"Малые фольклорные жанры в развитии речи детей дошкольного возраста"
статья

Абакумова Анастасия Геннадиевна

Детский фольклор развивает в ребенке отзывчивость, добрые эмоции. Путь становления ребенка как личности проходит через художественную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_folklornye_zhanry.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка»

Выступление

«Малые фольклорные жанры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Абакумова А. Г.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены поэтическая фантазия, идеи и стремления народа, чувства, переживания, мечты о справедливости и счастье.

Народная мудрость, доброта, юмор народного творчества должны предстать  в доступном, самобытном исполнении.

Особое внимание должно отводиться  детскому фольклору. Формированию детского фольклора способствуют несколько факторов, среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Детский фольклор развивает в ребенке отзывчивость, добрые эмоции. Путь становления ребенка как личности проходит через художественную литературу.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.  И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.

Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и  развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам.

В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

По этому, мною был разработан проект «Малые фольклорные жанры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность проекта.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.

У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, то есть создавать условия при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели, путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Цель проекта:

Развитие речи у детей младшего возраста, а также интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитание художественного вкуса.

Задачи:

1. Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

6. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Тип проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети младшей группы.

В результате:

1. У детейсформировались первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформировался интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники частично овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформировалось положительное отношение к режимным моментам.

6. У родителей сформировалось понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

7. У родителей повысился общий культурный уровень.

На 1-ом этапе проекта:

• был подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

• составлена картотекапотешек для всех режимных моментов;

• подобран иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.

• по окончанию проекта было показано открытое занятие.        

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

2. Беседы по содержанию потешек.

3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».

4. Открытое занятие «В гости к сказке».

5. Дидактические и развивающие игры: «Чей домик? », «Кто в домике живет? », развивающее лото «Животные и птицы».

6. Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок, петушок», «Улитка, улитка! », «Киска, киска, киска брысь», «Курочка моя, умница моя», «Наши уточки с утра» и т. д.

7. Изготовление руками детей оладушек и крендельков, «Заборчик для домика петушка», «Орешки для белочки» из пластилина; рисование («Тарелочка для кошечки, собачки», «Кап-кап-кап», «Снежинки как пушинки», «Угостим кота молоком»).

8. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

9. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Большие ноги», «Мыши водят хоровод»,

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Чтение потешек детям дома.

2. Заучивание потешек вместе с детьми.

3. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.

4. Презентация «Малые фольклорные жанры в развитии речи детей раннего возраста»

Устное народное творчество является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

Статья "Использование малых форм фольклорного жанра для Развития речи детей раннего возраста"

Статья о важности использования малых форм фольклора (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, приговоры) на занятиях по Развитию речи с детьми раннего возраста и во время проведения режимных моментов ...

Статья в газету "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"

В развитии речи детей дошкольного возраста средства малого фальклора играют немаловажную роль. Так как применяя их при работе с детьми, мы можем повлиять на формирование связной речи ребенка, правильн...