Программа самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 - 5 лет"
рабочая программа

Юдина Надежда Александровна

Программа самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования г. Саяногорск

детский сад № 29 «У Лукоморья»

Программа

самообразования воспитателя

средней «Б» группы «Колобок»

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Воспитатель:

Давыдова Надежда Александровна

г. Саяногорск, 2021 – 2022 гг.

Введение

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Методы и формы: Развивающая игра; Наблюдение; Проблемная ситуация; Рассказ; Беседа; Интегративная  деятельность; Игры с правилами

Продолжительность программы: программа рассчитана на 1 год

Возраст обучающихся: 4 – 5 лет

Ожидаемые результаты:

1. Проявление интереса у детей к устному народному творчеству

2. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.

3. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.

4. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.

5. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми.

- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

-Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах.

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Октябрь

-Создание картотеки загадок.

-Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

-Досуг «Вечер загадок».

-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» -Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Ноябрь

-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

-Обустройство уголка ряженья с русскими национальными костюмами.

-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» -Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?», -Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).

- «Роль родителей в возрождении русских традиций»- консультация.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».

-Хороводы, народные подвижные игры.

- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Конкурс на лучшую книжку- малышку «Потешки, песенки».

Январь

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек) «Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование.

- «Рождественские посиделки» - (творческий вечер с участием родителей).

Февраль

-Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

- Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Знакомство с пословицами и поговорками.

Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

Март

-Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

-Знакомство с закличками, потешками о солнце.

-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

- Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» Развлечение «Широкая Масленица»

Апрель

-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

-Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. -Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».

-Консультация: «Почитай мне сказку, мама»

-Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

май

Самоанализ плана самообразования»

-Игры- драматизации по знакомым сказкам.

-Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Форма отчета:         Выступление на итоговом педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные сл...

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта....

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта...

Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Программа по самообразованию.Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Парциальная программа "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

Устное народное творчество (фольклор) является актуальным и эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста).  Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий...