Консультация для педагогов
консультация

Чорнопищук Наталья Викторовна

ВЛИЯНИЕ  РОДИТЕЛЕЙ НА  ФОРМИРОВАНИЕ  У  РЕБЁНКА КУЛЬТУРЫ  ПОВЕДЕНИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЛИЯНИЕ  РОДИТЕЛЕЙ

НА  ФОРМИРОВАНИЕ  У  РЕБЁНКА

КУЛЬТУРЫ  ПОВЕДЕНИЯ»

                                                        Воспитательный процесс есть процесс

постоянно длящийся, и отдельные

детали его разрушаются в общем тоне

семьи, а общий тон нельзя придумать и

искусственно поддерживать. Общий

тон, дорогие родители, создаётся

вашей собственной жизнью и вашим

собственным поведением.

А.С.Макаренко

Семья – клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающаяся, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели. Роль семьи в духовном становлении человека огромна. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая – её разносторонность. Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учёба эта особенно прочна и действенна ещё и потому, что не только и не столько проходит через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно в отличие от рассудочной памяти ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, несправедливостях и обидах.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

С чего начинается для нас новый человек? А начинается он с внешности, манеры, стиль поведения. Срабатывает, как его называют психологи, феномен первого впечатления, которое оказывается настолько сильным, что откладывает отпечаток на все последующее общение. «Сначала одобрят глаза, потом сердце». Хорошие манеры, соблюдение норм этикета, воспитанность вообще не просто этикетка, нечто внешнее. Они испокон века потому ценятся и почитаются в народе, что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека. Воспитанность - качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура). И то, насколько воспитанным и культурным человеком вырастит ребёнок во многом зависит от его родителей и от микроклимата в семье. Ребёнок, постоянно наблюдающий и впитывающий отношения равенства и уважения среди взрослых, никогда не поймёт, не примет и не простит грубости, произвола и бестактности в отношении его самого. Но часто родители поступают не так, как надо, и всё-таки поступают, потому что не знают, как поступить иначе. Распространённая ошибка воспитания – несогласованность родителей. Для малыша с первых его самостоятельных шагов возникает нелепый, недопустимый вопрос: кого слушать? Чьим советам отдать приоритет? Чью занять сторону? Представьте себе драму маленького человека, ежедневно с болью наблюдающего, как ссорятся, наносят друг другу оскорбления или просто молчат два любимых им, одинаково дорогих ему существа. В данном случае родительский авторитет рушится, прямо тает на глазах. И совсем не известно, на сколько воспитанным и культурным вырастет ребёнок, у которого был столь неудачный пример поведения перед глазами.

Часто такие дети выделяются в группе своим агрессивным поведением, неумением находить общий язык с другими детьми. Воспитателю в таком случае следует поднимать вопрос о культуре поведения не только на общих родительских собраниях, но и беседовать с родителями индивидуально.

В арсенале семейной педагогики имеются самые разнообразные приёмы и средства формирования культуры поведения. Но случается, к сожалению, что выбирают из них далеко не лучшие.

В моей практике встречались типичные ошибки родителей в воспитании детей, такие как несдержанность, грубость, наказание ребёнка при посторонних, приказной тон. С такими родителями приходилось беседовать индивидуально, проводить консультации.

Мои наблюдения позволили сделать вывод о том, что бесконечные назидания, упрёки, замечания, наказания, угрозы – малоэффективные средства воспитания. Используемые без меры, они вызывают подспудное, а иногда и открытое сопротивление, упрямое желание поступать по-своему, прочное отвращение к этикету вообще.

Нередко бывает, что отношения в семье хорошие, а дети, тем не менее, допускают грубые ошибки в поведении, выглядят невоспитанными. Вот простой пример. В мою группу поступил ребёнок с задержкой речевого развития, он не выговаривал многие звуки. Некоторые дети стали издеваться, шутить, высмеивать его. Мне пришлось провести беседу с этими детьми; на примере инсценировки сказки показать детям как бывает больно и обидно, когда другие смеются и издеваются.

Постепенно у детей сформировалось умение здороваться, приносить извинения, благодарить, оказывать услуги, пользоваться предметами быта. Однако важно, чтобы ребёнок умел не только что-то сделать, но и привык выполнять определённые обязанности. В привычке действия автоматизируются и совершаются на основе потребности поступать именно так, а не иначе. И здесь следует заметить, что согласованное взаимодействие родителей с детским садом помогает закреплению этих привычек. Привычка формируется упражнением. Чем чаще ребёнок повторяет нужные действия и поступки, тем поведение его становится непринуждённее и естественнее. Воспитатель ежедневно доброжелательно напоминает детям о том, что нужно здороваться, приходя в детский сад со взрослыми и с другими детьми; что нужно уважительно относиться друг к другу – где-то помочь, где-то уступить; что мальчики должны пропустить девочек вперёд и т.д.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я использовала такие произведения как «Медвежонок – невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л. Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и приличных манер. Малыш, который осуди медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться в дверь.

Считаю важным, что требования родителей и воспитателей детского сада к культуре поведения ребёнка должны быть взаимодополняемыми. И тогда дети будут воспитанными не только в присутствии родных, но и когда рядом посторонние люди. Важно, чтобы ребята относились к правилам культуры поведения положительно.

В заключение своего выступления хочу сказать, что невозможно заставить человека быть воспитанным. Воспитанность такое качество, которое нельзя насильно, искусственно привить.

Смел отец – мужествен сын, бескорыстна мать – щедра душой дочка, честны родители – чисты в своём поведении дети. Здесь срабатывает неукоснительный «закон зеркальности», в детях отражаются достоинства и недостатки родителей. Детство – самый активный период накопления опыта культуры поведения. Скажем, один мальчик строит дворцы из песка и глины, другой рушит. Если это не заметить, вырастет разрушитель. А вот строителя можно воспитать из любого, если, опять-таки, научить строить, помочь, оценить первые усилия созидания. Инерция – вещь опасная, а в семейном воспитании просто преступная. Откладывая на потом воспитание своих детей, теряя возможность общения с ними из-за суеты сует, мы пропускаем невозвратное.

                                        … Вы должны знать, чем живёт, интересуется,

                                        что любит, чего не любит, чего хочет и чего не

                                        хочет ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он

дружит, с кем играет и во что играет, что

читает, как воспринимает прочитанное…

Это всё вы должны знать всегда, с малых лет

вашего ребёнка. Вы не должны неожиданно

узнавать о разных неприятностях и

конфликтах, вы должны их предугадывать и

предупреждать.

                                        А.С.Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....