Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Солодилова Светлана Александровна

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся  представление о культурных и духовных тради­циях людей, издавна живущих на югорской земле. Дети знакомяться с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украшали свою одежду, обувь, предметы быта. В детях воспитывается осознанное отношение к культуре коренных на­родов Западной Сибири.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kh-m.docx52.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Севера (ханты и манси).

    Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами.

    Орнамент как важная часть культуры народа ханты, манси является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрение. Орнамент отличается разнообразием форм сюжетов, строгостью и чёткостью построения. Его можно встретить на изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева и т.д. Орнамент делает вещи красивыми и оригинальными.

   Женщины обско-угорских народов изготовляли предметы быта с орнаментами с большим желанием. Они вкладывали всю свою душу. В орнаменте отвлечённые геометрические формы мастерица наполняет вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: "заячьи ушки", "беличий след", птицы: "крылья чайки", "хвост тетерева"; растения: "берёзовая ветка" и т.д.

На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Женщина работала в зимнее время. На вышивание платья или рубахи женщина затрачивала один или два года. Женщина выполняла орнаментированную женскую шубу 5-6 или более лет.

Бересту заготавливали обычно два раза в год: весной и осенью. Весенняя береста — светлая, а осенняя — тёмного цвета. На бересте тёмного цвета наносили мастерицы орнаменты. Для того чтобы береста была прочной и эластичной, её вываривали в течение нескольких часов. Раньше бересту вываривали в рыбьем бульоне, рыбьем жире, чтобы не пропускала влагу. Из неё изготовляли коробки, туески, где хранили рыбу, ягоды, рыбий жир. В прошлом обско-угорские народы использовали при изготовлении одежды кожу рыб (налима, осетра). Позднее начали использовать ровдугу. Она изготовлялась из оленьей шкуры, которая замачивалась на несколько дней. Шерсть снимали, очищали от мездры и мяли. Из ровдуги шили обувь, рукавицы. Её окрашивали в коричневый и красный цвет отваром лиственницы или черёмухи.

     Из меха шили мужскую и женскую одежду, мешки для хранения одежды, швейных принадлежностей. Орнамент делали из гладкого тёмного и светлого меха оленя.

       Женские платья, халаты мужские рубашки, игольницы, обувь украшали орнаментами. Для орнаментирования изделий использовали плотные и тонкие ткани.

   Мастерицы украшали платья и рубашки вышивкой и аппликацией. Бисером украшали воротники, часть плеча, нагрудные и нашейные украшения, верх женской обуви из кожи.

     Из дерева изготовляли орнаментированные деревянные игрушки, посуду, средства передвижения. Изделия делали из осины, берёзы, лиственницы и т.д.

    Иванов С.В. пишет об орнаменте так: «В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы».

Педагогу необходимо научиться отбирать образцы народного искусства, проверенные художественным вкусом народа, отвечающие задачи дошкольного воспитания, опираясь на дидактический принцип от близкого к далёкому при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа, затем других национальностей, проживающих в данной местности.

Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на

тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".

Программное содержание:

1.  Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле.

2.   Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украшали свою одежду, обувь, предметы быта.

3. Подвести детей к пониманию единения человека с природой.

4. Обогащать словарь детей по теме. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (щучьи, заячьи...).

5.  Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири.

Ход занятия:

1.  Поэт Юван Шесталов говорит: "... Ты человек,

И этим ты можешь гордиться:

Все земные заботы

Лежат у тебя на плечах"...

    Какие заботы у таежных людей? (Ответы детей). Но не только такие заботы одолевают этих людей. У женщин было много работы, но одна из них была особенной. Мы с вами видели одежду, предметы быта. Что вы заметили на них? (Украшения).

    Да, хантыйские и мансийские женщины были настоящими мастерицами. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент. Когда и работали, то пели песни:

"Пусть чуткие, гибкие пальцы

Вышьют искристый и светлый узор.

Чтобы песни, сказки старинные

Достойное место в узоре нашли".

  Пели они тихо-тихо,  как будто зазывали узор, чтобы он не испугался, а прилег как надо.  И орнамент ложился на оленью одежду, И* берестяную посуду, на деревянные ложки...

    Но не только для красоты они расшивали предметы орнаментом. Ханты и манси верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог увидеть. И вот для того, чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот, оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие; на орудия охоты, рыболовства, на посуду, на детские люльки и т.д. Каждый орнамент что-то символизирует.

Давайте рассмотрим орнамент на детской люльке.

 

На что или на кого он похож? Как бы вы назвали его? А ханты называют его "Глухарка сна" Почему?

Потому что считается, что глухарка как бы оберегает малыша от злых духов. Обычно этот орнамент вырезается на дереве или на бересте.

Очень часто можно встретить и такой орнамент.

На что он похож? Называется он "Заячьи ушки".

А этот орнамент "Оленьи рога".

   Обратили ли вы внимание на то, что   эти орнаменты отражают природу?

Ханты и манси были очень любознательные и наблюдательные люди. Все что они видели, отражали в орнаментах. Природа представляется домом, а человек сам по себе не существует, он часть природы, дома. А так как они верят, что у животных, растений есть душа, то, нанося какой-либо орнамент на одежду, например, "заячьи ушки", ханты считают, что он поможет им услышать зверя на охоте.

     При нанесении орнамента женщинами существовали следующие правила:

 -- Женщина должна была сначала нарисовать его на ткани, но при этом карандаш не должен был отрываться от ткани. Поэтому женщины рисовали орнамент безотрывной линией. Считалось, что если женщина прервет линию, то её семью постигнет несчастье.

 -- Орнамент должен был соответствовать типу одежды или предмета.

2. Дидактическая игра "Составь орнамент" или "Нарисуй орнамент с закрытыми глазами".

3. Игра малой подвижности "Найди свой орнамент".

4. Рисование орнамента "Глухарка сна".

5.Итог: Что означает орнамент? Почему орнамент должен был соответствовать типу одежды и предмета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ох, и чудо эти игры».

Конспект НОД, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: создава...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Жизнь в воде и около неё»( основная область познание: формирование целостной картины мира )...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Космическое путешествие»

Применяемая технология: ИКТ, презентация «Космическое путешествие»Цель:  Продолжать знакомить  детей с планетами, с историей освоения космоса и первым космонавтом, воспитывать чувство патрио...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «День Святого Валентина»

Этот конспект занятия поможет донести до детей значимость праздника "День Святого Валентина"....