Роль фольклора в развитии детей
материал (младшая группа)

Кумарова Алия

Что такое фольклор?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебный материал33.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль фольклора в развитии детей»

Фольклор представляет словесное устное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования личности.

   Как и любое другое творчество, искусство, фольклор оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В фольклоре заложена мудрость поколений, соответственно на становление маленькой личности будет сказываться только положительный результат.

   Под малыми формами фольклора мы подразумеваем сказки, песни,  пестушки, частушки, потешки, пословицы, поговорки.

   Жизненные процессы, такие как одевания, купание, сопровождающиеся словами, очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает, откликается, сопровождает  свои действия словами - играет в ладушки, притопывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт музыки.

   В фольклоре отражены фрагменты жизни самого ребенка и это немаловажно, когда он учится самостоятельно держать ложку, самостоятельно есть. Это связанно с его здоровьем, поэтому овеяно заботой.

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке румяненький

Или:

Надо кашу варить,

Сашу кашкой кормить.

        Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях (умывания, одевания).

    Взрослый передает ребенку радость и бодрость, которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые, обыденные ситуации.

Водичка, водичка,

Умой Тане (Мише) личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода к низу,

А дитя кверху.

   Чтение вначале следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы («ляли»), а по прочтении спросить: «Где у «ляли» глазки? А у тебя, где глазки?» И здесь неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к собственной персоне.

Вот, пример:

Глазки, глазки, вы что делали?

- Смотрели!

А, вы ушки, ушки, что делали?

- Слушали!

А, вы, ножки, ножки, что делали?

- Ходили!

   Овладение ходьбой – эпохальное событие в жизни ребенка. Вот почему так важно оценить действия малыша, скажем, такими стихами:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дорожке,

Топни, Катя, ноженькой.

Или:

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи,

Вот так, вот сяк походи!

   Чтение стихов, прибауток («Большие ноги - шли по дороге, маленькие ножки - бежали по дорожке») можно соединить не только с реальной ситуацией хождения, но и  разыграть ее с двумя разными по величине куклами.

   Полезны потешки, с помощью которых,  взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание, вовлеченность со всем, что его окружает.

 Вот, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас прихожий,

Коленька хороший.

Коленька пригожий…

Он по лугу едет –

Луга зеленеют.

К садам подъезжает

Сады расцветают и т.д.

Или:

В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди ее любят,

Все ее голубят.

   

   Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире. Вот почему полезно подбирать произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек:

Собака на кухне

Пироги печет.

Кот в углу

Сухари толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

   Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека; животные действуют в произведениях на равных, как люди, кисонька - мурысонька едет на маленку, котик идет на торжок, курочка метет избушку или идет за водичкой, сорока варит кашу и т.п.

   Так постепенно дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне («Вот и люди спят, вот и звери спят»; «Вот и ночь пришла, темноту привела. Заснул петушок, запел сверчок»). Обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту, ласку. Что значит заботиться о животном, малыши еще не понимают, но эмоционально чувствуют общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому:

Уж как я свою коровушку люблю,

Свежей травкой я Буренушку кормлю,

Ты иди, моя коровушка, домой,

Напою тебя водою ключевой.

   Хочется подвести итог.  Фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает речь малыша, но и позволяет обучить его нравственным нормам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль фольклора в развитии детей.

В данной статье раскрывается значимость фольклора в развитии детей....

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...

Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны

В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...

Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

      Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...