План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 год. Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »
методическая разработка (младшая группа)

 Кусанова Жанна Сапаргалиевна

Актуальность выбранной темы.

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия..

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

 В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

 Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

 Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 «УТВЕРЖДАЮ»

                 Заведующий МАДОУ

                 «Детский сад №122»

                  _________   С.В. Попова

                 « ___» ____ 202___г  

План самообразования

МАДОУ «Детский сад №122»

2-ой  младшей группы «Звёздочки»

(от 3 до 4 лет)

2022- 2023 уч.год

                                                                                                Воспитатель :

                                                                                                                        Кусанова Ж.С.

г. Саратов 2022г.

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 год.

Воспитатель: Кусанова Жанна Сапаргалиевна (2-я мл.группа «Звёздочки»)

Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »

Цель работы: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей 3-4 лет, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи:         

 способствовать активизации словаря детей 3-4 лет,

-развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;

- расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.;

- учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад;

-поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи;

-обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;

  побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

  способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

 совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;

 формировать грамматический строй речи;        

  изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

 выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;

 определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

  привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

  представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Актуальность выбранной темы.

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия..

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

 В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

 Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

 Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Формы работы с детьми:

  совместная деятельность воспитателя с детьми:

  индивидуальная работа с детьми

  свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

 анкетирование родителей

  консультации

 индивидуальные и групповые беседы

 родительские собрания

 оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)

  привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.        

 Этапы проработки по теме:

-Планирование работы по самообразованию

-Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

-Подведение итогов самообразования.

Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемы результаты:  к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

План по самообразованию 2022-2023 уч.год

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

 Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.

Д/И «Что как плавает?»; «Постираем кукле платье».

Диагностика детей по развитию речи.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3-4 лет».

Анкетирование.

Октябрь

Создание картотеки дидактических игр для работы с детьми.

Занятия с сюжетными игрушками. Занятие с куклой. «Кукла Катя поёт и пляшет». Д/и « Волшебный мешочек»(мячики)

Консультация: «Игры для развития детей 3-4 лет»

Ноябрь

Изучение статьи на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка3-4 лет».

Занятие по развитию речи в второй младшей группе Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». Д/И «Спрячем мышку»

Пополнить коллекцию игр и упражнений по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Декабрь

Развитие речи по средствам дидактических игр

Игровая ситуация « Что нам заинька принёс?» Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей»

Январь

Изучение статьи на тему:

«Роль дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Д/И «Разноцветная посуда» Д/И «Подбери заплатку к одежде»

Консультация« Я играю целый день, мне играть совсем не лень»

Февраль

Подбор диагностического материала.

Диагностика детей по развитию речи.

 Д/И «Подбери колеса к машине» Д/И «Подбери пару варежек»

Консультация для родителей «Поговорим об агрессии»

Март

Дидактические игры по методике ТРИЗ.

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Апрель

Распространение педагогического опыта через  электронные СМИ.

Подбор материала для проведения итогового мероприятия.

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования: maam.ru;nsportal.ru.

  Консультация «Развитие речи детей второй младшей группы, посредством дидактических игр.»

Май

Подготовка к летне-оздоровительной работе.

Итоговое мероприятие.

Д/И Сборные матрёшки.

Диагностика детей по развитию речи.

Создание папки-передвижки:

«Развитие речи»

Список использованной литературы

1. Акимова, Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7».

2. Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в второй младшей группе

детского сада.

4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с детьми трёх-четырех  лет.

5. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для

детей.

6. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду.

7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя

группа)

8. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. /

Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е

изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с

9. А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук»

10. С.В.Лесина «Индивидуальное развитие детей в дошкольных

образовательных учреждениях»

11. Е.С.Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом »

12. Бубнова А.Х. «Развитие речи».

13. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду.»

14. Богуславская З.М Смирнова Е.О. « Развивающие игры для детей

младшего дошкольного возраста.»



     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2015-2016 год.

Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольникаЗадачи:1.Распространять педагогические знания среди родителей;2.Оказать практическую помощь в воспитании детей;3.Спо...

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2022 - 2023 учебный год

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2022 - 2023 учебный год...

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2022 – 2023 учебный год

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе   на 2022 – 2023 учебный год...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 учебный годСоциализация- это процессс, который сопровождает человека всю жизнь. начиная с рождения. ИграИгра - это ведущий...

План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х. Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию   Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...