Обеспечение условий комфортной адаптации детей раннего возраста в ДОУ
методическая разработка

Кочнева Дарья Александровна

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих в ДОУ с группами раннего возраста. В ней представлены особенности течения адаптации у воспитанников ясельных групп. Рассмотрены условия и методы работы воспитателя, которые способствуют легкому и быстрому преодолению периода привыкания детей к новым условиям в дошкольно-образовательном учреждении. А также представлены примеры игр, анкет и карт для воспитдля фиксации и дальнейшего анализа развития ребенка в период адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №140 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка

"Обеспечение условий комфортной адаптации детей раннего возраста в ДОУ"

Воспитатель

Кочнева Дарья Александровна

г. Санкт-Петербург


 Содержание

  •  Введение. Цель и задачи……………………………………………………………3
  •  Особенности протекания адаптационного периода у детей раннего возраста….4                                              
  •  Работа педагога для организации успешного преодоления адаптации………….5
  •  Заключение……………….………………….…..…..…..………..………..………..7
  •  Приложение №1 (Анкета-знакомство)…………………………..………………...8
  •  Приложение №2 (Адаптационные игры)………………………..………………...9
  •  Приложение №3 (Лист адаптации)……………………………………………….13
  •  Приложение №4 (Мониторинговая карта).….…………………..……………….14                                                                                                                                    
  •  Список используемой литературы………………………………………………..16                                                                                                                                                                  

Введение

Данная разработка предполагает практическое применение воспитателями ясельных групп, а также подойдет для изучения родителями при поступлении юных воспитанников в дошкольные образовательные учреждения.

В жизни многих родителей наступает момент, когда они вынуждены отдавать свое любимое чадо в детский сад: пришла пора выходить на работу или учебу, появился новый член семьи и маме стало сложнее справляться с большим объемом домашних дел и другие немаловажные причины. Но, возможно, взрослые идут на этот шаг осознанно, понимая — ребенку необходимо социализироваться, готовясь к новой жизни не только в пределах семьи. Что же кроется под этим термином “социализация”, и как сделать так, чтобы этот процесс протекал успешно, ведь перед тем как начать погружаться в него нужно будет преодолеть период адаптации? Разнообразные знания, умения и навыки, которые можно привить и развить в маленьком человеке, в будущем станут хорошим фундаментом для понимания окружающего мира и того, как с ним взаимодействовать. Умение общаться со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли, договариваться, делиться, меняться, дружить, играть, ссориться и мириться. Все это и многое другое ждет ребенка при поступлении в детский сад, где он будет проживать какое-то время среди ровесников под чутким наблюдением и направлением взрослых людей — его воспитателей.

Крайне важно влиться в новый коллектив как можно более безболезненно для малыша и его родителей. Причем в первую очередь это касается мамы и папы, ведь от их восприятия, переживаний и эмоций зависит то, как быстро ребенок примет изменения в своем образе жизни и сможет спокойно и с удовольствием проводить время в группе среди чужих людей.

Попробуем разобраться , что же нужно для того, чтобы процесс адаптации прошел для всех как можно легче.

Цель данной разработки состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные методы для облегчения и сокращения периода адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

        - изучить теоретические основы адаптации детей раннего возраста;

        - выявить методы для успешного прохождения детьми периода адаптации;

        - найти подход к каждому новому воспитаннику через игру, доверительное общение;

        - проработать с родителями вопросы по совместной деятельности для оптимизации процесса адаптационного периода.


Особенности протекания адаптационного периода

    у детей раннего возраста

Адаптация – это вхождение в новую среду и приспособление к ее правилам и условиям. Сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка: резкие перепады настроения, замкнутость, агрессия, потеря аппетита, расстройство сна.

Рассматривая это понятие глубже, можно опереться на данные ученых, которые выявили три фазы:

  1.  Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть, все негативные проявления уменьшаются и отмечаются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами.

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется             убыстрением темпа развития, в результате которого дети, к концу учебного года,

преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают раскрываться и вести себя спокойнее.

В свою очередь, острая фаза подразделяется на три варианта:

 
• легкая адаптация – эмоциональное состояние ребенка улучшается в
течение одной-трех недель;

• адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение одного-полутора месяцев;

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

Отсюда следует вывод, что в проведении любого воспитательного процесса в стенах ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение к окружающим людям и вещам, развивая умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и, тем самым, ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. Но при этом, если не проводить разъяснительные беседы с родителями, не рассказывать и не показывать им, как проходит день в группе, не объяснять чем они могут помочь своим малышам, любые усилия со стороны воспитателя могут быть бесполезны. Ведь период адаптации касается не только детей, но и их родителей. В данной ситуации очень важно, чтобы все были эмоционально спокойны и доверяли педагогическим работникам.


Работа педагога для организации успешного преодоления адаптации

Для того, чтобы свести к минимуму время привыкания малыша к новому месту и людям, а также избежать или смягчить нежелательные реакции, нужно в первую встречу с родителями выяснить как можно больше об их ребенке:

  •  интересы
  • увлечения
  • физическое здоровье (наличие аллергических реакций, склонность к простудным заболеваниям и прочее).
  • узнать есть ли в семье другие дети и взрослые, и как они взаимодействуют друг с другом.
  • какой у ребенка режим дня в течение недели. И другие немаловажные подробности.

Возможно провести подобный опрос через анкетирование (приложение № 1) для фиксации важной информации, но это не отменяет и не заменяет личной беседы, поскольку в это время происходит знакомство педагога не только с ребенком и его родителями, но и последние имеют возможность составить свое мнение о воспитателе, задать волнующие вопросы, заручиться поддержкой. Устанавливается контакт, а в лучшем случае доверительные отношения между взрослыми людьми. Можно сказать, что начало успешной и легкой адаптации положено, так как спокойная мама — это залог спокойствия ребенка, пусть даже и не с первых дней.

Во вторую, не менее важную очередь, нужно познакомиться с самим малышом. Наилучшим вариантом будет, если первая встреча будет происходить при, хотя бы, одном родителе.

- Пообщаться с ребенком, пригласив всю семью в группу.

- Показать имеющиеся игрушки, предложить поиграть, пока идет беседа с мамой/папой                        

- Понаблюдать за действиями малыша, за его поведением.

- Поинтересоваться, а какие у него любимые игрушки?

Таким образом, при первом знакомстве у ребенка и его родителей остаются приятные и теплые впечатления. В следующий раз малыш уже будет знать кто и что его ждет, и, возможно, не побоится придти снова. А родители успеют составить небольшое мнение о педагогическом коллективе, который будет проживать с их ребенком день за днем и  иметь представление об окружающей обстановке.


И вот дети начинают ходить в детский сад, оставаясь на некоторое время без родителей, один на один с воспитателем. За это время нужно познакомиться с каждым поближе: наблюдая, разговаривая, играя.

О каждом ребенке нужно собрать как можно больше информации. Для этого педагог может использовать адаптационные листы и мониторинговых карты.

В период адаптации, пока еще нет занятий, взрослые и дети привыкают друг к другу, изучают, узнают. И лучший способ это делать через игру, подбирая материалы в зависимости от контактности и интересов ребенка. Список адаптационых игр огромен, а значит всегда можно подобрать наиболее подходящую к ситуации (примеры в приложении № 2).

Вовлекая малышей в коллективные игры, воспитатель наблюдает за их поведением, взаимодействием. Помогает решать спорные ситуации, объяснет, что игрушки не нужно отнимать —  ими можно делиться, меняться, просто давать поиграть на время. Учит играть вместе, показывает новые способы использования уже знакомымых пердметов.

Если же кто-то из малышей никак не хочет присоединиться к коллективу, надо дать ему время. Ни в коем случае не заставлять насильно играть, есть, спать — это может только ухудшить настроение и подломить доверие. Пусть он немного поиграет отдельно, посидит, для педагога отличная возможность наблюдения, а для  ребенка время освоиться и принять определенные правила. Вскоре он и сам вольется в общую игру. Но нельзя и оставлять его наедине с собой. Воспитатель должен уметь ненавязчиво уделять малышу внимание, не вызывая агрессии или отторжения.

Нельзя не отметить и важность тактильного общения с детьми в первые дни их пребывания в детском саду. Если подобные действия (взять на руки, обнять, погладить по голове, взять за ручку) не вызывают у ребенка негативных эмоций, а даже наоборот, то этим стоит пользоваться, не обделяя вниманием и остальных малышей.

Также надо не забывать про взаимодействие педагога с родителями на протяжении всего времени пребывания детей в образовательном учреждении, особенно в период адаптации. Создание группы в любой социальной сети, куда в последущем будут выкладываться фотографии и видео ролики с детьми, снимут значительное количество вопросов, эмоционального напряжения и переживаний со стороны родителей. Например, как проходит завтрак, прогулка, игры, танцы и прочая полезная информация о жизни группы. Мамы более спокойны в течение дня, так как практически онлайн могут наблюдать за состоянием и настроением своего ребенка, а также за тем, как проходит день в целом. И, дополнительно, нарабатывается уважительно-доверительные отношения между родителями и педагогическим составом.


Подобные материалы очень благодарно воспринимаются мамами и папами и, соответственно, их личный настрой оказывает большое влияние на отношение ребенка к детскому саду, а значит и процес адаптации будет протекать легче и быстрее.

Стоит привлекать родителей к участию в жизни группы. Например, проводить конкурсы, оформлять помещение, в котором находятся дети, создавать рабочие материалы для игр и прочее. Активное участие родителей — это еще один аспект, который помогает легкому и комфортному течению адаптации.

Заключение

Детский сад — это огромный новый мир для маленького человека, в котором он не сможет обойтись без помощи и планомерного сотрудничества педагогов и родителей. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения. 

Чтобы проанализировать насколько примененные методы эффективны и помогли детям пройти период адаптации без сильных стрессов, нужно провести и
сравнительный анализ результатов тех диагностических карт и листов (приложение № 3 и № 4), которые воспитатели вели в течение первого полугодия. По итогу, эффективные методики и разработки берутся для дальнейшего применения, а в остальные материалы вносятся изменения, учитывая все выявленные нюансы.

Приложение № 1

Анкета-знакомство

ФИО ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________

Домашний адрес__________________________________________________________

ФИО мамы________________________________________________________________

Мобильный телефон________________________________________________________

ФИО папы________________________________________________________________

Мобильный телефон________________________________________________________

Есть ли братья, сестры______________________________________________________

С кем еще проживает ребенок________________________________________________

Каковы взаимотношения____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Члены семьи, не живущие рядом, но принимающие активное участие в воспитании

__________________________________________________________________________

Часто ли болеет____________________________________________________________

Есть ли хронические заболевания_____________________________________________

Есть ли аллергия на продукты питания________________________________________

Как вы проводите свободное время___________________________________________

__________________________________________________________________________

Любимые занятия__________________________________________________________

Во сколько встает и в каком настроении________________________________________

Спит ли днем и легко ли укладывается_________________________________________

__________________________________________________________________________

Как взаимодействует с другими детьми________________________________________

__________________________________________________________________________

Ваши личные пожелания, замечания__________________________________________

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Приложение № 2

Адаптационные игры

№ 1

„Иди ко мне“

Правила

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: “Иди ко мне, мой хороший!”. Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: “Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!”

Игра повторяется.

№ 2

„Солнышко и дождик“

Правила

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в “окошко” (отверстие в спинки стула). Воспитатель говорит: “На небе солнышко! Можно идти гулять”. Дети бегают по всей площадке. По сигналу: “Дождик! Скорей домой!” - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда “идет дождик” - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда “светит солнышко” - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.

№ 3

Расскажи стихи руками

Правила

Мишка

Мишка, мишка косолапый, (идут переваливаясь)

Мишка по лесу идет,

мишка хочет сладких ягод (погладить себя по животу)

Да никак их не найдет. (развести руки в стороны)

Вдруг увидел много ягод и тихонько зарычал.

Подошли к мишутке детки, (помаршировать)

Мишка громко зарыдал. (кулачками потереть глаза).

Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумываются вместе с детьми.

№ 4

Собираем игрушки

Правила

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока вы складываете игрушки напевайте что-нибудь вроде: “Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем”. Или:

А теперь за дело дружно,     Динь-ля-ля, динь-ля-ля!

Убирать игрушки нужно!     Кушать (гулять, спать) нам уже пора!

Мигом мы взялись за дело-  Все машины ждут,

И работа закипела!                Куклы, мишки ждут,

Когда к ним придут               И на место уберут.

№ 5

„Дождь“

Правила

Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с группой детей. Дети встают или садятся друг за другом  “Паровозиком” и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам

(хлопаем ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек, нынче праздник у лягушек

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

(поглаживание спины ладошками)

Ловит рыбу нам на ужин.

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

№ 6

„Хоровод“

Правила

Воспитатель держит детей за руки и ходит по кругу, приговаривая:

„Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружи, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!“  При произнесении последней фразы все падают на пол.

№ 7

„Добрые эльфы“

Правила

Взрослый рассказывает сказку: когда-то давно люди не умели спать и очень уставали. Тогда эльфы решили им помочь: они стали прилетать ночью и нежно их гладили, успокаивали и посылали им добрые сны. Дети делятся на две группы. Одна - эльфы. Другая - люди. Люди лежат на коврике, а эльфы их гладят и убаюкивают. Затем дети меняются ролями.

№ 8

„Найди игрушку“

Правила

Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:

Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке). Затем сложнее: Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати.

После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)

Позже можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения (моет посуду), или ее действия (лежит тихо, закрыв глаза) и т. д.

Освоив группу можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и с его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет и т. д.), знакомиться с людьми, работающими там.

Приложение № 3

             Адаптационный лист

Ф.И.О. ребенка_________________________________________________________Дата рождения___________ Возраст на момент поступления в ДОУ___________Группа здоровья_______________Особые отметки____________________

________________________________________________________________________________________________________

Дни посещений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Показатели адаптации

Аппетит

+   -  ?                          

Сон

+   -  ?

Эмоциональный фон

+   -  ?                          

Взаимодействие со сверстниками

+   -  ?                          

Взаимодействие со взрослыми

+   -  ?                          

Познавательно-игровая деятельность

+   -  ?                          

Стул

+   -  ?                          

Расшифровка

+ хороший       - отрицательно-негативный             ? нестабильный

Анализ

Приложение № 4

Индивидуальная мониторинговая карта развития ребенка

ФИО ______________________________________________

Дата начала заполнения _____________________________

Дата окончания заполнения __________________________

Оценка в баллах

Показатели развития

Первый месяц посещений

Конец первого полугодия

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Социально-коммуникативное развитие

Общителен, доброжелателен к другим детям

Общителен, доброжелателен ко взрослым

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку

Бережно относится к растениям, игрушкам

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза,
чтобы удержать внимание взрослого или другого
ребенка, ожидает похвалы

Не плачет при уходе мамы, при обиде

Отказывается от общения с незнакомыми людьми

Послушен, не злится при ограничении движений

Не упрямится, не настаивает на своем

Не кричит, не капризничает при выполнении просьб взрослого

Самостоятельно одевается (с небольшой помощью взрослого)

Частично раздевается

При умывании трет ладони, лицо

Пользуется носовым платком (при напоминании)

Прикрывает рот при кашле, чихании (при напоминании)

Вытирается полотенцем с помощью взрослого

Ест аккуратно, не обливаясь

Знает место одежды, игрушек

Охотно принимает участие в играх

Играет с другими детьми

Самостоятельно играет с игрушками

Речевое развитие

Понимание речи

Выполняет короткие поручения (принеси, возьми, отнеси, положи)

Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки) и тела (руки, ноги, живот)

Речь

Составляет предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми

Начинает употреблять прилагательные иместоимения, предлоги, наречия

Называет предметы на картинках по просьбе
Взрослого, самостоятельно

Задает вопросы

Говорит «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»

Познавательное развитие

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, мягкий, холодный, теплый, легкий)

Собирает пирамидку и подобные пазлы

Различает предметы по форме, цвету

Подражает действиям взрослого

Использует в игре предметы-заместители

Выполняет несколько действий с игрушкой (кормит/укладывает/катает)

Художественно-эстетическое развитие

Ориентируется в цветах, может подобрать по образцу

Может нарисовать простые формы и линии

Сооружает из кубиков дом, забор, стул, дорожку (по образцу, по просьбе взрослого, самостоятельно)

Эмоционально заинтересован музыкой, пением

Физическое развитие

Поднимается и спускается по лестнице

Бросает мяч в горизонтальную цель

Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу

Подпрыгивает

Прыгает двумя ногами сразу

Меняет темп: ходьбу на бег

Не сталкивается с другими детьми при беге

Оценивать результат наблюдений по пяти балльной шкале


Список использованной литературы

1. Афонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. / Ю. А. Афонькина – М.: "АРКТИ", 2019.-80 с.

2. Белкина, JI. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Л. В. Белкина. - Воронеж: «Учитель», 2006 - 236 с.

3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад Пособие для воспитателей дет. сада Под ред. Л. И. Каплан. / Н. Д. Ватутина — М.: «Просвещение», 1983.—80 с, ил.

4. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Управление процессом, диагностика, рекомендации. ФГОС ДО 2-е издание, переработанное / Н. В. Соколовская — Волгоград: «Учитель», 2011.-188 с.

5. Интернет ресурсы: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11292/2/10Synova.pdf

                                           https://urok.1sept.ru/articles/622768 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...

Презентация в рамках стажировочной площадки Организация игровых занятий - как формы комфортной адаптации детей раннего возраста к ДОУ Подготовил воспитатель МБДОУ ДСКВ №7 с. Кухаривка Авдеева Н.А 2015г

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация н...

Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...