Конспект занятия «Мы все такие разные»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Царева М.Н.

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих приобщению детей к социокультурным нормам, развитие коммуникативных навыков, чувства толерантности к сверстникам и ко всем окружающим людям, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6г. Шебекино

Конспект занятия

 «Мы все такие разные»

для детей подготовительной группы

Подготовила

 педагог-психолог

 Царева М.Н.

2020г

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих приобщению детей к социокультурным нормам, развитие коммуникативных навыков, чувства толерантности к сверстникам и ко всем окружающим людям, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.

Задачи:

- учить находить сходства и различия во внешних признаках людей;

- развивать осознание ребенком своего места в обществе, своей неповторимости;

- формировать умение чувствовать радость от своего имени, понимать, что оно указывает на половую принадлежность, индивидуальность;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональную отзывчивость;

- развивать речь как средство общения, научить выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов.

Ход занятия:

Педагог заходит в группу и говорит: «Здравствуйте ребята, я к вам пришла в гости, но не одна, а с моим другом  Капитошкой (мяч, он веселый и добрый, поэтому любит ходить в гости и знакомится (играть) с новыми детьми. Сейчас он будет с вами знакомиться, он будет прыгать из рук в руки, и тот в чьи руки он прыгнет, произнесет свое имя, попробуем? Дети играют в игру «Назови свое имя».

Педагог-психолог: - Ребята, а Капитошка шепнул мне, что ему очень понравились ваши красивые разные имена. А представьте, что было бы, если бы у нас было одно имя на всех? Дети рассуждают, предполагают, что если бы у них были одинаковые имена, то все просто бы путались.

Педагог-психолог: Вы все правильно говорите, если бы у нас у всех было бы одно имя, то мы просто бы путались: к кому обращаться, кого позвали? Как все-таки здорово, что у нас разные неповторимые имена! Ребята, Капитошка хочет заглянуть в ваши глазки. А вы как думаете? Зачем ему это надо? Посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза, и Капитошка вместе с вами посмотрит, может там, вы найдете подсказку. Что вы там увидели? Дети смотрят друг другу в глаза и обнаруживают, что цвет глаз у всех разный.

Педагог- психолог: Какие красивые ваши глазки, такие выразительные, такие неповторимые и голубые, и зеленые, и карие. И это еще раз подчеркивает, что мы с вами разные и неповторимые, и, таких, на свете, как вы больше нет. Как все-таки здорово, что все мы разные и у нас такие разные красивые и неповторимые глаза!

Педагог- психолог: Ребята, а Капитошка мне сказал, что он хочет с вами поиграть. Он придумал очень интересную новую игру, я буду говорить фразу, если вы с ней согласны, то вам нужно будет похлопать в ладоши. Если вы готовы играть - улыбнитесь мне. Слушайте внимательно:

- кто чистит зубы по утрам;

- кто любит кататься на санках;

- у кого есть домашнее животное;

- кто из вас жадный;

- кто из вас злой;

- кто добрый;

- кто любит смотреть мультфильмы.

Педагог- психолог: Я вижу, что вы очень дружные и внимательные. Хочу вам сказать, что в жизни у каждого из нас есть право выбора, сделать добро или зло. Если, мы выбираем зло, то должны расплачиваться болью и страданиями (показываю пиктограммы лиц с изображением горя и печали). Если выбираем добро, то все получается легко и быстро (показываю пиктограмму с изображением веселого лица). А бывает в жизни так, что мы не выбираем ни добро, ни зло? Стоим между ними посередине? Я сейчас вам предложу ситуации, а вы попытайтесь их себе представить и выберите то выражение лица, которое покажет мне ваше настроение.

- Вы радуетесь, что рисунок у вас получился, а у Васи, который безобразничал весь день, нет. Какую эмоцию вы будете испытывать?

- Вы обиделись на маму за то, что она не выполнила своего обещания, и перестали с ней разговаривать.

- Вы ябедничаете воспитательнице на «плохих» детей.

-Вы подрались с кем-то из группы потому, что он обижал малышей на прогулке.

Дети играют в игру, рассуждают, проговаривают свои эмоции.

Педагог- психолог: А теперь выбранные вами смайлики по очереди складывайте и в «Коробочку добрых дел», но при этом расскажите, что хорошего вы сегодня сделали.

Молодцы, что так много добрых поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу. Но, к сожалению, иногда дети совершают и не очень хорошие поступки. Когда вы плохо поступаете, какое у вас настроение? Вы плачете, обижаетесь, вам стыдно и настроение очень-очень печальное, как вот эти черные кляксы. Возьмите эти кляксы, помните и выбросите их в этот «Мешок плохих поступков», чтобы они к вам больше не возвращались. Ребята, когда я пойду на улицу, то выброшу этот мешок.

Педагог- психолог: А сейчас вас ждет сюрприз. Сейчас произойдет волшебство, вам нужно сделать ладоши лодочкой, закрыть глаза и не подсматривать (звучит музыка, педагог раскладывает детям камешки в ладошки). А теперь загляните в свои ладошки, но никому не говорите, что у вас там. А сейчас раскройте ваши ладошки, как цветок раскрывается навстречу солнышку! Понравился вам сюрприз?

Педагог- психолог: Ребята, а какие у вас камушки? У каждого разные камешки, они такие же разные, как и мы с вами разные и неповторимые. А сейчас я вам предлагаю продолжить волшебство, давайте возьмем все наши камешки и выложим из них «Цветок дружбы» (дети вместе с педагогом под музыку выкладывают на столе «Цветок дружбы»). Что же у нас получилось? Это самый настоящий «Цветок дружбы». Как вы думаете, почему наш «Цветок дружбы» получился таким красивым? Правильно, потому что мы все вместе, дружно выложили этот цветок. Ребята, а как вы думаете, если бы у нас был один камешек, у нас получился такой цветок?

Педагог- психолог: Ребята, а мне Капитошка опять шепнул на ухо, что он придумал новую игру, но не простую, а волшебную, которая учит дарить нежность, заботу, любовь ласку, внимание и называется эта игра «Ручеек дружбы». Хотите поиграть? Для этого нам нужно встать в круг и каждый из нас превратится в капельку одного общего большого ручейка. Каждая капелька особенная, она течет медленно, по особенному руслу ручейка. А пока она течет, мы будем дарить ей всю свою нежность, любовь, внимание, заботу и ласку, не словами, а движениями, то есть будем гладить, ласково прикасаться, улыбаться, чтобы капельке было приятно, а чтобы нам было веселее (звучит мелодия ручейка). Дети играют в игру с элементами телесно-ориентированной терапии.

Педагог- психолог: Конечно, всем приятно, когда дарят любовь, нежность, заботу, внимание и ласку. Пока мы с вами играли в «Ручеек дружбы», Капитошка приготовил вам открытки, на которых предлагает нарисовать добрые  лица друзей. А как можно изобразить добрые лица? Сейчас мы с Капитошкой предлагаем всем вам подойти к столу, взять карандаши, фломастеры и по одному лицу. Сядем поудобнее, а чтобы вам было веселее, я включу музыку. С окончанием музыки, закончится и ваша работа. Если вы готовы улыбнитесь нам с Капитошкой. Дети рисуют добрые пожелания своим друзьям на лицах.

Педагог- психолог: А теперь ребята, я предлагаю обменяться вашими  лицами, но так чтобы, у каждого оказалось по одной открытке. Обменялись. Вставайте в круг. Сейчас мы все вместе полюбуемся вашими пожеланиями! Посмотри Капитошка, какие разные пожелания у ребят, какие наши дети добрые и внимательные друг к другу, заботливые. Они очень дружные! Скажите, что такое дружба? Правильно, дружба - это близкие отношения, основанные на взаимной помощи, поддержке, уважении, выручке. А зачем нам с вами нужно дружить? (Дети отвечают - дружба-это помощь, друзья играют вместе.) Правильно, чтобы жизнь была веселее и легче.

Друзья - это важно! Друзья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Капитошке было очень приятно с вами познакомиться, понравилось играть с вами, и у меня есть маленькая просьба: если вам понравилась наша встреча, то подарите нам с Капитошкой на память ваши улыбки! Всего доброго, до свидания!

Цель: создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, развитие эмпатии у детей, формирование навыков позитивного общения у детей, повышение самооценки детей, гармонизация внутреннего состояния, развитие у детей понимания и чувствования друг друга.

Ход занятия.

Упражнение «Ладошки».

Каждому ребенку необходимо представиться. Первый ребенок кладет ладошки на стол и называет своё имя. Следующий ребенок свои ладошки кладет на ладошки предыдущего ребенка и также называет своё имя и т.д. В результате образуется башенка из ладошек.

Некоторые дети стесняются говорить своё имя, но со временем они преодолевают застенчивость. Упражнение способствует объединению детей.

Упражнение “ Росточек под солнцем”.

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками), всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

ритуал «вхождения» в сказку.

Дети садятся  в круг. Протягивают ладошки к волшебному клубочку и закрывают глаза. Говорят слова: « Раз, два, три – в сказку заходи!». 

чтение сказки «Роза и Ромашка». (Текст сказки из книги О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. Лабиринт души.- М.: Академический проект, 2010).

Сейчас я  расскажу вам сказку «Роза и Ромашка».

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на  ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. – Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».

Обсуждение сказки.

1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?

2. Что значит «все цветы хороши по-своему»?

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как ….), нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

Давайте сейчас попробуем сказать друг другу  комплимент.

- А что такое комплимент? (ответы детей). Да, вы совершенно правы, комплимент – это любезные, приятные слова сказанные кому-нибудь. Когда делают  комплимент,  стараются сказать о положительных чертах человека. Какие положительные качества есть у человека?

Этап 4 – Коммуникативная игра «Подари камешек»

Возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…» Тем детям, которым ничего не осталось, камешки дарит ведущий, но, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.

Этап 5- Психогимнастика «Клеевой дождь»

- Ребята, вы любите гулять под теплым дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождь. (Дети радостно под музыку прыгают под воображаемым дождем). Музыка останавливается.

- Дождь оказался не простым, а клеевым. Он нас склеил.  Садитесь в круг на ковер и возьмитесь за руки.  От меня вправо пойдет «тепло», то есть я нежно пожму Саше руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.

Этап 6 – Игра «Ругаемся овощам и фруктами», Игра «Мусорное ведро».

Ну, вот дождик закончился, и мы можем свободно двигаться. Пока мы гуляли под дождем, мы оказались на поляне. Здесь собрались грубые, сердитые, гневные люди, которые всегда ругаются, спорят, дерутся и обзываются. Они превратились в страшные физиономии и кляксы. Давайте поможем этим людям стать добрее и веселее, а для этого научим их ругаться весело.

Игра «Ругаемся овощам и фруктами»

Детям предлагается встать в круг и ругать стоящих рядом овощем или фруктом (ты-помидор, а ты- апельсин). Желательно произносить эти  слова гневно, сердито. Эти действия вызывают смех. «Вот видите, мы начали смеяться, и говорить плохие слова уже не хочется.»

Игра «Мусорное ведро»

Давайте избавимся  от воплощения жестокости и гнева.

Детям предлагается порвать на мелкие кусочки,  листы бумаги с изображением страшных физиономий и грязных клякс. Затем растоптать гнев ногами, а клочки сложить в мусорный пакет, завязать пакет, выбросить в мусорное ведро.  

Ребята, мы с вами потратили столько сил с грубостью, гневом, злостью,  поэтому давайте отдохнем.

Этап 7 – Релаксационная игра: «На полянке»«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко.  Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.

Солнышко дарит вам подарки (маленькие солнышки).

-Что можно сделать с солнышком? (ответы детей: «Подарить другу. Нарисовать улыбающееся лицо. Привязать ниточку – будет игрушка для котенка или медальон. Сделать аппликацию.)

Этап 8 – обобщение приобретенного опыта.

Подводятся итоги занятия, вспоминается последовательность происходившего, отмечаются заслуги отдельных детей, подчеркивается значимость приобретенного опыта и его связь с реальной жизнью.

Этап 9 – ритуал «выхода» из сказки.

Дети садятся  в круг. Протягивают ладошки к волшебному клубочку и закрывают глаза.

Педагог: «С собой вы можете взять все самое важное, чему вы научились на занятии. Раз, два, три – из сказки выходи!». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Такие разные деревья"

- учить детей дорисовывать изображение, обдумывать новое, составлять компози-цию в рисунке;- продолжать учить видеть особенности крон деревьев: берёзы, ели, каштана;- продолжать учить детей творчески ...

конспект занятия по экологии "Такая разная вода..."

ЦЕЛЬ:Развивать знания детей о существовании воды в природе. С различными явлениями природы (дождь, снег, роса, иней, пар…)Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, без запаха, течетПрививать де...

Конспект занятия по экологии «Такие разные птицы» в подготовительной группе

закрепление и систематизация знаний детей о птицах...

Конспект занятия по теме "Такие разные эмоции" 

Конспект занятия по теме "Такие разные эмоции"...

Конспект занятия по рисованию "Такие разные зонтики"

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Такие разные зонтики"...

Конспект занятия по теме «Такие разные эмоции»

Конспект занятия по теме «Такие разные эмоции»    5.04.2018...