Наказания и их влияние на поведение ребенка
статья

Наказания и их влияние на поведение ребенка

  1. Порождает агрессию. Как и другие формы контроля, наказание часто формирует у детей агрессию, этот опыт становится вдвойне болезненным, потому что ребенок не в силах ничего с этим сделать.
  2. Показывает пример использования силы. Пример, который подает детям телесное насилие – это решение всех жизненных проблем с помощью силы. В сущности, все виды наказания учат чему-то подобному.
  3. Теряет эффективность. Чем старше становятся дети, тем труднее определить вещи, которые окажутся для них довольно неприятными. В какой-то момент родительские угрозы начнут звучать неубедительно, и дети будут просто отмахиваться от этого.
  4. Разрушает отношения. Когда мы наказываем детей, им крайне трудно продолжать считать нас заботливыми родителями, что жизненно важно для здорового психологического развития детей.
  5. Отвлекает детей от важных вопросов. Наказание не заставляет детей задуматься о том, почему они поступили плохо. Наказание заставляет думать о том, какие вредные родители и как они несправедливо поступают.
  6. Делает детей более эгоцентричными. Внимание ребенка направлено исключительно на то, как лично он пострадает, если нарушит правила, или окажет неповиновение взрослым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazaniya_i_ih_vliyanie_na_povedenie_rebenka.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Наказания и их влияние на поведение ребенка

Проблемы наказаний

Основная проблема детских наказаний в том, что эффект от них носит лишь временный характер. Страх и сила помогают добиться изменений только на непродолжительный период. Как только срок наказания истекает, ребенок начинает думать о том, что уже отработал свою повинность, и чувствовать себя независимым от ответственности в дальнейшем. Принуждение, приносящее мгновенный эффект, никогда не дает долгосрочных результатов. Принуждение может со временем исчезнуть, однако это вовсе не значит, что на смену ему придут ответственные поступки и решения. Угроза наказания может заставлять вести себя хорошо дома, и плохо в других местах (сад, школа и т.д.).

Наказания и их влияние на поведение ребенка

  1. Порождает агрессию. Как и другие формы контроля, наказание часто формирует у детей агрессию, этот опыт становится вдвойне болезненным, потому что ребенок не в силах ничего с этим сделать.
  2. Показывает пример использования силы. Пример, который подает детям телесное насилие – это решение всех жизненных проблем с помощью силы. В сущности, все виды наказания учат чему-то подобному.
  3. Теряет эффективность. Чем старше становятся дети, тем труднее определить вещи, которые окажутся для них довольно неприятными. В какой-то момент родительские угрозы начнут звучать неубедительно, и дети будут просто отмахиваться от этого.
  4. Разрушает отношения. Когда мы наказываем детей, им крайне трудно продолжать считать нас заботливыми родителями, что жизненно важно для здорового психологического развития детей.
  5. Отвлекает детей от важных вопросов. Наказание не заставляет детей задуматься о том, почему они поступили плохо. Наказание заставляет думать о том, какие вредные родители и как они несправедливо поступают.
  6. Делает детей более эгоцентричными. Внимание ребенка направлено исключительно на то, как лично он пострадает, если нарушит правила, или окажет неповиновение взрослым.

Чем больше мы полагаемся на наказания, тем меньше вероятность того, что дети задумаются над своими плохими поступками.

Не рекомендуется наказывать ребёнка за:

  • стремление к познанию: например, прыжки в лужах, чтобы проверить их глубину;
  • разборку предметов (пусть даже дорогих) на части;
  • исследование собственных половых органов;
  • особенности возраста и физиологии: неумение ходить на горшок, гиперактивность;
  • низкий уровень внимания, слабую память, проблемы с засыпанием;
  • поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • естественные эмоции;
  • проявление кризисов детского возраста (3 года, 7 лет);
  • неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне и т.п.

Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно.

Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого. Следует отличать своеволие от безответственности.

Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать его не следует. Детское мышление и память отличаются от  взрослого. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить.

Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.

После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить ребенка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком и рассказать о своей любви к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на формирование отклоняющегося поведения ребенка

В данной работе рассмотрена проблема связи особенностей семейного воспитания с формированием отклоняющегося поведения ребенка-дошкольника....

Влияние семейного микроклимата на поведение ребенка

Статья  в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Детство, открытое миру"....

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей»

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей». Прежде чем воспитывать ребенка - воспитайте себя. Посмотрите на себя и задайте себе...

Консультация для родителей "Воспитание эстетически-нравственных норм поведения ребенка и х влияние на формирование патриотизма детей 3-4 лет"

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близки...

«Темперамент и его влияние на поведение ребенка»

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рва...