Создание условий эмоционального комфорта детей в детском саду.
статья

Стегачева Надежда Оттовна

Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу». Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_emotsionalnogo_komforta_detey.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий эмоционального комфорта детей
в детском саду.

Педагог-психолог:Стегачева Надежда Оттовна

Проблема психологического здоровья на современном этапе. 

Что такое «ЗДОРОВЬЕ»?

В большинстве случаев термин «здоровье» понимается с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. 

К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья. 
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:

  • Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
  • Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
  • Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т.д.)

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка. 

Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу». Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы. 

Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.). Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:

  • отношениями между воспитателем и детьми;
  • отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой. 

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе. 

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Важнейшим в работе педагога является:

-создание условий для развития личности ребенка,

-«включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды,

-личностно ориентированного общения с ребенком,

- предоставление ему свободы выбора деятельности,

-помощь в развитии его способностей,

-создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта.

Учитывая все это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка:

• предметно-развивающая среда,

• стиль общения воспитателя с ребенком,

• стиль общения воспитателей между собой и с помощником, 

• стиль общения воспитателя с родителями, 

• наблюдать, как общаются дети между собой. 

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. 

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения. 

Авторитарный стиль – это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке. 

Воспитатель - авторитар живет по принципу «Доверяй, но проверяй», ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от авторитара «Извините, я был неправ» почти невозможно. 

В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов, не крутись! », «Иванов, сколько можно повторять? » и т. д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог – авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки. 

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможность детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях, учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки, но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель – либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом – усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль. Воспитатель – демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. При организации работы воспитатель – демократ учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно. 

В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.

Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе. 

Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Насколько комфортно чувствуют себя ребенок в группе, можно понять с помощью следующих методик:

-Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

-Цветовая диагностика «Домики»
-Тест на эмоциональное отношение

-Анализ «Атмосфера в моей группе»

Применение их не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге. 

*        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *

Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

• Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители. 

• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком. 

• Быть затейником и участником детских игр и забав. 

• В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него. 

• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным. 

• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов. 

• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны. 

• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

• Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика. 

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

 
Психологические речевые настройки

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. 
Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми. 

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

- Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для это мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу. 
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. 

*        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *

Для сохранения и укрепления психического здоровья детей необходимо создать соответствующие условия, правильно организовать предметную среду, создать в группе зону для психологической разгрузки дошкольников, что бы дети не только в кабинете психолога учились конструктивным приёмам управления своими эмоциями, но и в группе, как только возникнет такая необходимость. Чем больше уделяется внимания развивающей среде, тем успешнее происходит развитие детей.

Основная цель зоны психологической разгрузки - преодоление эмоционального неблагополучия дошкольников, сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.

Пространство в группах должно иметь гибкое зонирование, что стимулирует самостоятельность детей, дает возможность свободного выбора. Рекомендуется оборудовать следующие уголки:

Уголок "настроения" - каждое утро встречает детей в раздевалке, он привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоции других детей.

Уголок гнева. Помогают снять психофизическое напряжение, агрессию даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

Его предназначение: развитие положительных чувств и эмоций, снятие напряжения, враждебности, гнева, выработка саморегуляции, умения владеть собой.

Оборудование этой зоны:

  • «Агрессивный коврик», «Коврик злости» - ребенок заходит на коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
  • «Мешочек для крика» "Баночки-кричалки", «Стаканчик для крика» предлагаем, если кто либо рассердился, взять баночку и поругать обидчика сердитыми словами, но после этого баночку обязательно надо закрыть крышкой, чтобы слова не разлетались по группе. Цель: избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
  • «Подушка злости», «Подушка-колотушка (игра «Выбиваем пыль», когда ребёнок дерётся, мы объясняем ему, что бить детей –это плохо, а вот побить грушу для битья или подушку, очистить её от зимней пыли, очень даже можно.
  • «Копилка плохого настроения»
  •  «Гибкая набивная змейка»
  • «Мешочки настроений». Если у ребёнка плохое настроение, он может положить его в «грустный» мешочек, а из «весёлого» мешочка «взять» хорошее настроение. 
  • Очень хорошо успокаивают, шнуровки, ленточки, клубочки пряжи (разматывая и сматывая клубочки дети овладевают приемом саморегуляции).

Уголок примирения.  Немаловажные атрибуты психологического уголка, целью которых является научить поссорившихся детей в забавной форме помириться друг с другом.

«Коврик примирения», «Коврик дружбы». 

«Подушка примирения»,

«Остров примирения»,

«Коробочка мирилка»

«Варежки-мирилки»,

«Куклы мирилки»- дети испытывают дополнительные тактильные ощущения и не только забывают обиды, но и стараются поиграть с ней.

Уголок уединения- (шатер, палатка, сухой дождь) позволяет детям спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть семейный или групповой альбом. А мягкие подушки могут иметь несколько назначений: подушки-подружки, подушки- плакушки, с которыми можно делиться своим настроением. Также можно использовать телефон с которого в игровой форме ребёнок может «позвонить» маме и поговорить с ней.

"Стул для размышлений" помогает ребёнку вспомнить забытые им правила поведения (игрушки мы не отнимаем,а ждём,когда другой ребёнок положит на место,когда поиграет).

А "Волшебный стул" способствует снятию напряжения, поднятию настроения".

«Световые клубочки» (созерцание) Цель: релаксация.

Массажные мячики. Цель: помочь снять мышечное напряжение, успокоиться.

«Волшебные предметы» (волшебная палочка, плащ, шляпа) помогают воспитателю совершать вместе с детьми чудесные превращения.

Аудиозаписи. (Шум моря, звуки природы, спокойная классическая музыка, любимые сказки и песенки). Цель: релаксация, получение положительных эмоций.

В уголке психологической разгрузки необходимы игровые материалы, отвечающие основным направлениям психопрофилактической работы с детьми.

Таким образом, наличие в развивающей среде группы зоны психологической разгрузки, позволит обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, дает возможности для развития эмоционально-волевой сферы, речи и познавательных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду.

Одна из основных задач педагогического коллектива ДОУ создать психологический комфорт для ребенка в образовательном процессе.Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка зависит от созданных ус...

Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду

В настощее время ученные в области педагогики и психологии пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании...

Консультация для педагогов Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду

Что же такое "психологический комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfor...

Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду

Психологический комфорт детей в детском саду...

«Создание условий в младшей группе детского сада для приобщения детей к истокам языка и национальной культуры»

laquo;Создание условий в младшей группе детского сада для приобщения детей к истокам языка и национальной культуры»...

Семинар - практикум/ «Создание обстановки психологического комфорта в детском саду»

Выступление «Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды»Воспитатель I категории Клочкова Т.Л.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенно...

Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду

От чего зависит эмоционально комфортная обстановка в группе? Какие формы работы с детьми, культурные практики способствуют сплочению детского коллектива и установлению доверительных отношений между ре...