Роль патриотического воспитания в развитии дошкольников.
консультация

Маркитанова Светлана Александровна

«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А.Н.Толстой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_patrioticheskogo_vospitaniya_v_razvitii_doshkolnikov.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль патриотического воспитания в развитии дошкольников.

          Дошкольникам, особенно  детям  старшего возраста,  доступно чувство любви к своей семье, родному городу,  к  родной  природе,  к  своей  Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

          Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию  нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

          В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую,  продуктивную, трудовую,  художественно - литературное творчество.

Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, а также куклы в национальных платьях: русском и марийском. В уголке имеются  различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами города Мичуринска, книгами об истории и  достопримечательностях родного города, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».

Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми создан макет «Русская изба» с внутренним убранством и макет «Мой город». Получился очень красочный наглядный объемный макет города  с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д.  Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях,  в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

  Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:

  • совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая», «Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
  • участие на праздниках и утренниках (соревнование  «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);
  • участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев,  в акции («День Плюшкина»), в благоустройстве ДОУ;
  • Участие в конкурсе «Любимая подвижная игра», «Сочиняем вместе».

В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?» и родительское собрание «Воспитываем патриотов». Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось  чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

          Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Библиографический список:

1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».

2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».

3. КомратоваН.Г,  Грибова,Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном мире патриотическое воспитание обретает особую актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Применять методы патриотического воститания целесообразно в более ...

Роль физического воспитания в развитии дошкольника

        Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ...

Театрализованные игры, их роль в воспитании и развитии дошкольников.

Театрализованная игра выступает ключевым моментом, в котором воплощаются полученные и опробованные практические умения и творческие   замыслы детей. В этом заключается ценность детской театр...

Презентация "Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешностью ум...

Консультация для родителей «Роль трудового воспитания в развитии дошкольника».

Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание- формирование необходимых для трудовой деятельности нравст...

Роль патриотического воспитания в развитии личности дошкольника

Процесс патриотического воспитания начинается в дошкольном возрасте....

Выступление на конференции "Роль экологического воспитания в развитии дошкольников"

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и к людям как к час...