Консультация для воспитателей «Роль музыкальных шедевров в жизни ребенка, имеющего ОВЗ»
консультация

Консультация для воспитателей и всех заинтересованных взрослых о влиянии музыки на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыка для детей с ОВЗ35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Виктория» МО г.-к. Анапа Краснодарского края

 

Консультация для воспитателей «Роль музыкальных шедевров в жизни ребенка, имеющего ОВЗ»

                                                       Подготовила: музыкальный руководитель О.Б. Котловская

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Практика музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии подтверждает, что чем раньше начинается включение детей в музыкальную деятельность, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка.

Известно, что ведущая роль в становлении личности ребенка-дошкольника принадлежит эмоциональной сфере (Л.С.Выготский).

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.
Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации). В процессе музыкальной деятельности ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения в других видах деятельности в рамках коррекционно-развивающего обучения. Кроме того, музыка играет существенную роль в формировании и развитии эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображение, стремление к эстетическому самовыражению.

В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем, не только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.

Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувства ритма, развития движений и пр.

Коррекция нарушений, имеющихся у детей, осуществляется путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.

Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Охарактеризуем специфику и роль в общем процессе коррекционной работы одного из видов – слушание музыки.

 Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами  классической музыки.

 Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ученые доказали, что при слушании классической музыки у людей улучшается кровообращение, работа головного мозга, улучшается общее самочувствие. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Музыка способствует развитию художественно-творческих представлений детей, создает соответствующую атмосферу. В выборе музыкального репертуара учитываются:   потребность детей, их переживания, желания, и то, что произведения должны отвечать двум основным принципам – быть высоко художественными и доступными.

 Какая же музыка нужна для прослушивания?

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П.Чайковского и др.).

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга («Жаворонок» И.Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т.е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивания музыкального произведения можно предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания использование других видов искусства - художественные иллюстрации и поэтические произведения -  делают восприятие более полным и глубоким. Слушание  используется и для того, чтобы между участниками образовательного процесса возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения.  

Литература.

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.

2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. – 1996. –№ 5–9.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1990.

6. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева «Логопедическая работа в специализированном детском саду», М. Просвещение .1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль детской литературы в жизни ребенка"

Если путь, прорубая отцовским мечом,Ты соленые слезы на ус намотал,Если в жарком бою  испытал, что почем, –Значит, нужные книги ты в детстве читал.            ...

Роль музыкального развития в жизни ребенка дошкольного возраста.

Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир......

Консультация для воспитателей «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей»

Консультация для воспитателей «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей»...

Консультация для воспитателей " Роль подвижных игр в жизни ребенка"

Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом....

Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста."

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Дидактическая игра формирует у детей музыкальные способности, способствует развитию звуковысотного слуха и побуждает к самостоятельной деятельности....

Консультация для воспитателей "Роль дворовых игр в жизни ребенка"

Играя с детьми в дворовые игры, мы продлеваем детство...в том числе, и свое!...