Как научить старшего дошкольника читать
методическая разработка

Обучение дошкольника чтению – непростой и длительный процесс, который требует от родителей терпения и изрядной доли креативности. Некоторые дети не проявляют интереса в обучении этому навыку. С чего лучше начать и как грамотно организовать процесс?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_doshkolnika_chitat.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить старшего дошкольника читать

Обучение дошкольника чтению – непростой и длительный процесс, который требует от родителей терпения и изрядной доли креативности. Некоторые дети не проявляют интереса в обучении этому навыку. Поэтому чтобы увлечь ребёнка, часто появляется необходимость прибегать к различным вариантам занятий. С чего лучше начать и как грамотно организовать процесс?

Прежде чем начать обучать ребёнка чтению, важно определить уровень его интеллектуального развития, обратить внимание на эмоциональную и психическую зрелость. По этим критерием можно понять, насколько дошкольник готов к освоению грамоты. Ведь задача родителей не только научить читать, но и добиться того, чтобы малыш понимал смысл прочитанного. Перед началом занятий убедитесь, что:

словарный запас ребёнка соответствует нормам по возрасту;

он умеет грамотно составлять предложения, оформлять свои мысли при разговоре; у малыша нет явных проблем с воспроизведением звуков; будущий первоклассник хорошо ориентируется в пространстве, знает понятия «праволево», «верх-низ».

Когда ребёнок будет готов, можно приступать к обучению. Важно, чтобы занятия были регулярными. При этом длительность урока на первых порах не должна превышать 10-15 минут. Постепенно это время может увеличиться до получаса. Чтобы будущему первокласснику было интересно, старайтесь давать задания в игровой форме и ни в коем случае не заставляйте непоседу заниматься, если он не в настроении.

С чего начать

  • Учим звуки

Начинать изучать звуки рекомендуется с гласных: о, а, у, ы. Сначала покажите ребёнку написанную букву. Произнесите долгий звук, например: «а-а-а-а». Предложите малышу повторить за вами. Вместе вспомните слова, которые начинаются с этого звука.

Потренируйтесь в написании буквы. Обратите внимание ребёнка на то, что звуки – это то, что мы слышим и говорим, а буквы – пишем и видим. Поищите знакомую букву в словах, пусть малыш покажет её пальчиком. Подскажите, что эти звуки можно спеть, и они называются гласными.

Затем приступайте к изучению твёрдых согласных: л, м, н, р. Заранее расскажите малышу, что из-за того, что согласных букв достаточно много, они решили жить в разных городах: в «городе звонких согласных» и «городе глухих согласных». При изучении каждого нового звука обращайте внимание, к какой группе он относится.

Показывая ребёнку буквы, чётко произносите соответствующие звуки. Например, не «эл», а «л», не «мэ», а «м». Этот момент очень важен, иначе в дальнейшем при соединении звуков в слоги у малыша возникнут большие трудности. Вместо «мама» дошкольник начнёт читать «мэамэа», и переучить ребёнка будет непросто. После знакомства с твёрдыми звонкими согласными можно переходить на изучение глухих и шипящих звуков.

Каждое следующее занятие лучше начинать с повторения предыдущего. В конце урока обязательно закрепляйте пройденный материал.

Учимся читать слоги

После изучения части несложных звуков, можно начинать осваивать слоги. Предложите ребёнку поиграть в машиниста и нарисуйте дорожку от одной буквы к другой. Например, «м» очень хочет встретиться с «а». Чтобы звуки поскорей увиделись, паровозику нужно ехать очень быстро, поэтому читать нужно слитно, а не раздельно.

Обратите внимание малыша на то, что согласные с разными гласными читаются неодинаково. Например, НО-НА-НУ-НЫ-НЭ произносятся твёрдо, а НЕ-НЯ-НЮ-НИ-НЁ – мягко. Для более лёгкого запоминания пропойте слоги в виде песенок и сравните их. Можно сказать, что первую мелодию спел большой слон, а вторую – маленький слонёнок. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов вместе с ребёнком. Любые ошибки исправляйте сразу.

Прежде чем приступать к чтению слов, сформируйте у малыша чёткое понимание того, как звуки соединяются в слоги. Начинайте с несложных сочетаний, таких как ло, на, ру, сэ, постепенно усложняя задание и переходя к слогам, которые начинаются с гласных, например, ел, ом, ун, ар.

Складываем слоги в слова

Как только чтение слогов доведено до автоматизма, пробуйте соединять их в слова. Начните с тех, у которых слоги повторяются: «ма-ма», «па-па», «ля-ля». Затем соединяйте различные слоги: «ра-ма», «мы-ло», «но-га». Можно начать читать слова, состоящие из трёх букв. Подбирайте те, что начинаются с простого слога и заканчиваются одной буквой: «ко-т», «мел», «но-с», «ле-с» и т.д.

Важно, чтобы на этапе прочтения слова, ребёнок понимал, что оно обозначает. Чтобы слово приобретало для малыша смысл, а не было просто набором букв, после прочтения спросите у ребёнка, что обозначает это слово.

Читаем предложения

Когда ребёнок научится читать и понимать смысл слов, переходите к прочтению простых коротких предложений. На этом этапе пора познакомить малыша со знаками препинания. По ним юный читатель будет ориентироваться, где кончается предложение. Важно сосредоточиться на том, чтобы ребёнок не забывал предыдущие прочитанные слова.

Поэтому начните с коротких фраз, например, «Маша спит», «Папа идёт на работу». Вдумчивое и осознанное чтение по слогам важнее, чем беглое и необдуманное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить дошкольника читать

Чтение — это двигатель познания жизни, без него она лишается чего-то очень важного, тускнеет, мертвеет и наполняется пустотой. Книга, особенно умная и добрая, добавляет оптимизма и учит размышлять, из...

Чему должны научиться старшие дошкольники 5-6 лет к концу учебного года.

Чему должны научиться старшие дошкольники5-6 летк концу учебного года...

Чему должны научиться старшие дошкольники 5-6 лет к концу учебного года

Чему должны научиться старшие дошкольники 5-6 лет к концу учебного года...

Чему должны научиться старшие дошкольники 5-6 лет к концу учебного года

Основные направления развития детей и образовательные области...

Как научить старшего дошкольника правилам дорожного движения

Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо начинать еще в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осозна...