План работы по самообразованию во второй младшей группе «Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»
методическая разработка

О.В.Потапова

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

Цель:

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

Цель:

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Формы работы с детьми:

-совместная работа с детьми;

-индивидуальная работа;

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.

С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

Формирование устной речи у ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Методы и приёмы работы:

#1052;ассаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

#1055;альчиковые игры и упражнения со стихами, со скороговорками.

#1051;епка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала

(семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, штампами, пальцем.

Предполагаемый результат:

  1. Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.
  2. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.

Перспективный план

  1. Теоретический этап

Изучение учебно-методической литературы.

  1. Практический этап

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений.

Заучивание пальчиковых игр.

Оформление папки передвижки «Игры с

пальчиками»

Подбор и разработка дидактических игр.

Консультации для родителей.

  1. Заключительный этап.

Анализ работы по теме самообразования.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Выявить положительные результаты проделанной работы. Проанализировать недостатки.

Содержание работы

Сроки

Практические выходы (картотеки, доклады,

реализации

открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

1

Изучение литературы по теме самообразования.

Сентябрь

Учебная литература, методические пособия, и др.

2

Написание плана работы на год

Сентябрь

Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана.

3

Создание картотеки пальчиковых и

Сентябрь

Подбор и разработка дидактических игр, учитывая

дидактических игр

возрастные особенности детей,

4

Сентябрь

Проведение диагностического

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

исследования.

5

Индивидуальная работа с детьми

Октябрь

Творческая выставка

(лепка)

6

Консультации для родителей

Октябрь

Презентация, текстовой материал

7

Разучивание пальчиковых игр

«Осень», «Еж», «Овощи»

Октябрь

Картотеки игр

8

Разучивание новых пальчиковых игр.

«Капуста», «Зайка», «Фрукты»

«Апельсин»

Октябрь

Картотеки игр

9

Консультации для родителей

Ноябрь

Оформление папки передвижки «Игры с

Пальчиками

10

Индивидуальная работа с детьми

Ноябрь

Творческая выставка (аппликация)

11

Дидактические игры

Ноябрь

Конструктор, «Чудесный мешочек», «Прищепки»

12

Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи

Ноябрь

Картотеки

13

Игры со счётными палочками (Дети выполняют из них различные фигурки)

Декабрь

Картотеки

14

Разучивание новых пальчиковых игр.

«Елка», «Снежок», «Замок»

Декабрь

Картотеки

15

Индивидуальная работа с детьми

(лепка)

Декабрь

Творческая выставка

16

Создание картотеки игр с массажными мячиками

Декабрь

Картотеки

17

Игры с массажными мячиками

«Ежик», «Орех»

Январь

Картотеки

18

Консультация для родителей

«Крупная польза мелкой моторики»

Январь

Презентация, текстовой материал

19

Дидактические игры

Январь

«Разрезные картинки», «Сухой бассейн»,

«Помоги

развесить одежду», «Пазлы»

20

Веселые упражнения с карандашами.

Январь

Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками.

21

Заучивание пальчиковых игр «Зима»,

«Медведь», «Белка»

Февраль

Картотеки

22

Заучивание игр с массажными мячиками «Шарик», «Иголки»

Февраль

Картотеки

23

Настольные игры

Февраль

«Мозаика», «Разрезные картинки», «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

Игры со счётными палочками

24

Индивидуальная работа с детьми

(аппликация)

Февраль

Творческая выставка

25

Игры с массажными мячиками

Март

Игры

26

Памятка для родителей «Наши пальчиковые игры»

Март

Текстовой материал

27

Дидактические игры

Март

«Пазлы», «Шнуровки», «Бусы для мамы»

28

Заучивание пальчиковых игр

«Весна», «Уточка»

Март

Картотеки

29

Веселые упражнения с карандашами.

Способствовать умению раскатывать карандаш между

Апрель

Игры

ладошками.

30

Индивидуальная работа с детьми

(лепка)

Апрель

Творческая выставка

31

Заучивание пальчиковых игр

«У дорожки дуб растет», «Пчела»,

«Кап, кап, кап»

Апрель

Картотеки

32

Дидактические игры со счётными

Палочками - «Солнце светит ярко- ярко»

Апрель

Игры

33

Дидактические игры

Май

«Пазлы», «Шнуровки», «Прищепки»

34

Проведение контрольного диагностического исследования.

Май

Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

35

Анализ работы по теме самообразования

Май

Отчёт

Литература

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –АСТ,

2011-64с

  1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. – М- «Карапуз» 2007-18с
  2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М:ТЦ Сфера, 2006-64с
  3. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом. «Литера»; 2006-18с
  4. Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с
  5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры СПб: Изд. дом «Литера», 2007-96с
  6. Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 лет –СПб:КАРО, 2008-96С
  7. Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс, 2007-211с
  8. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малышей Ростов-на –Дону: Владис: М:РИПОЛ классик, 2008-320с

#1057;околова.Ю.А. Игры с пальчиками – М:»ЭКСМО»,2006-25С

Группа «Я — воспитатель»:

Дополнительные материалы для воспитателей по подписке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?       Чтобы ответить на эт...

Самообразование- «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 год. Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »

Актуальность выбранной темы.Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.. Речь - тонкий психолог...

Самообразование воспитателя по теме "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей"

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников . Повышение своего теоретического  уровня, профессионального мастерства и компетентности....