Методическая разработка: «Развитие эмоциональной экспрессивной сферы у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка: «Развитие эмоциональной экспрессивной сферы у детей дошкольного возраста» В дошкольном образовании большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка, понимания чувств других людей и своих собственных, умений выражать переживания В последнее время утеряны многие семейные традиции, дающие ребенку наполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь, уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущей им эмоциональной насыщенностью игр, сообща переживаемых общественных событий. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращают живое человеческое общение и так необходимое ребенку-дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания чувствовать и сопереживать. Снижение многих показателей качества жизни современных детей прослеживается именно в сфере эмоционального самочувствия и отношения их к миру. Обедненная эмоциональная жизнь ребенка не всегда может быть восполнена в последующие возрастные этапы .Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы малыш научился осознать свои переживания, понимать эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребенка правильно управлять своими эмоциями. Такое умение позволит малышу, произвольно контролировать свое поведение и будет способствовать положительной коммуникации с окружающими. В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают восприятие ребенком окружающего мира, общение, являются откликом на поступки и действия людей. Они выступают начальным этапом в развитии эмоциональной отзывчивости, Отсюда поддержка и расширение у детей опыта адекватного эмоционального реагирования, яркости и выразительности эмоциональных реакций составляют важную сторону педагогической работы, при ее проведении важно опираться на следующие положения, научно обоснованные в работе психологов. 1. Успешное развитие эмоционального реагирования и соответственно благополучное функционирование эмоциональной сферы в целом зависит от качества сенсорного опыта детей, уровня развития их сенсорной сферы. Известно, что последняя – многомерное образование, включающее в себя, помимо интеллектуального и мнемонического, эмоциональный компонент. 2. Эмоциональная и сенсорная сферы имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние (А. В. Запорожец). Богатый сенсорный опыт ребенка одновременно является результатом развития других психических функций, в частности кратких эмоциональных реакций (Л. А. Венгер). речевой интонации – важное направление педагогической работы. Согласно теории выразительных движений, каждой эмоции присуще свое моторное оформление, на котором отражается любой ее нюанс. Эмоциональная экспрессия – инструмент, обеспечивающий выживание и благополучие детей (К. Э. Изард). Она служит своеобразным каналом связи, по которому ребенок транслирует сигналы, привлекающие внимание взрослых. В становлении и развитии экспрессивной стороны эмоции важную роль играют социальная среда и когнитивный Любой педагог и родитель хочет, чтобы ребенок вырос с такими качествами, как: - уверенность в себе, а не застенчивость или заносчивость и эгоизм; - любознательность и интеллектуальная активность, а не безразличие к окружающему миру; - уравновешенность. А не агрессивность; - стрессоустойчивость, а не тревожность; - целеустремленность, мотивированность на успех, а не пассивность неудачника; - готовность жить в «мире людей», а не страдать в нем. Для того, чтобы воспитать у дошкольника такие важные для его жизни качества, нужно определенным способом работать с эмоциональным опытом ребенка, создающим условия для их формирования. Условия для развития эмоциональной экспрессии создаются в разных видах деятельности, особенно важна в этом отношении игровая деятельность. Наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с миром и самим собой. С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира. Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта. В старшем дошкольном возрасте, ребенок обладает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п. Во-первых, он усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимике, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Организация и своевременное проведение работы по развитию эмоциональной экспрессии с детьми дошкольного возраста обеспечит успешность их эмоционального развития в целом. При этом важно учитывать: - специфику моторного профиля каждой эмоции; - последовательность введения компонентов, составляющих эмоциональную экспрессию: вначале вводятся экспрессивные элементы, наиболее подвластные управлению и самоконтролю – это жесты, мимика, затем предполагающие принятие детьми различных поз, демонстрирование голосовых импровизаций. Необходимо побуждать детей к эмоциональному самовыражению, создавая благоприятную обстановку для развития индивидуальности, эмоциональной чуткости, гибкости телодвижения и др. Обогащение понимания эмоций и чувств у дошкольников решается через знакомство и актуализацию ситуаций возникновения различных эмоций; обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих эмоции, чувства и их оттенки (радость, печаль, злость, страх, интерес, удивление, стыд, вина, спокойствие); формирование экспрессивной грамотности, т. е. овладение детьми собственными экспрессивными средствами .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о посещаемости детей
в подготовительной № 1 «Радуга». Период Август 2021
№ | Ф И О ребенка | Посещал дней | Всего пропущено дней | Пропущено дней по справке | Отпуск (дней) | Пропущено дней по заявлению | Без причины |
1 | Антонова Дарина | 22 | |||||
2 | Безгин Иван | 22 | |||||
3 | Борматов Алексей | 22 | |||||
4 | Зайцева Дарья | 5 | 17 | 7 | 10 | ||
5 | Золотарёва Александра | 14 | 8 | 8 | |||
6 | Зяблов Артём | 4 | 18 | 18 | |||
7 | Гришина Аня | 22 | 22 | ||||
8 | Ловягин Константин | 19 | 3 | 3 | |||
9 | Кузьменко Наталья | 17 | 5 | 5 | |||
10 | Карманова Ирина | 22 | |||||
11 | Лопатин Алексей | 22 | |||||
12 | Левчик Милана | 16 | 6 | 6 | |||
13 | Похващев Артём | 10 | 12 | 9 | 3 | ||
14 | Можаев Тихон | 22 | 22 | ||||
15 | Митина Кира | 22 | 22 | ||||
16 | Нигаматов Тимур | 2 | 20 | 19 | 1 | ||
17 | Рагушина Софья | 14 | 8 | 5 | 3 | ||
18 | Сапронова Анастасия | 22 | 22 | ||||
19 | Чурилов Дима | 22 | 22 | ||||
20 | Слизова Варвара | 15 | 7 | 7 | |||
21 | Стариков Вячеслав | 22 | 22 | ||||
22 | Сурин Егор | 22 | |||||
23 | Толстопятов Сергей | 14 | 8 | 5 | 3 | ||
24 | Чеснокова Вероника | 22 | |||||
25 | Шергелюк Александр | 22 | 22 | ||||
26 | Языкова Ангелина | 18 | 4 | 4 | |||
27 | Косачёва София | 22 | 22 | ||||
28 | Лапунов Артем | 3 | 3 | ||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182363-1358504488.jpg)
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-543199-1419113241.jpg)
Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483641-1411144714.jpg)
Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»
В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-1016609-1520925914.jpg)
Методическая разработка ""Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческой деятельности"
Развитие креативных способностей дошкольников во всех видах художественно-творческой и музыкальной деятельности при создании определенных условий, способствующих формированию у них самостоятельности, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-916815-1523214511.jpg)
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"
в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208601-1579440252.jpg)
Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему игр и упражнений»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Методическая разработка : Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста.
Активный и пассивный словарный запас. Теория и практические игры для детей....