Отчет по самообразованию во второй младшей группе. Тема: «Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»
рабочая программа (младшая группа)

Ханмурзаева Абидат Камильевна

Отчет по соообразованию о проделанной работе за 2 месяца 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_17.04.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Красносельского района

г. Санкт-Петербург

Отчет  по самообразованию во второй младшей группе на 2022-2023уч. год.

 Тема: «Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»

Подготовила: воспитатель

 второй младшей группы №9

Ханмурзаева А.К.

2023-2024 год

Цель: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи самообразования:

 1) Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

 2) Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

 3) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.

 4) Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

 - индивидуальная работа;

-свободная самостоятельная деятельность самих детей

Методы и приёмы работы:

 1.Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

3.Пальчиковые игры и упражнения со стихами, со скороговорками.

4.Лепка из пластилина с использованием природного

материала

(семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования:

кистью, ватными палочками, пальцем.

 Предполагаемый результат:

 1. Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие

способности детей.

 2. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.

Веселый счет

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

"Колючий еж"

Гладь мои ладошки , еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить! (Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".

Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки" на "ножки", делать массаж тела, называя все соответственно)

Мячик

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук. (Движения соответствуют тексту)

Испечем мы каравай

Месим, месим тесто, (Сжимаем мяч, мяч в правой руке)

Есть в печи место. (перекидываем в левую руку и сжимаем)

Испечем мы каравай, (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)

Перекидывай, валяй! ( катаем мяч между ладошками)

Пальчиковая игра «Ёжик маленький»  

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ежик маленький замерз

и в клубок свернулся. (крепко сжать мячик ладонью)

Солнце ежика согрело,

Ежик развернулся. (открыть ладонь и показать мячик)

Этот шарик не простой

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5

– Всем пора нам отдыхать! (Движения соответствуют тексту)

Мячик-Ежик

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Игра с Ежиком

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Пальчиковая игра «Зайки на лужайке»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На поляне, на лужайке (катать мячик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке )

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

 Стала гладить и ласкать всех зайчат зайчиха-мать. (гладить мячиком каждый палец)

Пальчиковая игра «Орехи»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).
Это в школе нам поможет 
Буквы ровные писать.

 

Картотека игр с массажным

мячиком

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

 Пальчиковые игры очень эмоциональные их можно проводить как в саду так и дома. Родителям в помощь была проведена консультация о тех играх, которые мы изучаем на занятиях, даны рекомендации как правильно провести такую игру с ребенком. И как радуется ребенок, когда может поделиться со своими родными людьми своими успехами в запоминании и изучении чего-то нового и интересного.

 Увлекательные игры способствуют развитию речи, развитию мелкой моторики рук, а также творческой деятельности. 

«Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вниз»«вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Ладушки, ладушки»«Идет коза рогатая» и т. д.

Развитию : речи, кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие какигры с прищепками, дидактические игры, настольные игры, рисование (в том числе нестандартное), аппликация, лепка -служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенкаигры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

 Стараясь развивать навыки мелкой моторики у детей, я понимаю важность своей работы, ведь вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель работы - изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2) сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

3) подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

4) установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

5) повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Итак, для начала я внимательно изучила нормы речевого развития детей 3 – 4 лет.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 - 4 лет.
1. Ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.
2. Называть имена близких родственников и друзей.
3. Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны).
6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый.
7. Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат.
8. Точно повторять услышанное, пересказывать (допуская непоследовательность).
9. Разговаривать громко и тихо.

Связать с пальчиковыми играми и упражнениями получится не все пункты, но большинство. Так, например, каждый пальчик можно назвать именем мамы, папы и др. родственников- вот и запоминание имен родных. Пальчиковый театр- это восприятие образов, описание увиденной ситуации, в стихотворных играх и потешках формируется связная и богатая устная речь, тренируется память, формируется интонация.

Итак, почему же все-таки пальчиковые игры, стали одним способов развития речи у детей?  

 Ну во-первых, игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

 Во-вторых, пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания (можно использовать во всех занятиях), улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.

Этапы разучивания игр:

- Воспитатель сначала показывает игру ребенку сам;

- Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

- Воспитатель и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст;

- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,

который произносит текст;

- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а воспитатель

подсказывает и помогает.

Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:

1) Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

2) Игра с карандашами

3) Игра с массажными мячиками.

4) Чудо – прищепки

5) Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа бумаги.

6) Собирание бусинок на нить (показ пособия)

7) Выкладывание мозаики.

8) Пальчиковый театр (показ фигурок из пособия)

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

2024 год объявлен в нашей стране годом семьи. Были подобраны игры для формирования образа семьи у ребят.

Детские пальчиковые игры про семью

«Семья»

А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)

Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)

Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)

Два Антона (загибать средние пальцы)

Сидят дома,

Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)

Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

«Моя семья»

Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)

Дома милая семья:

Папа, мама, я, сестричка,

Братик — мальчик-невеличка.

«Моя семья»

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

Один пальчик — дедушка,

Другой пальчик — бабушка,

Средний пальчик — папочка,

Ну, а этот — мамочка,

Самый младший — я,

Это вся моя семья!

Так же для реализации программы «Финансовая грамотность у детей младшего возраста» найдены, а где-то даже придуманы мной пальчиковые игры и упражнения.

«Монетка»

Раз- монетка (соединяем указательный палец с большим, делая кружок)

Два-монетка (то же самое с другой рукой)

Я в копилку положу (соединяем ладошки)

И над ушком потрясу (трясем «копилкой» из ладошек нал ухом).

«Мушка»

Мушка шла, шла, шла (пальчики идут по столу)

И копеечку нашла (соединяем указательный палец с большим, делая кружок)

Ты копейку береги! (указательным пальчиком грозим), в кошелечек положи!

 «Будем денежки считать»

1, 2, 3, 4, 5 – будем денежки считать

(сжимаем и разжимаем пальцы)

1 и 2 – оплатим дом (отгибаем от мизинца)

Дом, в котором мы живем.

3 монетка – одежду купить,

На 4 монетку – купим есть и пить,

Ну а 5 пока спрячем на донышке кошелька.

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,

сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

- Используйте максимально выразительную мимику.

- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

- Постепенно заменяйте упражнения новыми.

- Проводите занятия весело.

- Не принуждайте ребёнка

Отклоняясь от плана, решила попробовать развитие самостоятельной деятельности детей в упражнениях для развития мелкой моторики.

Ведь часто бывают соберется небольшая компания ребят за столом и хотят поиграть во что самостоятельно без указки взрослого, хотят проявить свои творческие способности самостоятельно. Тогда на помощь приходят конструктор с мелкими деталями, наборы для творчества, настольные игры. Тут мы тренируемся самостоятельно, но взрослый может мягко корректировать действия ребенка, используя слова для развития активного словаря ребенка, слова помощники для ориентировки в пространстве, например: «слева», «справа», «вверх», «вниз», «под», «над», «между» и т.д

Результат

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

У большинства детей мелкая моторика развита неплохо, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы. Но есть и такие детки у которых речь и моторика, к сожалению, развита недостаточно хорошо. Поэтому в дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельностиразвитию речи, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности и продолжать работать в данном направлении ежедневно, уделяя большее внимание именно тем деткам, которым это необходимо в большей степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе Тема: « Пальчиковые игры с Петрушкой»

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук....

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

«Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей средней группы »

quot;Пальчиковые игры"Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подр...

"Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики рук детей"

В статье перечислены приемы, на которые есть видео с практической работой...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?       Чтобы ответить на эт...

Самообразование- «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...