодаря умению применять в своих работах характерные элементы мордовской народной вышивки (елочка, крест, галочка).

Приобщение ребенка к культуре своего народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, желание видеть неповторимость родной культуры, участвовать в ее сохранении и приумножении. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своего народа, но и других народов.

В заключении еще раз хочется сказать, что в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством мордовского народа дети учатся находить то общее, что объединяет все его виды и то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов; узнают секреты процесса создания изделий. У них формируется чувство уважения к труду мордовских мастеров и гордость за свой народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...

Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»

Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....

консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству

Русское декоративно-прикладное искусство и его влияние на развитие творческой активности детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"

Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....

Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...