План самообразования на тему "Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"
методическая разработка по развитию речи

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Составили:

Воспитатели второй младшей группы №4  

Романова Юлия Сергеевна

Максимова Снежанна Федоровна

План самообразования по теме:

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Работа планируется с 01.09.2022 по 31.05.2023

Актуальность темы:

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании словаря дошкольников. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речьПальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки»«Сорока - белобока»«Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
  • Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  • Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста.
  • Содействовать нормализации речевой функции.
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность через нетрадиционные технологии.

Ожидаемые результаты:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

План работы на год:

Сроки и формы работы, практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)

Работа с детьми

Сентябрь -  Изучение методической литературы по данной теме.

Октябрь - Внедрение в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь - Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр.

Декабрь - Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Паззлы, мозаика, работа со счётными палочками. Выставка детских работ.

Январь - Открытый показ НОД по речевому развитию. Показ НОД, конспект.

Февраль - Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук. Выставка детских работ.

Март -  Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование и бумаги в технике оригами. Изготовление пальчикового театра.

Апрель - Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового. Показ театрализованного представления по сказке «Колобок Изготовление театра на фланелеграфе, настольного.

Май  - «Одуванчики» - аппликация в нетрадиционной технике с использованием ватных палочек. Разучивание пальчиковой игры «Цветы на лугу». Выставка детских работ.

Работа с родителями

Сентябрь: консультация «Пальчиковые игры и развитие речи детей».

Октябрь: консультация «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

Ноябрь: консультация «Игры с крупой».

Декабрь: оформление папки - передвижки «Игры на развитие мелкой моторики». Папка-передвижка

Январь: памятка «Наши пальчиковые игры»

Февраль: консультация «Нетрадиционное рисование в детском саду и дома».

Март: консультация «Значение лепки в жизни детей».

Апрель: консультация «Пластилинография - увлекательные средство развития мелкой моторики».

Май: Выставка творческих работ. Выставка работ

Выход темы: открытый показ НОД, пополнение развивающей среды дидактическими играми и пособиями по речевому развитию, изготовление театра (пальчикового, на фланелеграфе, магнитного, настольного).

Изучение теоретического материала.

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;

8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры»«Рипол-классик» Москва 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

Самообразование «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Самообразование " Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...

План по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» сентябрь 2022-май2023г

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоен...