План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х. Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
методическая разработка (младшая группа)

План по самообразованию 

 

 Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х.

Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
2021-2022 учебный год

Этап работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2021 г.

Месяц окончания работы: май 2022 г.

Цель:

- Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

-Систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на речевое развитие детей через пальчиковые игры и упражнения.

Задачи:

- Развивать диалогическую речь ребенка.

- Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности.

- Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

- Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Актуальность:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственными действиями, и вообще ничего не понимает, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык.

Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками. Трогая предметы, ощупывая их, развивая движения пальцев рук, они как бы подготавливают почву для развития речи, так как, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.

Из опыта работы во второй группе, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План работы

Сроки

Этапы

Форма работы

Работа с родителями

Сентябрь

1этап

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы.

Изучение интернет – ресурсов

Подборка игр и дидактических пособий

Октябрь – Апрель

2этап

Внедрение в практику:

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр)

Чтение рассказов, стихотворений,

потешек при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Повторение выученных пальчиковых игр,

разучивание новых под музыкальное сопровождение

Игры на одевание и раздевание кукол.

Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Игры на выкладывание простых узоров из веревочки (по

карточкам образцам).

Изготовление подарков к праздникам: «День защитников

Отечества», «8 Марта». Изготовление коллективной работы способом обрывания по проекту «Земля - наш общий дом»,

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Консультации для родителей

«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

«Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?»

«Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад».

Памятка для родителей «Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет»

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования

Май

3 этап

Заключительный

Чему мы научились

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования

Выставки рисунков

Презентация на родительском собрании

Список использованных источников:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
  7. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
  8. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа

Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...

Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План работы по самообразованию  Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие речи детей ЗПР с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям спра...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 год. Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »

Актуальность выбранной темы.Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.. Речь - тонкий психолог...

План самообразования воспитателя разновозрастной средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 5 лет».

Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность.  Моя работа по самообразованию была нацелена на ...

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...