План работы по самообразованию воспитателя во 2 младшей группе Тема: «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры»
учебно-методический материал (младшая группа)

материал для воспитателя младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2_mladshaya_gruppa.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

 План работы по самообразованию

воспитателя

                   Полоумовой Светланы Анатольевны

                   

 Тема: «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры»

 

 

                                                           2 младшая группа

(возрастная группа)

 

         Тема:  «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры »

Цель: «Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии»

Задачи:

  1. систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности.
  2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,  самообразования.
  3. Разработать перспективный план работы с детьми.
  4.  . Оформление выставки «Дидактические игры для детей».
  5. Творческий отчёт по теме: «Использование дидактических игр в жизни детей».

Выход темы:

  • Проведение открытого занятия.  Тема: «.Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы»  Декабрь
  • Оформление папки передвижки для педагогов: «Значение дидактической игры в жизни ребёнка», сентябрь
  • Сборник консультаций для родителей. Тема: «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры»,  сентябрь «Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет». Консультация «Методика проведения диагностики» декабрь
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

  1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1991.

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г.

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

5. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2002.

6. Услуги Интернет.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию, в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна.

Папка-передвижка:

  для педагогов: «Значение дидактической игры в жизни ребёнка».

 Изучение методической литературы по данной проблеме:

  • Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988

Родительское собрание по теме:   «Игра – спутник детства»

Консультация для родителей:

« Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры»

Октябрь

      Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости)

Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.

 

Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания.

Ноябрь

 

Игра «Овощной магазин».

Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

 

  •  Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  • Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.

. Оформление выставки «Дидактические игры для детей».

 

Декабрь

НОД:

  Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы»

    Игры: «Строим дом». Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д.

 

Консультация для родителей:

 Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

 

Январь

Рисование красками на тему: «Одуванчики и жук на лугу». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.

 

Творческий отчёт по теме: «Использование дидактических игр в жизни детей».

 

         

Февраль

Д/И « Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

 

Март

НОД: «.Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы»

Консультация «Методика проведения диагностики»

Использовать в работе: Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.  

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (игровое оборудование для развития исследовательской деятельности) .

Апрель

. Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

 Презентация «Творчески, с выдумкой» (оформление игрового участка

летом)

 

   

     Май

 

 

 

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

 

Разработать план кружка на тему: «Роль

               дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры »

 

 

   

Июль

Август

Дидактические игры для сенсорного развития детей 3 лет

Игра «Овощной магазин».

Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.

Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Игра «Строим дом».

Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка - из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков - собачке, из кубиков - кошке.

Упражнения для сенсорного развития детей 3 лет

1. Задания на выполнение предметных действий.

1.1 . Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета, материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

1.2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстие доски такого же цвета.

Цель обучения - выработка у детей умений соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и деревянные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.

2. Элементарные продуктивные действия.

2.1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения - фиксировать внимание де6тей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2.2. Рисование красками.

Цель обучения - закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаях и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

В ходе обучения детей выполнения заданий используются названия величин, форм, цветов, но от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.

Примерные занятия для детей 3 лет (один год обучения).

1. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Цель. Фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить детей понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Материал. Деревянные круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям 5 больших и 5 маленьких кругов и поясняет, что у него много разных кружков. Показывает детям вначале большие, а затем маленькие круги, он поясняет, что предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объясняет, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой - маленькие предметы.

Воспитатель приглашает к своему столу кого-либо из детей, предлагает взять по 1 предмету разной величины и положить на соответствующее место. Каждый раскладывает по 1 паре предметов разной величины в соответствии с образцом (группой предметов такой же величины). Взрослый раздает индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. При этом разные дети получают для группировки предметы разной формы: одни сортируют по величине круги, другие - квадраты, третьи - овалы, четвертые - треугольники, пятые - прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с 5 предметами одной и 5 предметами другой величины одинаковой формы.

Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке других фигур. На одном занятии малыш может сгруппировать 2-3 разновидности больших и маленьких предметов.

В ходе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Легкость сенсорных задач для детей данного возраста относительна. Это объясняется разным уровнем подготовленности ребят, пришедших из дома, незакончившейся адаптацией к новым условиям, отсутствие навыков организованного поведения на занятиях.

В занятии принимают участие 8-10 детей. Занятие проводится 1 раз и длится 10-12 минут.

2. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каждому ребенку для занятия необходимо 5 предметов одной и 5 предметов другой формы.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям перемешанные произвольно 5 кругов и 5 квадратов. Обращается внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объясняют детям, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы - в другую. Воспитатель показывает детям кружок и говорит: «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, воспитатель предоставляет им возможность положить в соответствии с образцом по 2 предмета разной формы.

Затем раздает всем индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Различным детям раздается для группировки разный материал. Сначала детям предлагают предметы резко различной формы. Одни получают круги и квадраты, другие оперируют с квадратами и овалами, третьим предлагают овалы и треугольники. Тот, кто выполнил задание, делает его повторно, но уже с предметами более близкой формы: кругами - овалами, квадратами - прямоугольниками и т.п.

На данном занятии дети могут рассортировать предметы разнообразной формы 2-3 раза.

Занятие длится 10-12 минут, проводится с детьми 1 раз.

3. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по величине.)

4. Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях. (Соотнесение по форме.)

5. Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету.)

6. Размещение грибков 2 цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. ( Соотнесение по цвету.)

7. Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)

8. Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по форме.)

9. Размещение грибков со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4. ( Соотнесение по цвету.)

10. Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

11. Рисование красками на тему «Апельсин». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

12. Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.)

13. Выкладывание из цветной мозаики на темы «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами». (Обозначение с помощью цвета признаков предметов.)

14. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

15. Рисование красками по замыслу детей. (Изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов.)

Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры

Дидактические игры и упражнения, и их значение


В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах педагогов и исследователей (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой и др.). Многие из них и сейчас используются в детских учреждениях.

В настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

При описании игр, включенных в сборники, дидактические задачи выделяются и воспитатели детских садов, проводя игры, стремятся осуществить эти задачи. Но из-за настойчивого стремления, во что бы то ни стало добиться решения дидактических задач, поупражнять и научить детей педагоги часто становятся на путь прямого обучения.

Анализ причин излишней дидактизации игры связан с вопросом о том, как предъявляются детям дидактические задачи в обучающих играх. Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием.

Например, в играх с дидактической задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие.

Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяется не учебной ситуацией(воспитатель учит, дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети прежде всего участники одной игры.

Как только этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми и воспитатель становиться на путь прямого обучения. Дидактическая игра перестает быть сама собой.

Во избежание этого в каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней различных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия. В нашем опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр.

Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.

Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово.

Например. В игре с дидактической задачей – совершенствовать восприятие формы предметов основным условием выигрыша должно быть умение детей вычленять форму и подбирать предметы по форме. Если в другой раз ставиться цель – научить детей называть цвет предметов, выигрывает тот, кто лучше всех умеет это делать, и т.д.

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину), но и подсказывает нужный способ решения.

Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставиться перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.

При ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и т.д.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т.д. ; имеют такое же автодидактическое начало.

В работе с детьми надо использовать и дидактические игры и дидактические упражнения, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения того или иного. Включение в дидактически организованную систему детского сада дидактических игр и упражнений значительно расширяют возможности сенсорного и умственного воспитания. Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию умений и знаний могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях.

Им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных знаний и способов действий.

На определенном этапе формирования сенсорных процессов по мере накопления детьми чувственного опыта, представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции – ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами (геометрическими фигурами и телами, цветами солнечного спектра).

Например, для формирования у детей общих представлений о цвете первоначально нужны дидактические игры и упражнения, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра(красный, синий, желтый). Затем детей знакомят с дополнительными цветами.

Полученные детьми общие знания о цвете (или о форме, величине) способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

 Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 3 лет

 

 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогике, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики ( Я.Каменский , Ф. Фребель , М.Монтессори , О.Декролт , Е.И.Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов . Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований. На основе современных дидактических принципов была разработана система сенсорного воспитания. Она была разработана учеными, педагогами и психологами (А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером,  Н.Н.Поддъяковым и др.)

В основу первого принципа положено обогащение и углубления содержание сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснения смысла предметов и явлений или выяснение их «сигнального значение».

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда схожих задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания, как средство восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать, и самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.

Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появиться достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах.

Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

В раннем детстве еще нет необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметах. Однако проводимая работа должна готовить почву для следующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, что бы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.

Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра(красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины(большой, средний, маленький), то нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины.

Поскольку в раннем детстве еще не ставиться задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий цветов, форм.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, используя игры и игровые занятия, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы (по величине, форме, цвету), размещение вкладок в гнезда. Втыкание  грибков-втулочек в отверстие доски.

Почвой для введения опредмечивания свойств служат элементарные действия продуктивного характера. Можно научить наносить цветовые пятна. Передающие специфику определенных предметов и явлений, использовать мозаики различной величины, формы, цвета.

Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей и уровень их развития.

Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Усвоение знаний и формирование умений, должно происходить систематически ( 1 раз в 2недели).

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.

Дидактические игры

и игровые упражнения

на развитие восприятия цвета.

«СПРЯЧЬ МЫШКУ»

Дидактическая задача: учить детей подбирать одинаковые цвета, развивать восприя-

                                        тие цвета

Игровые правила: закрывать норку дверцей такого же цвета

Игровые действия: закрыть все норки дверцами соответствующего цвета

Ход игры:

Воспитатель показывает малышу игрушечную кошку, которая готовится идти на охоту.

Чтобы спрятать всех мышек, надо закрыть норки дверцами тех же цветов. Тогда кошка не заметит мышку.

Дать ребёнку время спрятать мышек ,пока кошка спит; и только потом выпустить её на

охоту. В случае неверного выполнения задания кошка заберёт у малыша мышку. Если это слишком расстроит ребёнка, надо помочь ему исправить ошибку.

« ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

Дидактическая задача: учить подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие

                                     цвета

Игровые правила: правильно подобрать цвет воздушного шарика к цвету ниточки

Игровые действия: «привязать» воздушные шарики к ниткам соответствующего

                               цвета

Ход игры:

Воспитатель объясняет ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам

подходящего цвета и показать ,как это сделать. После этого можно дать ребёнку

возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он

ошибся.

« СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ В СТАКАН»

Дидактическая задача: упражнять детей в умении сравнивать цвета, находить

                                     нужный, активизировать в речи употребление слов, обозна-

                                     чающих названия цветов спектра

Игровые правила: правильно находить капельки нужного цвета и собирать их в

                              стакан

Игровые действия: собрать в стаканы капельки красного, жёлтого, синего, зелёного,

                               оранжевого, коричневого, голубого, розового, белого и чёрного

                               цветов

Ход игры:

На столе перед детьми раскладываются вырезанные из цветного картона капельки.

Воспитатель кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая

свои действия: « В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём много

одинаковых капелек». И так повторяется с капельками всех цветов.

« ПОМОГИ РЫБКАМ»

Дидактическая задача: закреплять умение детей сравнивать цвета и подбирать

                                     нужный по образцу, активизировать речь.

Игровые правила: правильно подбирать рыбку детку к такого же цвета рыбке-

                              маме

Игровые действия: разложить рыбок-деток рядом с их рыбками-мамами

                               соответствующего цвета.

Ход игры:

 На столе разложены рыбки-мамы красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого,

коричневого, голубого, розового, фиолетового, белого и чёрного цветов. В стороне от

них вперемешку разложены рыбки-детки тех же цветов. Воспитатель говорит:

-Маленькие рыбки потеряли своих мам. Давайте поможем каждой рыбке найти свою

маму.

  Ребёнок берёт рыбку-детку и кладёт её рядом с её мамой (большой рыбкой того же

цвета). Игра продолжается до тех пор, пока все детки не найдут своих мам.    

« СОБЕРИ ЦВЕТОЧКИ»

Дидактическая задача: упражнять детей в умении подбирать нужный цвет по

                                     образцу, активизировать речь

Игровые правила: подбирать к серединке цветка лепестки такого же цвета;

                              носить нужно по одному лепестку; выигрывает тот, кто быстрее

                              всех соберёт цветок

Игровые действия: собрать лепестки к серединкам основных ,оранжевого,

                               коричневого, белого, чёрного, розового  и голубого цветов

Ход игры:

На полу разложены серединки цветочков. В стороне вперемешку лежат лепестки

тех же цветов. Вызываются дети по количеству цветов. Воспитатель даёт задание:

  • Вика будет собирать цветок красного цвета ( Вика подходит к серединке крас-

ного  цвета)

  • Ярослав соберёт цветок синего цвета ( Ярослав встаёт у серединки синего

цвета).

И так со всеми цветами.

  • Кто первый соберёт свой цветок — тот выиграл. Не забудьте, брать надо по

одному лепестку.

 « ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ЦВЕТОК ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА»

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём

                                     Наложения ,активизировать речь детей

Игровые правила: правильно находить для бабочки каждого цвета нужный цветок

Игровые действия: посадить на все цветочки бабочек такого же цвета

Ход игры: На столе перед детьми разложены цветы всех цветов солнечного спектра.

Отдельно вперемешку лежат бабочки тех же цветов. Воспитатель берёт красную

бабочку и сажает на красный цветок, проговаривая свои действия: « Я беру бабочку

красного цвета и сажаю на цветок такого же цвета. Смотрите ,бабочка спряталась, её

не видно. Теперь её не увидит и не поймает птичка. Теперь вы посадите остальных

бабочек на цветочки таких же цветов, чтобы бабочек не было видно.

« ПОДБЕРИ К ЧАШКЕ БЛЮДЦЕ ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА»

Дидактическая задача: упражнять детей в умении находить нужный цвет ,активизи-

                                     ровать употребление в речи названия основных и дополни-

                                     тельных цветов

Игровые правила: правильно подобрать к каждой чашке блюдце по цвету

Игровые действия: ребёнок подбирает к чашкам разных цветов блюдца такого же

                               цвета

Ход игры:

На столе перед ребёнком разложены в ряд чайные пары ,но цвет чашки не соответст-

вует цвету блюдца. Воспитатель говорит:

-Кто-то перепутал все чашки и блюдца. Давай с тобой исправим ошибки и наведём

здесь порядок.(берёт красное блюдце и кладёт его под красной чашкой) Теперь ты

продолжай, сделай так, чтобы чашка и блюдце были одинакового цвета.

«ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Дидактическая задача: продолжать учить узнавать и называть основные и дополни-

                                    тельные (оранжевый, коричневый),чёрный и белый цвета,

                                     выделять заданный цвет из всех остальных

Игровые правила: дети начинают движение только тогда, когда увидят эталон цвета

                            своего автомобиля

Игровые действия: автомобили разных цветов движутся по показу карточки своего

                               цвета

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям автомобили разных цветов (или дети сами выбирают

понравившийся автомобиль). Показывает карточку жёлтого цвета — начинают дви-

жение автомобили жёлтого цвета  и т.д

« МАШИНЫ И ГАРАЖИ»

Дидактическая задача: продолжать учить узнавать, выделять и называть основные и

                                     дополнительные(оранжевый, коричневый),белый и чёрный

                                       цвета, находить нужный цвет по образцу, активизировать речь

Игровые правила: подобрать к гаражу машину такого же цвета

Игровые действия: поставить к гаражу машину соответствующего цвета

Ход игры:

На столе перед детьми разложены в ряд гаражи разных цветов. В стороне вперемешку лежат машины тех же цветов. Воспитатель просит ребёнка поставить

рядом с гаражами машины таких же цветов.

« ЦВЕТНЫЕ СУМОЧКИ»

Дидактическая задача: продолжать учить детей узнавать, различать и называть

                                     основные и зелёный цвета, находить предметы этих цветов

                                     в окружающей обстановке, группировать предметы по цвету

Игровые правила: собирать в сумочку предметы только такого же цвета

Игровые действия: ребёнок находит в окружающей обстановке предметы такого же

                               цвета, что и сумочка

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать себе любую сумочку, назвать, какого она цвета. Затем внимательно посмотреть вокруг и положить в свою сумочку предметы

такого же цвета, что и сумочка. Детям даётся определённое время (1-2 мин),после чего предметы извлекаются из сумочек и проверяется, правильно ли они собраны,

нет ли ошибок.

« ПРИСТЕГНИ КРУЖОК К ПУГОВИЦЕ ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА»

Дидактическая задача: закреплять умение детей узнавать, различать, называть

                                     основные и зелёный цвета, находить одинаковые, активизировать

                                      речь, развивать мелкую моторику

Игровые правила: правильно находить и пристёгивать кружки нужного цвета к

                              пуговицам

Игровые действия: пристегнуть к пуговицам кружки  таких же цветов

Ход игры:

Перед ребёнком на столе лежит коврик с  пришитыми пуговицами красного, жёлтого,

синего и зелёного цветов, рядом — тканевые кружки тех же цветов. Воспитатель

просит ребёнка показать пуговицу красного (жёлтого...)цвета ,потом найти и пристегнуть кружок такого же цвета.

Или воспитатель показывает пуговицу и просит ребёнка назвать ,какого она цвета.

Затем  предлагает найти кружок того же цвета и пристегнуть к этой пуговице. И так

с остальными цветами.

« ЧТО БЫВАЕТ ТАКОГО ЦВЕТА?»

Дидактическая задача: соединять представление о цвете с представлением о реальных

                                      предметах; расширять знания детей о предметах, имеющих

                                      постоянный признак того или иного цвета

Игровые правила: ребёнок называет предмет того или иного  постоянного цвета,

                              если предмет назван верно — ребёнок получает карточку с его

                              изображением

Игровые действия: дети выбирают по одной карточке ( основные, зелёный, чёрный,

                               белый, оранжевый, коричневый цвета) и называют 2-3 предмета

                                 того же цвета, что и карточка

Ход игры:

Воспитатель просит детей выбрать по одной карточке из предложенного набора.

После того, как дети выбрали и назвали цвет карточки, им предлагается назвать 2-3

предмета такого же цвета ,как и цвет карточки. Воспитатель раздаёт детям картинки

с изображениями правильно названных предметов. Если же предмет ребёнком назван неверно, то он не получает картинки. Когда все знакомые детям предметы

данного цвета будут названы ,дети раскладывают картинки и называют их изображения

, например: « У меня лимон, подсолнух, яблоко, они жёлтого цвета».

Педагог напоминает детям о том ,что некоторые предметы всегда бывают только

одного цвета, например, огурец — зелёный, апельсин — оранжевый, снег — белый...

« ЦВЕТА РАДУГИ»

Дидактическая задача: познакомить детей с последовательным расположением

                                     цветов  в спектре; учить подбирать цвета радуги в определён-

                                     ной  последовательности по образцу и по слову ,используя

                                        стихотворение «Цвета радуги»

Игровые правила: правильно  выложить изображение радуги    

Игровые действия: дети выкладывают вторую половинку радуги, называют цвета  по        

                               порядку

Ход игры:

Воспитатель спрашивает ,кто из детей видел радугу после дождя. Уточняет, какие в

радуге цвета, предлагает послушать стихотворение « Цвета радуги»:

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная — вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета!

КРАСНЫЙ

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры — красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные гвоздики весело глядят.

ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

ЖЁЛТЫЙ

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит,

Жёлтые груши на ветках висят,

Жёлтые листья с деревьев летят.

ЗЕЛЁНЫЙ

У нас растёт зелёный лук

И огурцы зелёные,

А за окном зелёный луг

И домики белёные.

С зелёной крышей каждый дом,

И там живёт весёлый гном

В зелёных брючках новых

Из листиков кленовых.

ГОЛУБОЙ

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами ещё голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо,а небо — на нас.

СИНИЙ

В синем море — островок,

Путь до острова далёк,

А на нём растёт цветок -

Синий-синий василёк.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву её и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Затем воспитатель предлагает положить перед собой листы бумаги с половинкой

радуги. Обращает внимание на расположение цветов в радуге. После этого дети по

заданию педагога прикладывают разноцветные полоски, получают целое изображе-

ние радуги. Особое внимание воспитатель обращает на голубой цвет, называет его,

просит детей повторить уточняет, после какого и перед каким он расположен. Затем

дети называют все цвета по порядку.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2015-2016 год.

Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2015-2016 год.

Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...

Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры у детей четвертого года жизни

Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной  культуры у детей четвертого года жизни...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 год. Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »

Актуальность выбранной темы.Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.. Речь - тонкий психолог...