Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»
проект

Аланина Ольга Андреевна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»

(Василий Александрович Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alanina_o_a.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 «Слово на ладошке»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»

(Василий Александрович Сухомлинский)

Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

Актуальность проекта: Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве не соответствует возрастной норме. По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, нарушения речевого развития наблюдаются у 70% дошкольников.

            Многие родители не владеют знаниями о том, что простые движения пальчиков имеют огромное значение для речевого развития ребенка. По этой причине они мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не играют с детьми в пальчиковые игры, редко дают детям в домашних условиях изобразительные материалы, не проявляют интереса к детскому рисунку.

          Развитие речи - одна из важных задач в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Пальчиковые игры и изобразительная деятельность – хорошие помощники для того, чтобы улучшить произношение многих звуков, готовить руку ребенка к письму, развивать координацию и мн.др. Своевременное и правильное развитие речи является гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.  

            Данная проблема вызывает необходимость разработки современных образовательных программ и технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Проектная деятельность – один из способов  организации комплексной исследовательской работы по решению проблемы.  Если такая деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, то результаты то возможность решения проблемы повышается.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатели, родители.

Цель: Осуществление непрерывных воспитательно - образовательных отношений по развитию у детей младшего дошкольного возраста активной речи, путем развития мелкой моторики, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность.

Задачи: 

  1. Формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения на материале изобразительной деятельности;
  2. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос;
  3. Помогать детям в освоении доступных для них способов изображения в рисовании, лепке;
  4. Знакомить со свойствами материалов (краска, пластилин, песок) и элементарными приемами их использования; 
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  6. Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия на материале изобразительной деятельности;  
  7. Развить восприятие речи детьми, обогащать их словарный запас;
  8. Воспитывать усидчивость, аккуратность,  умение работать в коллективе и индивидуально;
  9. Воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует;
  10. Воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках).

Вид проекта: Художественно – речевой

Сроки реализации проекта:

Проект долгосрочный

Срок реализации проекта ноябрь 2017 г. – май 2018г.

Это обусловлено тем, что дети должны получить теоретические знания и возможность закрепить их в практической деятельности. 

Этапы и их сроки проведения:

Подготовительный  этап (ноябрь  2017 года - декабрь 2017 года)

Основной этап (январь 2018 года - апрель 2018 года)

Заключительный этап (май 2018 года)

Формы организации:

  • Занятия  продуктивной деятельностью
  • Индивидуальная работа с ребенком
  • Коллективные работы
  • Тематические  рисования
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дидактические игры
  • Физкультминутки

Новизна и оригинальность: для активизации речевого развития именно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: рисование ладошками и пальчиками, на песке и манной крупе; пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, лепка.

Пальчиковые игры и рисование манкой на световом столе оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.

Ожидаемые результаты:

  • активное взаимодействие с родителями
  • овладение навыками  пальчиковых игр
  • формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности
  • смелое и уверенное пользование детьми различными  материалами изобразительной деятельности

Ход проекта

Подготовительный этап (приложение 1)

п/п

Мероприятия  

Сроки реализации

1.

Подбор консультаций и изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

Ноябрь

2.

Составление картотеки пальчиковых игр

Ноябрь

3.

Составление проекта

Декабрь

4.

Составление картотеки дидактических игр по нетрадиционному рисованию (приложение 2)

Декабрь

5.

Наполнение уголка изобразительной деятельности необходимыми материалами и оборудованием

в течение года

6.

Обогащение играми сенсорного уголка

в течение года

Основной этап (приложение 3)

п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Консультация для родителей «С пальчиками играем - речь развиваем»

Январь

2.

Цикл пальчиковых игр (приложение 4)

Январь - Май

3.

НОД по ИЗО по перспективному плану

Январь - Май

4.

Выставка семейных рисунков «Мой любимый детский сад» (приложение 5)

Январь

5.

Материал в родительский уголок «Нетрадиционное рисование в развитии речи детей»

Февраль

6.

Цикл нетрадиционные методы рисования (приложение 6)

Январь - Май

7.

Обогащение предметно - развивающей среды (столик для рисования песком и манной крупой)

Март

8.

Цикл «Рисуем манной крупой и песком»

Апрель

9.

Разработка памяток для родителей

«Как организовать домашнее рисование»

Апрель

Заключительный этап

п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Конкурс семейных рисунков «Пальчики, ладошки и ножки»

Май

2.

Развлекательно - познавательный КВН по изобразительной деятельности.

Май

3.

Выступление на педсовете с проектом

Май

Приемы и методы:

  1. Наглядные приемы (приложение 7 )

       На занятиях я использую предметы натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия.

      В ходе рассматривания и обследования предметов дети называют его название и его части, выделяют их признаки, определяют назначение предмета, тем самым происходит пополнение словарного запаса.

      Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картинах главное, точно и живо описывать изображение, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины. Решая задачи развивать память, применяю игровые приёмы. Формируя перспективные действия, направленные на обследования предмета, мы развиваем зрительное восприятие детей и так же происходит пополнение словарного запаса. Пример: «Это рябина. Она состоит из кроны, ствола, корней, плодов. В зависимости от окраски и формы рябины бывают, высокие и низкие, прямые и кривые, толстые и тонкие и т. д.». На следующем этапе происходит развитие навыков использования различного типа простых предложений.

     Так же использую сличение работы с образцом, комментирование действий, групповые выставки, рассматривание иллюстраций и анализ работ.

2. Словесные приемы (приложение 8)

     Побуждаю ребёнка к самостоятельным высказываниям. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения, затем разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2-3 слов, потом из 3-4 слов.

     Наряду с сопряжённой речью я использую и отражённую форму речи - повторное произнесение ребёнком отдельных слов, фраз вслед за мной. Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

     Решая задачи развивать память, применяю игровые приёмы. Например, использую игру «Цветная сказка». Я читаю сказку вслух, а дети должны составить цветовую картину. Как только ребёнок услышит название какого-либо цвета в сказке, он берёт соответствующий карандаш и закрашивает первый квадрат, затем следующий. Например: «Пришёл дед в огород и стал копать коричневую землю. Решил посадить жёлтую репку». Ребёнок должен вспомнить всю сказку, опираясь на цветовые подсказки.

     При организации общения в форме диалога, ребёнок речью сопровождает выполняемые действия. Пример: «Что ты сейчас рисуешь? - Я рисую ствол рябины. - Что ты нарисовал? - Я нарисовал крону и ствол рябины». Также провожу работу по словообразованию существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ок, ек- и т. д. Например: Ребенок называет предмет, изображенный на картинке, или называет тот предмет, который хочет изобразить, потом называет в ласкательной форме (лист – листик, рукав – рукавчик, нос – носик, воробей – воробышек и др.).

     В рамках реализации перспективного плана проводила занятия с применением приставочных глаголов. Например: предлагаю детям нарисовать лыжника и его путь с горы, в гору, около дома. Дальше спрашиваю, куда поедет лыжник. Ответ: «С горы съехал, по дороге поехал, вокруг дома объехал». Перед каждым занятием провожу речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создаёт положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к другу.

3. Практические приемы (приложение 9)

     Практические приемы я применяю в нетрадиционной технике рисования, сюжетные рисования, лепку. Большое значение в практических приемах уделяю пальчиковой гимнастике, она целенаправленна для развития мелкой моторики и развития речи детей.

Этот прием мы рассмотрим подробнее в методах, которые я применяю для осуществления поставленных задач.

1. Метод сюжетного рисования (приложение 10)

       Показываю детям на своем примере, как передавать свои впечатления от окружающей действительности, уметь разнообразить содержание своих рисунков, так же даю детям самостоятельно определить сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу. Например: Даю детям два слова и предлагаю из них составить небольшой рассказ. Фрагменты этого рассказа зарисовываем. Или предлагаю детям зарисовать героев двух сказок и составить рассказ или сказку. Можно дать детям задание сочинить сказку и нарисовать к ней иллюстрации.

2. Метод декоративного рисования (приложение 11)

      Метод обогащает представления детей об окружающих предметах и способствует появлению умственной и речевой активности, побуждает детей видеть красоту и развивать воображение. Учу изображать геометрические формы, усложняю понятие о симметрии при этом обогащается словарный запас ребенка. Знакомлю детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народов нашей страны.

3. Метод нетрадиционных техник рисования (приложение 12)

Метод является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

      Этот метод позволяет мне развивать у детей сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами: разноцветные нити и веревочки, ватные палочки, пластилин, крупа и т. д.

Рисование на манке. Материалы: световой стол для рисования, подносы с различным цветом дна, манка. Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе (на столе) манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Возьмите палец ребенка и проведите им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце.

4. Лепка (скульптура) (приложение13)

     Данный метод, так же как и все вышеперечисленные методы, позволяет более углубленно развивать мелкую моторику, развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами.

      На занятии по лепке определяю пропорции и подчеркиваю характер формы предмета, затем задаю детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Большое значение для детей приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Дети сами задают друг другу вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.

     Лепку можно использовать не только в групповом помещении, но и на улице (приложение14). Вместе с детьми мы лепим из снега разные фигуры животных. Затем предлагаю им, вспомнить художественные литературные произведения с вылепленным героем. Например: «Дети мы вылепили крокодила, вспомните, в каких литературных художественных произведениях вы слышали про крокодила», ответы: - «Что ест за обедом крокодил?», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Краденое солнце» и т. д. Так же дети вспоминают, строки из произведений связанные с этим героем и все, что они знают об этом животном и играют в игры.

5. Дидактические игры по изобразительной деятельности (приложение 15)

    Эти игры я использую в организации самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, и также в индивидуальной работе с детьми.

Они направлен на расширение представлений детей в области искусства, развитие художественных навыков и вкуса, тренировку познавательных процессов (внимание, мышление, воображение, речь).

Игра «Волшебная палитра», «Знатоки», «Подбери узор», «Найди пару, художники», «Собери пейзаж»,  «Сочини сказку» , «Рисунок – загадка»,  «Три краски», «Оживи предмет», «Волшебник», «Четвертый лишний»,«Каляки – маляки», «Собери матрешку» и т.п.

Пальчиковые игры «Я рисую».

Итоги проекта:

  • созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике (уголки ИЗО деятельности, наборы материалов для нетрадиционного рисования, картотеки пальчиковых игр, дидактические игры, световой стол для рисования песком);
  • разработана система по развитию речи детей младшего возраста с помощью пальчиковых игр и приемов рисования;
  • родители взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи детей, совершенствуют в домашних условиях навыки пальчиковых игр и изобразительных действий, о чем свидетельствуют выставки совместных работ;
  • воспитанники стали чаще применять полученные навыки в различных видах деятельности  ДОУ;
  • повысился интерес детей к художественно-продуктивной деятельности;
  • обогатился словарный запас;
  • речь  стала эмоциональнее.

Рекомендуем использование данного проекта родителям, воспитателям по изобразительной деятельности и воспитателям всех возрастных групп других детских садов.

Информационные ресурсы:

  1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2016 г.
  2. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»;  Москва – 2016.
  3. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»
  4. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».  Москва – 2005.
  5. Е. Румянцева «Весёлые уроки рисования» Москва 2016.
  6. Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников». – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
  7. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество». Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.

Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию в средней группе ДОУ

1. «Нарисуй теплую картинку» 
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. 
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. 
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. 
Творческие задания: 
A) нарисуй «теплый» натюрморт; 
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); 
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?» 
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения. 
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. 
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

3. «Составь ежа из палочек» 
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные. 
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры. 
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

4. «Портреты» 
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны. 
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. 
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

5. «Кто играет с нами в прятки» 
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне. 
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей. 
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога. 
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

6. Панно «Осень праздничная» 
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности. 
Игровые задания: 

  1. Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
  2. На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
  3. «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
  4. После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

7. «Тепло-холодно» 
Цель: закреплять представление о цветовом круге. 
Игровые задания: 
1. Построение с ленточками: 
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ; 
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; 
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др
. 
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку). 
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).

8. « Узнай и дорисуй».  

Цель:  развивать внимание детей,  чувство симметрии; обнаружить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей его  заштриховки.

 Ход игры:  на листах бумаги  нарисована половина какого-то предмета ( цветок, избушка, елка. ). Нужно дорисовывать вторую часть  рисунка и закрасить его.

9. « Так или не так».  

 Цель:  учить детей в композиции картины замечать ошибку, нарушение целостного сочетания цветов.

 Ход игры: в композиции картины, выполненной например  в холодной гаме, вводится яркий цвет ( накладывается лоскуток бумаги, которая нарушает целостное сочетание цветов ). Дети  должны найти ошибку, определить цветовую гамму и объяснить, почему стало некрасиво.

10. « Закончи картинку».   

 Цель: обнаружить уровень  формирования  восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

 Ход игры:  на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Цикл пальчиковых игр

Освоение мира маленьким человечком происходит постепенно, от простого к сложному: от умения держать голову до формирования навыков рисования и письма. На всех этапах развития взрослые должны помогать малышу, поддерживать его и направлять. 

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей является пальчиковая игра (гимнастика). Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, подготавливает руку к письму. Выполнение пальчиковой гимнастики происходит в процессе НОД, предусмотренных образовательной программой дошкольного детского учреждения, а также в перерывах на другие непосредственно образовательно деятельности. В связи с этим на выполнение пальчиковой гимнастики обычно отводится до 5 минут.

Что касается содержательной стороны, сюжет задания пальчиковой игры должен совпадать с тематикой НОД, на котором гимнастика проводится. Обычно на отработку одной пальчиковой гимнастики уходит  около 2 недель. Поэтому в месяц дети в среднем знакомятся с 2–3 новыми упражнениями.


Цели и задачи:

В средней группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:

  • работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
  • развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачами проведения пальчиковых игр в средней группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • воспитание чувства принадлежности к коллективу, уважения к взрослым и сверстникам.

ТЕМА

ЗАДАНИЕ

январь

Новогодний калейдоскоп

Наступает Новый год!

хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,

поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.

фонарики

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.

легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,

пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.

трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец

Зимние забавы

     Раз, два, три, четыре, пять,                           (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.                               («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили,                              («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,                    (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,                            (Ведут указательным  пальцем  

                                                                           правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.                             (Кладут ладошки на стол то одной,

                                                                                то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.                             (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.            (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)                    

Зима

Ой, мороз, мороз, мороз

(указательным и средним пальцами обеих рук слегка пощипать себя)

Щиплет щеки (за щеки),

Щиплет нос (за нос),

Щиплет ушки (за уши),

Щиплет губки (за губы),

Забирается под шубки (прячут руки под мышки).

Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг о друга),

Всё, как следует, потри:

Щеки (потереть ладонями щеки),

Носик (потереть крылья носа),

Уши (потереть уши),

Губы (потереть губы),

Пар пошел даже от шубы (разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них).

февраль

Зима

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.

пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,

трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.

ладошкой массажируем кончик носа

Снег,

плавные движения ладонями

Сугробы,

кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед.

ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед!

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,

ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики.

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.

кулак, ребро, ладонь

Что из чего сделано

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

Давим,

крепко сжать кулаки

Тянем,

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

День защитника Отечества

Сегодня праздник всех отцов

(сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов

                 (хлопают в ладоши)

Свой долг и маму защитит

(из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!

(сжимают и разжимают пальцы)

март

8 марта

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель-

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошки вверх.)

Знакомство с народной культурой и традициями

Первый пальчик в глине           (большой стукается с указательным)

Второй в пластилине                  (большой со средним)

Третий в шоколаде                    (большой с безымянным)

Четвертый в мармеладе            (большой с мизинчиком)

Склеились пальчики!!!              (сложить все пальчики в щепоть)

Расклеились!!!                              (раскрыть широко ладошку)

«Утром пальчики проснулись»

Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки),

Потянулись (напрягают, разводят пальцы)

И встряхнулись (встряхивают кисти),

Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия),

За работу принялись («закатывают рукава»),

Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки),

Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук),

Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах)

И весь день протанцевали (ручки «танцуют»)

Мой город

Стук, стук, постук, раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей                 (ладошки над головой).

Вот с такими стенами              (ладошки около щечек).

Вот с такими окнами                  (ладошки перед лицом).

Вот с такою дверью                   (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком                    (сцепили ручки).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли!                                    (расцепили ручки)

апрель

Птицы

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.        

(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.         

(Сводим руки над головой.)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:        

(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.         

Соединяем каждый палец с большим пальцем

 на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

Весна

Под самым карнизом,                 (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки                   (стучат пальцами по столу)

Весеннее  солнце.                         (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут                                  (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…    

И тают сосульки –                          (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

Весна

Стучат всё громче дятлы,

 Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)

 Встаёт пораньше солнце,

 Чтоб землю нашу греть

 (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

 Бегут ручьи под горку,

 Растаял весь снежок,

 (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

 А из под старой травки

 Уже глядит цветок.

 (ладони соединить и чуть раскрыть,  чтобы получилась чашечка цветка

май

Растения – зеленый цвет Земли

 Распускаются цветы      (постепенно раскрываем сомкнутые в виде  бутона  ладони)                                                                                      
Удивительной красы.
Этой раннюю весной,
Ветерок зовет с собой.                      (ручками поманили к себе)
Пробежаться по тропинке,             (имитируем бег пальчиками по столу)
Посчитать на речке льдинки       (загибаем поочередно пальчики одной руки)
И увидеть как из почки,
Появляются листочки.                (сложить ладошки друг на друга в виде
  листочка)      

Путешествие в мир насекомых и пресмыкающихся

Прилетела к нам вчера                               (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.  

А за нею шмель-шмелек                 (На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                              загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                       (Делают   кружочки   из   пальчиков    и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,                            (Машут ладошками.)

От усталости упали.                              (Роняют ладони на стол.)

Здравствуй, лето!

                          - Что ты мне подаришь, лето?
                        - Много солнечного света!                (загибают по одному пальчику,
                           В небе радугу-дугу        (сначала на одной руке, а затем на другой)
                            И ромашки на лугу!
                        - Что еще подаришь мне?
                        - Ключ, звенящий в тишине,
                          Сосны, клены и дубы,
                          Землянику и грибы!
                          Подарю тебе кукушку,
                          Чтоб, выйдя на опушку,
                          Ты погромче крикнул ей:
                          «Погадай мне поскорей!»
                          И она тебе в ответ
                          Нагадала много лет!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Перспективный план занятий по нетрадиционной технике рисования

Рисование — один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности. Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы рисования. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам средней группы исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.

Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности. Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4–5 лет.


 Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи. Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение. Повышается тактильная чувствительность — кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость. Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас.
В средней группе нетрадиционное рисование изредка может включаться в занятия по изобразительной деятельности, может проводиться в рамках проекта. Чаще же всего такие техники изучаются с детьми в рамках кружковой работы.

Месяц

Тема

Нетрадиционные техники

Программное содержание

январь

«Морозные узоры»

Рисование свечой

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

«Зайчик зимой»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура.

«Синичка»

Рисование ладошкой

Учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. Развивать память, воображение, логическое мышление, творческие способности: чувство цвета, фантазию.

февраль

«Веселые картинки»

Рисование нитками

Продолжать развивать интерес у детей к нетрадиционному виду рисования;

Развивать мелкую моторику рук.

«Радужное море и его обитатели»

 Точечный рисунок. Ватными палочками

 Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками);

Создать условия для освоения умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок;

Создать условия для активизации воображения, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

«Танк»

Печать по трафарету

Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, с помощью трафарета; Расширить знания, о родах войск. Развивать воображение, самостоятельность, расширять кругозор.

март

«Мимоза для мамы»

Рисование пальчиком

Учить детей рисовать нетрадиционным способом: пальцем. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета. Развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей подарок.

«Заколдованные бабочки»

Пластилинография

Пополнять знания о бабочках, научить видеть красоту в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать умение украшать элементами из пластилина контурные формы (форма бабочки). Закрепить приёмы отщипывания, раскатывания, сплющивания. Познакомить с законом симметрии, украшая крылья бабочки.

Развивать мелкую моторику рук.

«Сказочные платочки»

Оттиск печатками из пробки

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику. Развивать внимание, память, фантазию.

апрель

«Солнышко»

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Курочка и цыплята»

Рисование ладошкой и пальчиками

Формировать бережное отношение к окружающим живым объектам. Развивать мелкую моторику рук и координацию движения. Продолжать знакомить со свойствами красок и цветом. Совершенствовать художественные навыки. Изображать предметы равномерно по всему листу.

«Волшебные цветы»

Ниткография

Развить воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику, положительное отношение к процессу рисования.

май

«Салют»

Рисуем клеем и солью

Познакомить детей с новой техникой рисования, рисование солью. Учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уважение к участникам войны.

«Ветка цветущей сакуры»

Рисуем дном бутылки

Познакомить детей с техникой рисования дном пластиковой бутылки; проявлять интерес к продуктивной деятельности.

Учить аккуратно обмакивать дно бутылки в гуашь, ставить оттиск на бумаге. Развивать познавательный интерес к миру природы, закреплять знания о географическом разнообразии. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

«Тюльпаны»

Рисуем вилкой

Развитие творческих способностей детей. Развитие творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества. Совершенствовать умения композиционно располагать детали на листе бумаги. Воспитание желания узнавать новое.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Кизнерский детский сад № 4»

 ПРОЕКТ

Тема:
«Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

Срок реализации проекта: ноябрь 2017 года – май 2018 года

Руководитель проекта: воспитатель по Изобразительной деятельности

Аланина Ольга Андреевна

п. Кизнер 2017 год