Проект "Умелые пальчики"
проект (старшая группа)

Ушакова Наталья Константиновна

Проект «Умелые пальчики»

 

Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание»,через интеграцию образовательных областей«Социализация»«Безопас-ность»«Коммуникация»«Чтение художественной литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu_v_starshey_gruppe.35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениие детский сад 143 “Золотая рыбка”

Проект «Умелые пальчики. Развитие мелкой моторики в старшей группе»

Выполнила: Ушакова Наталья Константиновна

Улан Удэ 2020г

Проект «Умелые пальчики»

Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание»,через интеграцию образовательных областей«Социализация»«Безопас-ность»«Коммуникация»«Чтение художественной литературы».

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»«Концепцией по дошкольному воспитанию»,основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Проект «Умелые пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально –у нас все под рукой: пуговицы,, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания,совершенствовать умение детей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Паспорт проекта

Наименование проекта :

«Умелые пальчики»

Тип:

Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Количество воспитанников: 14

Форма представления: слайдовая презентация

Цель и задачи:

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

• Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

• Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

• обеспечивать эмоциональное благополучие.

• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

• Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

• Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.

• Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

• Развивать творчество и креативность участников проекта.

• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Исполнители проекта :

Дети, Воспитатель, Родители

Сроки:

• Проект рассчитан на 4 месяца (сентябрь-декабрь) и включает следующие этапы

Этапы реализации:

IПодготовительный этап :

изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;

• Составление картотеки игр для развития мелкой моторики

• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2 Диагностический этап:

А) Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О. В., Коробова Н. Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)

Задачи

Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности;

Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.

определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;

Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 20% воспитанников, 64% имели средний уровень, и 16%низкий.

Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме

3 Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей).

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторикирук детей дошкольного возраста:

Работа с детьми по всем образовательным областям:

o в процессе НОД (продуктивной деятельности);

o индивидуальной работе;

o на прогулке;

o утренней гимнастике;

o самообслуживание;

o использование нетрадиционных приемов

• Совместная деятельность с родителями.

3 Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Организация работы по проекту:

мероприятие цель сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

сентябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки Распределить игры по лексическим темам сентябрь

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год Разработать практические мероприятия на период проекта. сентябрь

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. сентябрь

Анкетирование родителей. Выявление компетентности родителей по данной проблеме. 3 неделя сентября

Обследование детей. Выявление уровня развития мелкой моторики. 1-2 недели сентября

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности. В течение всего срока обучения

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины»«Узоры на подносе» и т. д. Приобщение к изобразительному искусству. В течение всего срока обучения

Использование методов Суджок Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник. В течение всего срока обучения

Изучение пальчиковых игр Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения. В течение всего срока обучения

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование детей). Декабрь

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. В течение всего срока обучения

Привлечение родителей к участию в реализации проекта. В течение четырёх месяцев

Перспективный план

Виды деятельности Содержание работы с детьми

Социально -коммуникативное развитие Конструирование: Коллективная работа «Осенние веточки»,

техника оригами, «Корзинка для овощей»«Лес, ягоды, грибы»

«Фрукты»  (конструирование из использованного материала:

игрушки из поролона). «Одежда»«Северный олень»«Чашечка»,

«Тюльпан»«Птицы мира и надежд»«Кошка»«Заяц»,

«Изготовление новогодних игрушек», заучивание потешек

сопровождающих пальчиковые игры коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками

и взрослыми.

«Пять веселых поросят»«Семья»«Капуста»«Дружба» и т. д

Сюжетно-ролевая игра

«Нефтяник»«Электромонтёр»«Столяр-плотник»,

Познавательное развитие д/ игры: серия игр с прищепками «Математические часы»,

«Чей хвост?»«Кто что ест?»,

«Путешествие пальцев»«Ножницы»«Найди сюрприз»,

«Разноцветные прищепки»Экспериментальная деятельность:

Познание свойств: предметов быта, природного материала

(орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага).

-Д/и «Чудесный мешочек»,

«Лото»«Нарядные бусы» и т. д.

ООД «Путешествие в подводный мир»

Речевое развитие

Пальчиковые игры: «Домик»«Очки»«Лодочка»«Цепочка»,

«Шарики»«Флажок»«Ведро»«Пила»«Стул»«Стол»,

«Шарик»«Лодочка»«Пароход»«Ёлка»«Корзиночка»«Колокольчик»

«Кошка»«Зайчик в норке»«Зайка и барабан»,

«Зайка и зеркало»«Птенчики в гнезде»«Птичка»«Жук»,

«Краб»«Волк и лиса»«Крылатый, мохнатый да масляный»,

«Тучкины штучки»

Игры с песком«Здравствуй, песок!»«Песочный дождик»,

Песочный ветер» (дыхательное)

«Необыкновенные следы»«Узоры на песке»«Мы создаем мир»,

«Секретные задания кротов»,

«Песочные прятки»

Художественно эстетическое развитие

Рисование«Деревья осенью»«Овощи»«Фрукты»«Грибочки»«Дом моделей»«Мы сапожки одеваем, мы по лужицам шагаем», «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа, «Роспись посуды» (Гжель, «Мамин портрет»«Зимующие птицы»«Моё любимое домашнее животное»«Животные зимнего леса»«Новогодняя открытка», выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины»«Узоры на подносе» и т. д.

Аппликация«Осенний наряд деревьев»«Фрукты в вазе»«Украсим одежду»«Петрушка – весёлая игрушка»«Зимующие птицы»«Забавный лось».

Лепка«Овощи»«Грибочки для ежика»«Чудо-валенки»«Декоративная посуда»«Котёнок»«Новогодние шары».

Физическое развитие Упражнения с массажным мячом Су-Джок.

«Будь здоров!» Упражнения с массажным средним мячом

«Игра с ёжиком» Комплекс «Разминка» с малыми мячами

Подвижные игры: Горелки с платочком», «Ладушки»;

Малоподвижные игры«Давайте вместе с нами»«Жили-были зайчики».

«Здравствуй, друг!» «Дом»«Овощи и фрукты».

Работа с родителями Анкетирование родителей на тему«Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Беседы«Развиваем мелкую моторику»«100 игр для развития мелкой моторики»«Рекомендации для развития моторики рук»,

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Изготовление варежкового театра

Консультация «Рисуем на манке»

День открытых дверей. Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр

Предполагаемые результаты реализации проекта: Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами трудовой деятельности.

Умение создавать художественный образ своего изделия.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Овладение нормами этики поведения.

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи.

Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития.

Результативность: Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 36%воспитанникорв, средний уровень у 60% детей, низкий – у 4%.

• Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания

• Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности

Результаты, полученные в ходе эксперимента,помогли решить и ряд других задач:

• Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

• Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

• Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.

• Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

• Разучены с детьми пальчиковые игры

• Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Вывод:

Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Информационные ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru

Методическое обеспечение:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.

3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.

4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук---СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...