Траектория социализации семей из «группы риска» средствами сетевого взаимодействия ДОУ с социальными институтами города Новоалтайска
статья

Золоторева Тамара Александровна

В данной статье говорится о том, какие категории семей   отнесятся к "группе риска". Какие  условия создаются  для организации деятельности  дошкольного образовательного учреждения  по раннему выявлению и коррекции семейного неблагополучия, какая  работа ведется  с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с семьями группы риска 29.3 КБ

Предварительный просмотр:

1слайд

Траектория социализации  семей из «группы риска» средствами сетевого взаимодействия  ДОУ с социальными институтами города Новоалтайска

2 слайд

План.

3слайд

“На свете – бездна родителей, – писал В.Г.Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.

Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире. Дошкольники – как воск. Подогрев его, т.е. обласкав, от ребенка можно всего добиться и переделать его поведение тоже легче, чем в старшем возрасте.

Почему траектория социализации…, да потому, что это несколько дорог, по которой мы планируем вершить этот проект. В зависимости от причины, которая способствовала тому, что семью отнесли к «группе риска»: здесь и повышение родительских компетенций, и повышение компетенций педагогов, и создание службы наставников, и создание консультативного центра.

Давайте с вами поговорим о функции семьи в целом. Какую функцию несет семья?

4 слайд

  • Воспитательную;
  • Хозяйственно-бытовую;
  • Экономическую;
  • Социальный контроль;
  • Духовное общение;
  • Досуговая;
  • Эмоциональная.

Почему семь попадают в группы риска?

5 слайд

Давайте определимся, какие семьи мы будем относить к «группе риска».

6 слайд

- Неблагополучные семьи ( алкоголь, наркотики, конфликты..);

- Многодетные семьи (незрелые, один из родителей);

- Семьи с детьми  ОВЗ.  

7 слайд

Работа с семьей «группы риска» - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Работа с такими семьями сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

   Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. При социальной работе с такими  семьями нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов. При этом специалисты должны уметь:

  • Во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи  (по какой причине ее отнесли к этой группе).
  •  Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй.
  • В-третьих, своевременно и правильно их применять.

Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно.

Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг.

I этап. Подготовка к реализации проекта (сентябрь – декабрь 2018).

С января 19 года началась реализация II этапа проекта  (январь 2019 – апрель 2022): взаимодействие с семьями, педагогами и  социальными институтами города Новоалтайска.

         Главной целью работы нашего детский сад  является,  создание условий для организации деятельности  дошкольного образовательного учреждения  по раннему выявлению и коррекции семейного неблагополучия, организации  работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних через социализацию семей из группы риска средствами сетевого взаимодействия ДОУ с социальными институтами города Новоалтайска.  

       Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны и детского сада, и социальных институтов города, и государства в целом.

Механизм достижения поставленной цели.

В детском саду организована системная деятельность, которую осуществляет педагоги, направленная на:

- раннее выявление неблагополучных семей: анкетирование, беседы, опросы, тесты…;

- организацию социальной помощи и поддержки семьи через консультирование, мастер – классы… (воспитатели, узкие специалисты);

- обеспечение психологической поддержки семьи через систему психологических тренингов (педагог – психолог, учитель – логопед);

-  организацию развлекательно – познавательных мероприятий (педагоги, узкие специалисты, администрация ДОУ);

-  организацию благотворительной помощи ( желающие).        

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и специалистами ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Семьи «группы риска»:

    -  Многодетные семьи нуждаются в вовлечении детей в систему дополнительного образования, в консультациях психолога образовательного учреждения для родителей по вопросам воспитания, в консультации специалистов по выявлению отклонений у ребенка.

     -  Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности  также необходима организация сотрудничества детей и взрослых, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность.

       - В работе с конфликтной или неблагополучной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

           Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: социальной службой  и комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, прокуратурой, органами опеки и попечительства.

       В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями «группы риска». Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы», консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информация (памятки, буклеты), педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.

      Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.

       Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффективного -воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения.

       Учитель-логопед проводит консультации, открытые занятия и семинары-практикумы по своему направлению.

       Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, проводят консультации и практикумы для родителей. Работа с педагогическим коллективом ДОУ.

Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия всех социальных институтов города и семьи.

   В нашем детском саду в работе с семьями "группы риска" широко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальные формы работы, а также формы работы, связанные с оформлением стендов, буклетов, папок - передвижек, выставок. Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Есть семьи, чьи дети не посещают детский сад, приходится завлекать их. Родители не всегда посещают мероприятия, не имеют возможности прочитать информацию на папках - передвижках и стендах, в силу большого объёма информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями. Поэтому работа с родителями по повышению педагогической культуры должна планироваться и проводиться таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.

  Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, благоустройство ДОУ и территории, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта..

Таким образом, привлекая родителей ко всему, чем насыщена жизнь ребенка в детском саду, можно с успехом решать задачи педагогического просвещения и влиять на некоторые глубинные процессы создания и эмоциональной сферы человека, руководящего развитием ребенка.

Очень хотелось бы, чтоб и воспитатели, и родители всегда помнили, что семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Семья как важнейший социальный институт. Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения»

СодержаниеВведениеI Семья как важнейший социальный институт.Понятие социального института, его виды     2. Брак - основа семейных отношений    2.1 Формы брака...

Проект "Спорт в городе Новоалтайске"

Иследование детей, какую спортивную секцию они могут посетить в городе Новоалтайске с 6 лет...

Повышение качества образовательного процесса в ДОУ средствами сетевого взаимодействия с социальными партнерами

Повышение качества образовательного процесса в ДОУ средствами сетевого взаимодействия с социальными партнерами...

Справка эффективности работы по реализации программы социального партнёрства организации в соответствии с направленностью групп в дошкольной образовательной организации (ДОО) (взаимодействие с научными, образовательными, социальными институтами)

Целью  сетевого взаимодействия  СПДС «Чебурашка» с.Выселки заключается  в реализации адаптированной и основной общеобразовательной  программы дошкольного  образова...

Взаимодействие с социальными институтами города

Активно взаимодействую с социальными партнерами ДОУ: эколого-этнографический музей, БУК «Библиотечно-музейный центр», МБОУ СОШ №1, пожарная охрана....

Педагогический проект: "Путешествие по родному городу Новоалтайску"

Педагогический проект: "Путешествие по родному городу Новоалтайску"...