Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
    учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

    Крутских Оксана Вячеславовна

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании словаря дошкольников. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

     

    Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

    Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

    Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

    Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки.

    Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к деятельности, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей.

     

    Используя пальчиковые игры в работе с детьми по развитию речи, можно заметить, что дети эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые дети начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, и даже те, кто плакал, забывают про слёзы.

    Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Для этого, как нельзя лучше подходят пальчиковые игры. Ведь в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Систематическая работа по развитию мелкой моторики рук и речи у детей с использованием пальчиковых игр дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Разнообразное использование пальчиковых игр - одно из важных средств развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Все представленные методы и приемы, предложенный игровой материал могут быть использованы не только во время проведения образовательной деятельности, но и в свободной игровой деятельности детей.Именно через игру ребёнок дошкольного возраста учится, развивается, взрослеет. И чем ярче, красочнее игры и игровые задания, тем интереснее ребёнку играть и тем выше будет результат.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon planpo_samoobrazovaniyu.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

    №36 Пушкинский район город Санкт Петербург

    Учебно-методическое пособие по теме: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

     

    Составила:

    воспитатель КрутскихО.В.

    2020 год

    ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

    Период работы над темой: 1 год

    Месяц начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

    Месяц окончания работы: май 2019 г.

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

    2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

    3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

    4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

    5. Содействовать нормализации речевой функции.

    6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

    Методы и приёмы работы:

    Традиционные:

    Пальчиковый игротренинг.
    Массаж кистей рук.
    Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
    Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
    Пальчиковый театр.

    Нетрадиционные технологии:

    Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
    Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
    Различные виды аппликаций.
    Шнуровки.
    Пазлы, мозаика.
    Работа со счётными палочками.
    Самомассаж кистей и пальцев рук.
    Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
    Ручной труд: нанизывание бус.
    Рисование по трафаретам, штриховка.

    Актуальность:
    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский
    »
    «Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

    В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи  Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни наших воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

    План работы на 2019-2020 учебный год.

    Месяц

    Формы работы

    Сентябрь

    Изучить литературу по данной теме

    Октябрь

    Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей.

    Ноябрь

    Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

    Декабрь

    Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.

    Январь

    Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками.

    Февраль

    Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций.

    Март

    Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.

    Апрель

    Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр.  Конструирование и бумаги в технике оригами.

    Май

    Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»

    Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...

    Консультация для родителей на тему "Развитие понимания речи у дошкольников второй младшей группы для детей с ОНР"

    У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в развитии понимания и усвоения речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. При этом дошколь...

    Практикум для родителей на тему "Значение пальчиковых игр для развития речи детей во второй младшей группе ".

    Цель практикума заключается в создании условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. Необходимо дать родителям теоретические знания о...

    «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

    В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....

    Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

    Для развития речи в младшей группе  используется  пальчиковые игры и нетрадиционные технологии.  Данная тема по самообразованию,  очень актуальна и имеет немаловажное значение в жи...

    План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

    План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

    Развитие речи детей 2-ой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

    laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Из опыта работы в группе младшего возраста, где речь  некоторых детей только формируется, а у других уже акт...