Влияние семейного микроклимата на поведение ребенка
статья на тему

Иванова Ольга Викторовна

 Статья  в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Детство, открытое миру".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова О.В., Давыдик О.Л., Буланова Л.В., Гофман Е.А.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

города Омска «Детский сад № 336»

Влияние семейного микроклимата на поведение ребенка

«Тяжело передать словами то особенно светлое чувство,

 когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда.

 До глубокой старости остаются у нас какие-то

задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли»

К.Д.Ушинский

        Ежедневно, общаясь с детьми в дошкольном учреждении, замечаем, что их поведение, настроение и соответственно поступки разнятся. Причина этих перемен и заинтересовала нас. Приходят они в дошкольное учреждение из дома, из семьи. Тогда нам изначально следует разобраться, что сегодня включает в себя понятие «семья».

        Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С. В. Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности»

        Микроклимат в семье – это своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Понятия «благополучная», «не совсем благополучная», «неблагополучная семья» характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между супругами, между супругами и детьми, а  иногда супругами, детьми  и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.).[1,с 56-87]

        Ни для кого не секрет, что человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того каким было у человека детство, зависит весь склад его личности. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного действия. Почему же так важен микроклимат  семейных взаимоотношений?

        Дело в том типе общения, который отличает семью. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, в первую очередь близкими людьми. С этой позиции развитие личности предстает как развитие общения.

        Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье.

        Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается. Возможно семья, состоящая из матери и ребенка, вполне полноценна с позиции психологии общения. Правда достичь этого намного труднее, чем в большой полноценной семье с бабушками и дедушками, где это происходит естественно и как бы само собой в силу существующих в семье традиций и жизненного уклада. В то же время нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на ее, казалось бы, исчерпывающее благополучие, образованности родителей и т. д.

        Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной среде. Депривация – неудовлетворение потребности ребенка в общении – может иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в качестве.

        Что же есть такое в семье, что так трудно воспроизвести в государственном учреждении? Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует, что он беспредельно дорог родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками, и, всегда будет оставаться таковыми, несмотря ни на что. Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят родне, близкие люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Ласки, поцелуи – это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно если по каким-то причинам он испытывает дискомфорт.  Правда, следует учитывать, что всему свое время, поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.

        Специальное изучение влияния семьи на психическое состояние ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родителями, в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяют весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности, черты характера  и модель поведения.

        При всем разнообразии внутрисемейных отношений, зависящих от традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа отношений к детям.

        В одном случае главным ориентиром является ребенок, а в другом – взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.

        Как же достичь такого взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного?

        На такие вопросы нельзя дать однозначного ответа. Главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь к глубокому внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где – себялюбием и предрассудками. Следует помнить, не может быть внутренней свободы без нравственных ориентиров, как не может быть формирования гармоничной личности без нравственного воспитания.[2,с.96-105].

        Как было бы здорово, если бы к крошечной ножке каждого появляющегося на свет малыша крепилось персональное пособие по его воспитанию! И если бы всем новоиспеченным мамам и папам делали прививку – противоядие от повторения ошибок их собственных родителей! А еще хотелось бы, чтобы у всех людей, занимающихся воспитанием детей – матерей и отцов, бабушек и дедушек, педагогов и друзей,- были устройства для чтения мыслей. Уж тогда они ни в коем случае не понимали бы превратно намерения малышей и не допускали бы ошибок в воспитании! И как хорошо было бы, если бы каждый ребенок рос здоровым, счастливым, безмятежным и свободным!

        Увы, нет на маленьких ножках никаких руководств, не существует пока на свете ни приборов для чтения мыслей, ни вакцин, которые бы помогли взрослым, но именно от родителей будет зависеть, станет  ли ваш ребенок агрессивным, упрямым, беспокойным, тревожным, застенчивым или гиперактивным. [3, с. 3]

        Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд. Однако при всей универсальности и незаменимости семейного общения все же современная семья не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Дошкольное образовательное учреждение может и должно восполнить эту сторону жизни ребенка. Однако чтобы эта возможность стала действительностью для всех детей, необходимо лозунг о единстве общественного и семейного воспитания сделать реальной жизнью. Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы нам, взрослым, суметь взглянуть на мир глазами наших детей и сделать их интересы нашими собственными.

Список литературы:        

  1. Акимова Л.А. Социология досуга.  -  М.: МГУКИ, 2005. - 149с.
  2. Коробицына Е.В.  Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Волгоград,  Издательство «Учитель», 2009. - 133с.
  3. Шитова Е.В.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Волгоград,  Издательство «Учитель», 2011.-169 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Влияние семейного воспитания на развитие ребенка. "

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семейное воспитание органичн...

Конспект родительского собрания. «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка».

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с деть­ми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотнош...

"Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка"

Выступление на родительском собрании . На татарском языке....

Семейный микроклимат в воспитании ребенка

Как семейный микрклимат влияет на развитие ребенка...

Влияние семейных ссор на психику ребенка

Влияние семейных ссор на психику ребенка...

Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка

Консультация для родителей дошкольников...